ПРОГРАММА по активизации творческого потенциала обучающихся и повышению качества знаний по географии


Утверждена Согласовано
на МО педагогов школы руководитель МО
№ 7 от 28.08.2012год ________________
Бандура М.Г.
ФИЛИАЛ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С. ШИРОКИЙ ЛОГ
ПРОГРАММА
по активизации творческого потенциала
обучающихся
и повышению качества знаний
по географии
автор: учитель географии
СОШ с. Широкий Лог
Короткова Г.О.
2012 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
ВИД: модифицированная
ПЕДАГОГ Короткова Г.О.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ география
ВОРАСТНОЙ ДИАПОЗОН 5-11 классы
ПРОБЛЕММА:
В традиционной системе обучения не всякий труд есть деятельность, ибо ученик не является субъектом учебного процесса (инициатором, творцом). На уроке он зачастую выполняет функцию пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации. В основе учения лежат сообщения, навязанная готовая информация. Учение по готовым образцам и правилам, отсутствие способности выразить свою позицию приводят к неспособности осмыслить глубину и сложность изучаемого учебного материала и социальных взаимоотношений, выработать собственное отношение к происходящему.
ОБОСНОВАНИЕ:
Повышение эффективности образовательного процесса, через задачи воспитания всесторонне развитой, творческой личности.
ПРИНЦИПЫ:
Доступность обучения. Научность. Преемственность. Последовательность. Систематичность. Наглядность. Дифференциация и индивидуализация. Взаимодействие и сотрудничество. Сознательность и творческая активность. Продуктивность.
ЦЕЛЬ:
Создание совокупных психолого-педагогических и методических условий для активизации творческого потенциала обучающихся и повышение качества знаний.
ЗАДАЧИ:
Формирование устойчивого интереса к географии с помощью технологии АОС.
Активизация творческого потенциала обучающихся при широком внедрении в преподавание географии информационно-коммуникационных технологий и моделирование проектно-исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями.
Формирование положительного образа региона, через краеведческий подход при обучении географии.
Создание условий для творчества и самоподготовки с помощью инновационных средств обучения.
Активизация внеклассной работы по предмету.
ЭТАПЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ:
I – познавательно-информационный;
Развивается эрудиция, обучающиеся получают и накапливают определённый объём информации.
II- эмоционально-ценностный;
На этом этапе происходит осознание ценности полученной информации, для осуществления творческой деятельности.
III- потребностно-мотивационный;
На этом этапе вырабатываются внутренние мотивы, без всяких усилий со стороны обучающегося, вследствие интереса (мотивы, направленные на деятельность). У обучающегося появляются желания решать проблему и применять географические знания.
IV- деятельный;
Это этап применения теоретических знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
V- интеллектуальный;
На этом этапе обучающиеся анализируют информацию, исследуют проблему, разрабатывают проект.
VI- самореализации;
Этап оптимизации и саморазвития. Обучающиеся осознанно подходят к творческой деятельности и приходят к осознанию проделанной работы.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Учебный год Мероприятия
2012-2013 1.Изучение нормативно-правой базы, подзаконных документов.
2. Диагностика обучающихся с целью выявления мотивов познавательных интересов.
3. Активизация творческого потенциала обучающихся при помощи дифференциации и индивидуализации в прцессе обучения и воспитания:
1) разработка программы;
2) создание учебно-методического обеспечения.
4. Использование в процессе обучения и воспитания проектно-исследовательской деятельности:
1) подготовка проектов, исследовательских работ;
2) защита работ на конференциях;
3) внедрение проектов в жизнь.
5. Активизация воспитательной работы:
1) доработка программы школьного лесничества;
2) разработка нормативных документов школьного лесничества;
3) участие в конкурсах.
6. анализ учебной и воспитательной работы.
2013-2014 1.Апробация программы дифференциации и индивидуализации в процессе обучения и воспитания в одном классе.
2. Оформление наглядно-дидактического материала.
3. Создание условий для творчества с помощью инновационных средств обучения:
1) использование новейших технических средств;
2) выполнение практических и исследовательских работ с использованием мини лабораторий.
4. Активизация внеклассной работы (школьное лесничество):
1) участие в областном конкурсе «Подрост»;
2) участие в областном слёте школьных лесничеств.
2014-2015 1.Переход в режим функционирования программы дифференциации и индивидуализации в процессе обучения.
2. Организация исследовательской и проектной деятельности в системе:
5 класс – подготовительный этап;
6 класс – творческий этап;
7-8 класс – развивающий этап;
Старшие классы – исследовательский этап.
3. Применение на уроках принципов педагогической техники.
2015-2016 1.Обобщение опыта работы по программе дифференциации и индивидуализации в процессе обучения.
2. Мониторинг работы системы творческого потенциала обучающихся.