Урок по гражданскому образованию по теме ,,Правила поведения в обществе


Калитенко Светлана Жоржевна
Тема: «Правила поведения в обществе»
(с использованием сказки И. Гадичкова «Если хочешь иметь друзей» и сказочных героев)
Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения
Задачи:
Формировать навыки культуры поведения младших школьников.
Развивать речь, мышление, воображение.
Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.

ХОД УРОКА
Организационный момент
Сегодня наш урок будет посвящен правилам поведения в школе. К нам в гости шел лесовик и нес письмо, в котором было что-то для вас написано, но он упал и из письма высыпались все слова. Для того чтобы понять что за текст был написан в этом письме надо помочь ему ответить на вопросы. Эти ответы и будут текстом письма. Сначала вам надо распределиться на 2 группы, чтобы удобнее было работать. Возьмите каждый по жетончику. Дети с жетончиками одинакового цвета объединяются в одну группу. Сегодня мы разберем различные школьные ситуации, и решим, кто из героев литературных произведений был не прав, и как вам не повторить таких ошибок. С вами вместе будут работать Бармалей, Старуха Шапокляк и Буратино. Как вы думаете, почему?
Ответы детей (эти герои не знают правил поведения).
Основная часть
У вас на столах лежат карточки с заданиями. Откройте первый конверт.
В этом конверте игра"Доскажи словечко". Вам нужно выразительно прочитать стих и добавить в нем пропущенное слово. Эта игра поможет вам найти первое правило поведения.1 команда
Если встретился знакомый,Хоть на улице, хоть дома -Не стесняйся, не лукавствуй,А скажи погромче ….(здравствуй)Вылез Крот на белый светИ сказал Ежу … (привет)Если просишь что-нибудь,То сначала не забудьРазомкнуть свои устаИ сказать …(пожалуйста)Если невежей прослыть не хотите,Очень прошу вас - будьте мудры,Вежливым словом просьбу начните:Будьте ….(любезны)Будьте ….(добры)
2 команда
Порвал ВоробейПаутинные нити.Чирикнул смущенно:Ну ….(извините)Если встретилась компания,не поспешно, не заранее,А в минуту расставанияВсем скажите: ... (до свидания)Когда я что-то подарю,Мне говорят:...(благодарю)Если словом или деломВам помог кто-либо,Не стесняйтесь громко, смелоГоворить:...(Спасибо)Играл Медвежонок на кухне в футболИ перебил ненароком посуду.К Медведице- маме понурый пришёл:…(Прости) меня, мама, я больше не буду!
Какое правило нужно соблюдать культурным людям?
-Необходимо быть вежливым и при встрече с людьми здороваться.
Как вы можете поздороваться со знакомыми вам детьми?
-здравствуй, привет, доброе утро.
А со взрослыми?
-Здравствуйте.
Давайте запишем первое правило в наш свиток.
Записывает его Бармалей.
1 правило ( на карточке) при входе в школу приветствуем людей, уходя говорим до свидания. Благодарим тех, кто сделал что-то хорошее, извиняемся за свои неправильные поступки.
А как приветствовать учителя во время урока?
Вставайте дружно каждый разКогда учитель входит в класс.Учитель спросит, надо встать,Когда он сесть позволит, сядь.Откройте 2 конверт.
В нем лежит стихотворение ,которое нужно инсценировать и прочитать выразительно. Затем назвать неправильные поступки героев и вывести второе правило поведения .1 команда
«Перемена, перемена!» -Заливается звонок.Первым Вова непременноВылетает за порог.
Вылетает за порог –Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,Продремавший весь урок?
Неужели этот ВоваПять минут назад ни словаУ доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,С ним бо-о-льшая перемена!Не угонишься за Вовой!Он, гляди, какой бедовый!Он за пять минут успелПеределать кучу дел:
Он поставил три подножки(Ваське, Кольке и Серёжке),Прокатился кувырком,На перила сел верхом,Лихо шлёпнулся с перил,Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,Попросил списать задачи, -Словом, сделал всё, что мог!Ну а тут – опять звонок…Вова в класс плетётся снова.Бедный! Нет лица на нём!
- Ничего, - вздыхает Вова, -- На уроке отдохнём!Старуха Шапокляк.- Какой хороший мальчик! Очень правильно делает.
Дети объясняют, почему он не прав.
2 команда
Я бываю нем как рыба,Часто бегаю, как лось,По-собачьи как-то плаватьМне на речке довелось.Говорят я очень хитрый,Словно лис в лесу густом.Иногда труслив как заяц,Что укрылся под кустом.А ещё могу реветьОчень громко, как медведь!Тихой быть могу овечкойИ упрямым как осёл.Говорят, как черепаха,Я из школы с двойкой шёл.Я болтливый как сорока,Забияка – как петух!Во дворе, в жестокой схватке,Заменяю сразу двух.А ещё бываю яИзворотлив как змея.Как мартышка я кривляюсь,Ржу как лошадь: Иго-го! –А вообще-то я нормальный,Я как все, я ничего!
