Открытый Урок по окр.миру Экосистема озера

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"

Цели:
Образовательные:
Актуализировать знания об экосистеме, как ячейке живой оболочки Земли;
Дать представление об экосистеме озера, познакомить с ее обитателями;
Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование;
Учить применять полученные знания в знакомой ситуации.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение сопоставлять и делать выводы.
Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом через работу в парах.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к знаниям;
Воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение в природе, любовь к природе.
Оборудование:
А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. ("Обитатели Земли"). Учебник в 2-х частях. Часть 1.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система "Школа 2100");
А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 3 класс. (Обитатели Земли). - М.: Баласс, 2008. (Образовательная система "Школа 2100");
карточки с опорными словами к понятию «экосистема»; памятка №1(работа в группе) листы самооценки (результаты исследования); карточки-задания; карточки-слова для цепи питания.
мультимедийная установка;
видеофильм «Озеро Байкал»
демонстрационные карточки (структура экосистемы),
иллюстрации с изображением обитателей озера,
раздаточный материал,
выставка книг,
доклады учащихся.


Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Совместное открытие новых знаний.
Первичное закрепление.
Итог урока.
Домашнее задание.
Рефлексия.
слайд № 1
Ход урока.
1.Организационный момент.
– Сегодня у нас необычный урок. Вы готовы к сотрудничеству? слайд № 2 Интересным наш урок получится при совместной работе.

2. Наблюдение за природой.
слайд № 3
- Какое сейчас время года?
- Какие зимние месяцы вы знаете?
На доске:
Декабрь – студень, стужайло, лютень.
В древние времена на Руси декабрь называли «студень»: в этом месяце начиналась зима, приходила стужа, становилось студёно. От слов стужа, стынуть, застывать – древнее название месяца.
- Про декабрь говорят, что он год кончает, зиму начинает.
- Как вы понимаете смысл этой поговорки?
- 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Что это значит? (самый короткий день, самая длинная ночь)
- Именно поэтому говорят, что в декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.
- А какие поговорки и приметы о зиме знаете вы?
9 декабря – Юрьев день (Медведь засыпает в берлоге. В этот день ходили слушать воду в колодцах: тихо – зима будет тёплая, звуки – сильные вьюги и метели)
10 декабря – день рождения русского поэта Н.А.Некрасова (1821-1877)
3. Актуализация знаний.
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (Об экосистеме, о почве.) слайд № 4
- Что такое почва? (Почва – это верхний плодородный слой земли. Почва – важнейшая составная часть экосистемы)
- Какую роль в экосистеме играет почва? (В почве завершается круговорот веществ)
слайд № 5 (пустой) на доске - карточки-слова.
единство живая и неживая природа сообщество живые организмы
разные профессии способно совместные усилия поддержка круговорот веществ
- Для определения какого понятия эти слова являются опорными? (Это опорные слова для определения экосистемы)
- Назовите составные части экосистемы. слайд № 6 (Экосистема включает в себя воздух, воду, почву, горные породы, производители, потребители и разрушители)
- Распределите их на части.
Живая природа:     
Неживая природа:

Производители
вода

Потребители
воздух

Разрушители
почва

 
горные породы

Учитель обращает внимание детей на то, что экосистема разделена на 2 части: живая и неживая природа.
- Какой процесс происходит внутри экосистемы? (круговорот веществ). слайд № 7
- Как вы понимаете сочетание слов "круговорот веществ"? (учебник стр .29 - цепочка превращений, которая начинается одним и тем же веществом).
- Скажите теперь, что такое экосистема? (Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)
- Какие экосистемы существуют? (Луг, лес, поле, озеро, болото).
- Сегодня мы поговорим об одной из экосистем. О какой, узнаете, отгадав загадку:
Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляют прически. И месяц, и звезды – в нем все отражается. Как это зеркало называется? (озеро)
4. Совместное открытие новых знаний.
А) Сообщение темы и цели урока.
- О какой экосистеме пойдет речь на уроке? (об экосистеме озера). слайд № 8
- Чтобы начать знакомство с новой темой, мы должны вспомнить, что такое озеро?
слайд № 9
(Озера – естественный водоём, замкнутый в берегах).
(сообщение) Велик и разнообразен мир озёр! Среди них есть водоёмы, такие
огромные, как моря, и столь малые, что площадь их исчисляется квадратными метрами.
Есть в мире озёра глубокие, как моря, а у других слой воды измеряется десятками
сантиметров.
И цвет воды у озёр бывает самый разнообразный: светлый, тёмный,
молочный, коричневый, оранжевый.
Различны озёра и по своему внешнему облику. Одни заключены в глубоких
крутых провалах, другие окаймлены золотистыми песчаными пляжами или
луговыми берегами.
Во многих озёрах ключом бьёт жизнь. Но есть водоёмы, воды которых мертвы, а берега
лишены растительности.
В одних озёрах вода пресная, а в других солёная или горько-солёная.
Много озёр на земном шаре. Их можно встретить в горах и на равнинах, среди
густых лесов и в знойных песках пустынь, под тропиками, в тундре,
среди ледяного безмолвия Арктики и Антарктиды.
Сколько же озёр на нашей планете? Лишь по самым приблизительным прикидкам
можно сказать, что на Земле не менее десяти миллионов больших, средних, малых
озёр и водохранилищ.


