Активизация умственного и творческого потенциала обучающихся с ОВЗ


Активизация умственного и творческого потенциала
обучающихся с ОВЗ
Вопросы активизации умственного и творческого потенциала обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит его результат развития и воспитания обучающихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении.
. Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. Активизация умственного и творческого потенциала обучающихся совершенно необходима и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), особенно остро данный вопрос стоит в последнее время – время инклюзивного образовательного пространства.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Именно инновации (нововведения) являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности обучающихся. Этому способствует и проектное обучение. Выполнение заданных работ формирует у учащихся навыки самообразования, активизирует интеллектуальный потенциал. Включение метода проектов в учебный процесс даёт возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы поиска.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла.
Значительная часть проектной деятельности – собирание материалов, применение на практике добытых материалов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - происходит вне стен школы, а для наших обучающихся вне дома. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием. Обучающимся с ОВЗ вести проектную деятельность становится необходимостью жизни, так как происходит социализация и гуманизация личности ребенка.
Виды проектов по русскому языку и литературе можно разделить по следующим направлениям: по доминирующей деятельности учащихся, по предметно-содержательной деятельности, по характеру координации проекта, по количеству участников проекта.
Познакомимся с реализованным культурологическим проектом «Я умею общаться» в 2013 году с обучающейся с ОВЗ Настей М.. Ученица с гуманитарными наклонностями, увлекается балетным, оперным искусством, часто посещает спектакли и любит их анализировать.
Педагог, разрабатывая данный проект, решил расширить границы интеллектуального развития девочки, предложив познакомиться с живописью современных чувашских художников, в частности с творчеством Заслуженного художника России и Чувашии Бритвиным Глебом Викторовичем. Вся работа длилась около 3 месяцев, в ходе которой деятельность разбили на несколько этапов: знакомство с биографией и творчеством мастера; подготовка к интервью по Skype, продумывание вопросов, вида интервью; реализация встречи; оценка проекта и рефлексия; создание учителем видеоролика.
Предлагаем вниманию часть интервью:
Настя:
А чем Вы занимаетесь, кроме иллюстрирования. Какой метод используете чаще?
Бритвин В.Г.
Я пишу маслом картины и люблю создавать графические работы. Кроме того преподаю в Чебоксарском художественном училище, учу рисовать детей.
Настя:
Пишите ли Вы на мистическую тему? Есть ли картины на эту тему?
Бритвин В.Г.:
Пожалуй, что есть. Некоторые картины вполне можно отнести к этой категории. Например, у меня есть серия картин, связанных с вымышленными играми, которых не существует на самом деле. Также имеются некоторые произведения, написанные по мотивам моих сновидений.
Позже было проведено развёрнутое внеклассное занятие, где помимо самого интервью с Бритвиным Г.В., ученица познакомилась с азами журналистики, видами интервью, провела самостоятельный анализ интервью композитора Р.Щедрина телекомпании «ТВ-центр», взятого с «Youtube», с помощью педагога девочка овладевала техникой речи, её орфоэпической стороной. Например, проговаривая такие рифмованные строчки:
От дождя сероватая,Грустит в аллее стАтуя
Поставь картину на мольберт,Чтоб оценил её экспЕрт
Театральный интерьер -
Галёрка, ложи и партЕр.
Таким образом, данный проект пробуждает учащуюся
проявить интеллектуальные, нравственные и коммуникативные качества личности. В воспитании и образовании школьников, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья, особую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся для ребят «окном в мир», но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Дети-инвалиды зачастую изолированы от активного образа жизни, испытывают вакуум живого общения с людьми.
Занятия по предлагаемому проекту предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Занятия направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитии фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко. Занятия по проекту воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближним окружением, способствуют укреплению нравственной позиции школьников.