Выступление на тему «Организация научно-исследовательской проектной работы с учащимися на уроках истории»


Организация научно-исследовательской проектной работы с учащимися на уроках истории
Учитель: Фандеева И.Б.
«Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, - я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,И это станет моим навсегда».
Древняя китайская пословица, которую я взяла эпиграфом, на мой взгляд, чрезвычайно актуальна, поскольку настоящий этап развития общества диктует необходимость такой организации образовательного процесса, где ведущими целями становятся развитие способностей и познавательных интересов детей.Научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии – задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени.
Для реализации этих задач в педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы и делать выводы. К ним относятся проектные технологии, которые можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе. Я считаю, что именно проектная деятельность позволяет индивидуализировать образовательный процесс, создает благоприятные условия для развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности учащихся.В современной отечественной педагогике существует несколько классификаций проектов, однако, практика показывает, что обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
В своей педагогической практике на уроках истории я чаще всего использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.
В рамках внеурочной деятельности по ФГОС с учащимися 1 -2 классов подготовлены проекты «Моя родословная», «Старая фотография рассказала», «Памятные места родного края»
В 5-6-х классах , на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов:- прикладной – «Картинная галерея древних» (Наскальная живопись)- ролево-игровой – «Я – ученик афинской школы», «Одежда Древней Греции»-информационный – «Семь чудес света», «Рюриковичи – история в портретах»На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Рыцарский кодекс – устарел ли он в наше время?».По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты.Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности.Результатами данной работы стали: презентации, доклады, выставка рисунков.Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.Хочу отметить, что проекты в 7 – 8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.По составу участников проекты могут быть индивидуальными и групповыми.Так, учащиеся 9-х классов выполнили групповой среднесрочный информационный проект «Наш край в годы Великой Отечественной в», «Сталинградская битва». Примером среднесрочного индивидуального проекта может быть работа над составлением календаря событий определенного периода истории нашей страны. Например, при изучении периода правления Екатерины II в я предлагаю учащимся следующие направления для составления календаря событий:- развитие экономики- законотворчество- внешняя политика- развитие культуры и другие.
Учащиеся самостоятельно выбирают темы исследования, критерии отбора и систематизации материала.На уроках повторения и обобщения возможны краеведческие проекты в качестве домашнего задания и мини-проектов.Результатами таких проектов стали виртуальные экскурсии:«Памятные места родного края»
«Народные традиции и праздники» и др.
В рамках районного конкурса исследовательских работ учащихся девочки 7 класса выполнили исследовательский индивидуальный проект «Архитектура родного края», «Минин и Пожарский».С учащимися 8 класса был подготовлен проект «История 20-го танкового корпуса», посвященный 70-летию освобождения Болховского края в Великой Отечественной войне.В течение двух месяцев были проанализированы архивы – фронтовые письма и фотографии, сообщения командования, газеты военного времени, рассказы очевидцев. Благодаря этому были реализованы основные цели и задачи проекта:• Повышение интереса к изучению истории страны• Формирование чувства гордости за свою страну• Формирование умений самостоятельного определения задачи проекта, отбора необходимого материала, метода анализа ситуации• Развитие коммуникативных умений и навыков
Для оформления презентации по данному проекту были подготовлены карты, отобраны фотографии, музыкальное оформление. Представление проекта осуществлялось на районной интеллектуальной игре «Эрудит – 2013».
Это говорит о большом интересе к данной проблеме, формировании навыков поиска, отбора и анализа необходимой информации, развитии умений оформления иллюстративного материала, формировании коммуникативных умений и навыков; способности ориентироваться в информационном пространстве.
Метод проектной деятельности предполагает, что после проведения исследования, результат должен быть представлен в виде завершенной работы и презентации полученных результатов. Очень важно, чтобы работы учеников были представлены в каком- либо конкурсе или конференции. Это очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны.
В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества:• развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;• развивает творческие способности и самостоятельность;• он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;• он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;• позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами.Я считаю, что использование проектной научно-исследовательской деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.