слайд № 10
Несмотря на такое многообразие озер, их все можно разделить на 2 вида: проточное,
через которое может протекать или вытекать река и бессточное. Большинство глубоких озер
России – проточные.

Б) Постановка задачи урока.
- Откройте учебник на стр. 46. Наши друзья Лена и Миша отправились купаться на озеро. Прочитайте самостоятельно диалог между ними.
- Какой возникает вопрос? (Почему озеро превращается в болото?)
- Захотелось ли вам больше узнать об экосистеме озера?
- Какова задача нашего урока? (Больше узнать об обитателях озера; выяснить, как живет экосистема озера).
На уроке вы узнаете: слайд № 11
- Какие организмы живут в озере?
- Какова их роль?
- Можно ли считать озеро экосистемой?
- Как живет экосистема озера?
В) Совместное открытие новых знаний.
- Сегодня мы должны разобраться и найти ответ на этот вопрос. Для этого вы снова станете  исследователями. Работать вы будете в группах. слайд № 12 Прежде чем начать работу, нам надо вспомнить правила работы в группе. У вас на столах лежат памятки. Повторим: (Дети рассказывают правила.)
Правила работы в группах
говорим вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, если непонятно, переспросите партнера, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника.
учебник стр. 47. Рассмотрим рисунок.
- Кто обитает в озере? (Озвучивание иллюстрации учебника) – I группа
- Чем в этой цепи являются водоросли? (Производителями) – II группа
слайд № 13
- Экосистема озера двухэтажная. Верхний этаж составляют мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течением, их называют планктоном. К нему относятся одноклеточные растения – водоросли и животные. слайд № 14
На дне растут более крупные растения: элодея, хара.
Вблизи берегов видны кувшинки: белые - лилии и желтые - кубышки. Они являются исчезающими видами растений и занесены в Красную книгу.
слайд № 15,16 Также по берегам озер растет рогоз (его ошибочно называют камышом), камыш, осока, радуют глаз незабудки.
Это озерные производители.
- Назовите потребителей. – III группа
слайд № 17 Множество одноклеточных водорослей привлекает внимание потребителей. Среди них преобладают мелкие рачки: циклопы, дафнии. Их используют в качестве корма для рыб любители аквариумов. Они фильтруют воду, забирая мелкие водоросли. Один такой рачок, которого можно увидеть только в лупу, пропускает за сутки 1 литр воды. Рачками кормятся многие рыбы: слайд № 18 карась, плотва, линь, пескарь.
Этими рыбами в свою очередь нередко лакомятся хищные рыбы: слайд № 19 щука, слайд № 20 окунь
Это озерные потребители.
- Какая «профессия» у рака, беззубки, бактерий? (Разрушители) Проследите, как они взаимосвязаны друг с другом? – IV группа
На дне водоемов живут различные слайд № 21,22 разрушители, которые кормятся остатками умерших организмов. Это многочисленные микробы, раки, улитки и мотыль – небольшие красные червячки, личинки комаров. (сообщение)
Вывод: Все перечисленные и многие другие обитатели приспособились к совместной жизни в озере и составляют единое сообщество, которое способно поддерживать круговорот веществ в экосистеме озера. слайд № 23
Физкультминутка. слайды № 24-35
стр. 47 учебник, стр. 23 №1 в тетради
слайд № 36 - Попробуйте самостоятельно подписать на схеме обитателей озера, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера. (Идет самостоятельная работа. Параллельно один ученик работает у доски, заполняя схему. После завершения работы идет проверка выполнения задания).
- Обитатели озера соединены зелеными стрелками. Что они обозначают? (Цепи питания. Передачу органического вещества). Запишем ответ в рабочей тетради.
- От бактерий к водорослям идет коричневая стрелка? Что она обозначает? (Передачу минерального вещества. Микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям). Запишем ответ в рабочей тетради.
Вывод: Таким образом, через разрушителей цепи питания замыкаются в круговорот.
Г) Постановка проблемы.
- Обратите внимание на то, что от мертвых организмов идет черная стрелка, направленная вниз. Что она обозначает? (Предположения детей)
- Перечитаем диалог Лены и Миши на странице 46. Ребята помогут вам найти ответ на этот вопрос. (Чтение диалога вслух по ролям).
- Теперь ответьте письменно на вопрос, что обозначает черная стрелка? (Разрушители не справляются со своей работой. А это значит, что круговорот веществ не полностью замкнут).
- Что же произойдет с озером, если круговорот веществ не полностью замкнут. (Со временем озеро превратится в болото).
- В чем причина? (Разрушители не справляются со своей работой).
- Прочитаем вывод на странице 46 и сравним его с нашим выводом.
- Что сильнее боится загрязнения: озеро или река? Почему? (стр. 49 – учебник, вопрос №6)
- Так же как у реки, дерева, животного, человека, так и у озера есть свой срок жизни: оно рождается, достигает зрелости, умирает. Но у каждого озера свой срок, своя судьба. Нередко виной преждевременной гибели озера становится сам человек. Озеро могут погубить бытовые и промышленные стоки, спускаемые в него человеком. Они отравляют все живое. В озере бурно разрастаются микроскопические водоросли и заполняют весь водоем. И только разумное поведение человека продлит жизнь озера, позволит ему жить долго.
4. Первичное закрепление.
- Почему живая природа в экосистеме разделена на три профессии? (Потому что существуют кормильцы, едоки и мусорщики и они связаны между собой).
стр. 23 №2 в тетради
- Надо определить профессии живых организмов. Назовите: I группа - производителей, II группа - потребителей, Ш группа - разрушителей.
- - Пользуясь рис. на стр.47  цепочку питания составит IV группа
- С какой профессии всегда начинается цепочка питания? (Производители)
слайд № 37,щелчок
водоросли -> дафнии -> уклейка ->окунь -> бактерии
- А теперь каждая группа составит цепочку питания. У вас на столах лежат карточки.
- Проверим. Какие цепи питания у вас получились?
Камыш -> плотва -> окунь -> щука -> мотыль слайд № 37,щелчок
- Вы хорошо справились с этим заданием.
- Что произойдет, если представители одной из профессий исчезнут? (Нарушится круговорот веществ в экосистеме). слайд №
- Могут ли они поменяться профессиями?
слайд № 38 (пустой) задание на карточках.
- Наведите порядок в цепи живых организмов, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой).
Практическое применение знаний, полученных на уроке.
Тест с использованием ИКТ (возможно использование, как в электронном, так и в бумажном варианте)
- Установите соответствия. Подберите к левой части подходящую по смыслу правую часть.
Живой фильтр озёр - это
рогоз