Какие правила нарушили герои этих стихов?
Сформулируйте, чего нельзя делать на перемене и на уроке.
-бегать, кричать, дразнить одноклассников, кривляться, специально не выполнять требования взрослых.
Давайте запишем второе правило.
Записывает его Старуха Шапокляк.
2 правило на карточке. Запрещается :бегать, кричать, дразнить одноклассников, кривляться, специально не выполнять требования взрослых. Ответить хочешь, не шуми,а только руку подыми.
3 задание.
В 3 конверте лежат стихи, разрезанные на полоски. Соберите стихотворение, почитайте его выразительно и назовите следующее правило.
1 команда
Приучай себя к порядку,Не играй с вещами в прядки,Каждой книжкой дорожи,В чистоте портфель держи.Не отправится охотникНа охоту без ружья,Не оставит плотник домаМолотка или гвоздяНо и ты не должен оставлятьДома книжку и тетрадь.
Буратино.-А я Азбуку свою продал за 5 золотых. (С сожалением)
2 команда
У бойца кавалеристаСеребром горит клинок,Содержи и ты в порядкеПарту, книжки и тетрадки.В нашей школе есть закон,Вход неряхам запрещен.
Назовите правило.
-С собой нужно приносить все вещи необходимые для уроков и содержать их в порядке, не разбрасывать, не пачкать.
Запишите его.
Записывает Буратино.
3 правило -С собой нужно приносить все вещи необходимые для уроков и содержать их в порядке, не разбрасывать, не пачкать.
 Откройте 4 конверт и найдите в нем картинку. На ней изображены дети, нарушившие правила поведения в школе. Расскажите по картинке, что нарушили дети.
- Предлагаю вам поработать в группах с картинками. На каждой картинке своя ситуация. Обсудите правильность поведения учащихся. Если вы решили ,что дети поступают правильно, то закрасьте кружок зелёным цветом, а если неправильно – красным. После окончания работы один представитель от группы расскажет о вашем решении.
1 картинка Дети мусорят в классе, ребенок лежит на парте
2 картинка дети смеются, качаются на стуле, толкают соседа по парте
Давайте вернем в письмо еще 2 правила
Прочитайте их еще раз, но теперь на карточке
К 1 картинке
4 правило
Парта — это не кроватьИ нельзя на ней лежать.Ты сиди за партой стройноИ веди себя достойно.На уроках не болтайИ «5» получай.
6 правило
В школе, в классе не сори,Сор увидел – подбери!
К 2 картинке
7 правило
На уроке не хихикай,Стул туда — сюда не двигай,Педагога уважайИ соседу не мешай.
Давайте посмотрим видеоролик и найдем следующее правило8 правило.
Не дразнись, не зазнавайся,В школе всем помочь старайся,Зря не хмурься, будь смелейИ найдешь себе друзей.
Все правила, которые нам нес лесовик, восстановлены. Теперь все правила с нами и мы их не потеряем, это будет наш устав, и давайте будем стараться выполнять их и никого не огорчать, чтобы стать настоящими друзьями.
- Как вы думаете, легко ли найти друга?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Кто может быть другом?
- Что делать, если хочешь иметь друзей?
-70485577850- ответить на этот вопрос нам поможет чтение этической сказки «Если хочешь иметь друзей»
Если хочешь иметь друзей
И. ГадичковНе так уж трудно приобрести друзей! Одно дерево одиноко стояло у дороги и грустило, потому, что у него не было друзей. Птички не садились на его голые ветки. Никто из людей не останавливался у дерева, так как оно не укрывало их т жаркого солнца. Так было до весны. Как только наступила весна, дерево покрылось зеленой листвой. Но все равно оставалось одиноким.
Однажды ястреб гнался за воробьем. Испуганный воробей спрятался в зеленой листве дерева. Дерево было довольно. Всю ночь они шептались. На- утро птички свила на нем гнездо и села выводить птенцов. Люди стали отдыхать в густой тени дерева.
Так у дерева появились друзья! Оно поняло, что, если хочешь иметь друзей, нужно укрывать их своей тенью.
Чтение «цепочкой»
Беседа по содержанию:
- Что произошло бы с деревом, если бы не случай с воробьем?
- Чему этот случай научил дерево?
Прочитайте предложение, содержащее главную мысль сказки.
- Как вы понимаете фразу «укрывать их своей тенью»
Работа в парах (составление диалога дерева с воробьем).
Подведение итогов
Буратино, Старуха Шапокляк и Бармалей благодарят ребят за полезные советы. Прощаются. Обещают никогда не нарушать правила поведения.
Всем спасибо.