Экосистема - это
беззубка

Если круговорот в экосистеме замкнут не полностью, то
кувшинка, элодея, хара

Растение озера, которое часто называют камышом -
рака, беззубку, мотыля

Санитарами озёр считают
условия в экосистеме постепенно меняются

Вода в озёрах иногда имеет зелёный цвет, потому что
единство живой и неживой природы, в котором поддерживают круговорот организмы разных профессий

Растения озера - это
скопление воды в природном углублении на суше

Озеро - это
много мельчайших зелёных водорослей (биопланктон)


5. Итог урока.
- Какую экосистему изучали на уроке?
- Удалось нам разобраться, как живет экосистема озера.?
- Какие профессии живых организмов есть в озерной экосистеме?
- Какая особенность у круговорота веществ в экосистеме озера? (Круговорот веществ в озере не полностью замкнут).
- Как вы думаете, какую экосистему будем изучать на следующем уроке? (Экосистему болота).
- Почему? (Озеро рано или поздно превращается в болото)
- Конечно, нельзя остановить этот естественный процесс. слайды № 39-44 Но человек в силах продлить жизнь озера, замедлить его старение. Для этого нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы в его воду поменьше попадало загрязняющих веществ. Периодические очистки озера и углубление дна также помогают продлить его жизнь.
Каждый несорванный цветок, не сломанная ветка, не пойманная стрекоза, бабочка, не брошенная бутылка – это ваш небольшой вклад в большое дело – сохранение природы для будущих поколений. Помните об этом, ребята!
6. Домашнее задание. слайд № 45
Прочитать материал урока 12, ответить на вопросы на странице 49.
Составить памятку об охране озер.
Нарисовать плакат, призывающий бережно относиться к озерам.

- К сегодняшнему уроку вы подготовили сообщения об обитателях озера. На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Также вы можете взять в школьной библиотеке и прочитать книги об озёрах.
Рефлексия. слайд № 46
- С какими мыслями каждый из вас уходит с урока? Кто хочет их произнести вслух? Заполните лист самооценки.
слайд № 47
Лист самооценки _________________________
Работа на уроке
Оценка ученика
Оценка учителя

1. Помогал выполнять задания в группе
 
 

2. Работал на уроке с учебником, выполнял письменные задания
 
 

3. Внимательно слушал учителя, одноклассника
 
 

4. Активно работал на уроке
 
 











13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315