Презентация по теме Система работы педагога-психолога с проблемными детьми


«Круглый стол» по вопросам диагностики учащихся и их семей с целью выяснения раннего семейного неблагополучия и учёта детей, находящихся в социально-опасном положении Система работы педагога – психолога с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Психолого-педагогическая деятельность не разовая акция, а продолжение многолетней работы школы в области работы с проблемными детьми и профилактики правонарушений несовершеннолетних Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,Словно стена без дверей и без окон.Вот они, главные истины эти:Поздно заметили… поздно учли…Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович) Дети «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств Дети из «неблагополучных», асоциальных семей Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержки Дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации Причины, порождающие «трудных подростков» •отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; • незнание их интересов и потребностей; •политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность; • усиление влияния псевдокультуры; •неблагоприятные семейно-бытовые отношения; •отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям; •чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки; • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства; • "эпидемия" разводов; • потеря эмоциональных контактов с детьми. Причины, порождающие «трудных подростков» Социально-педагогическая запущенность Длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием на него социальной микросреды и преломляющимся через внутренние условия. Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам: Важной стороной проводимой работы является реализация комплексного подхода в воспитании разносторонней личности в целом, включающего: • физическое оздоровление • нравственное воспитание • духовное саморазвитие Цель профилактической работы:1. Адаптация учащихся асоциального поведения в социуме школы.2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.Ожидаемые результаты и способы оценки:1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.5.Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска».6.Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.7.Снижение количества детей асоциального поведения из неблагополучных семей.8. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.9. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении поколения. Первый этап – организационный (непосредственное планирование , координация действий, разработка системы контроля).Второй этап - диагностический (изучение потребностей и запросов)Информация об учащихся и их семьях (сбор сведений; акты). 2. Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты). 3. Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся. Списки состоящих на учёте, списки уклоняющихся от учёбы.Третий этап – деятельностный (осуществление мероприятий) 1. Психолого-педагогическое сопровождение: диагностика, индивидуальные и групповые занятия, консультирование.2. Коррекционно-воспитательное воздействие.3. Организация психологической помощи.Четвёртый этап – аналитический (подведение итогов, дальнейшее планирование с учётом выработанных рекомендаций). Этапы реализациипрофилактической деятельности: «НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ» СЕМЬЯ«Трудные» дети — это чаще всего дети «трудных» родителей» А. Б. Сахаров Семья считается неблагополучной, если родители: • не исполняют своих обязанностей по содержанию ребёнка (детей); • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;• отрицательно влияют на их поведение;• жестоко обращаются со своими детьми;• страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;• создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей). Факторы социального риска, позволяющие определить семейное неблагополучие в семье социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска;медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями;социально-психологические: семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями;психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры. Механизм выявления неблагополучных семей Признаки неблагополучия:• Утомленный, сонный вид ребенка• Санитарно-гигиеническая запущенность • Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания • Неумеренный аппетит • Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии • Привлечение внимания любым способом • Чрезмерная потребность в ласке • Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием • Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками • Трудности при освоении программы школы Признаки физического насилия в семье:• Боязливость ребенка• Выраженный страх взрослого; • Проявление тревоги• Боязнь идти домой • Жестокое обращение с животными • Стремление скрыть причину травм Типы неблагополучных семей и задачи в работе с неблагополучными семьями: 1.Криминально-аморальная семья. Жестокое обращение в семье, злоупотребление алкогольными напитками, сексуальная распущенность родителей, отсутствие элементарной заботы о детях.  1. Терпеливо доказывать родителям о пагубное влиянии того образа жизни, который они ведут.2. Обратить внимание на испытываемые ребенком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.3. Включить ребенка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.2.Педагогически неграмотная семья. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей. 1. Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.2. Пробудить интерес к самообразованию.3. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.3.Семья, в которой приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в такой семье растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют. 1. Попытаться изменить жизненную ориентацию родителей.2. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.3. При встречах  с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.4.Семья, в которой проявляется диктат одних членов семьи над другими. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими.  1. Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.2. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.3. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.5.Неполная семья. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера с такой семье характеризуется холодностью, безразличием, отсутствием духовного контакта. 1. Расположить мать к себе, заручиться доверием.2. Заинтересовать судьбой ребенка, пробудить ответственность за его и ее матери, будущее.3. Пробудить в матери потребность в душевных контактах с ребенком.  «Главная ошибка взрослых в том, что мы пытаемся воспитывать детей, не воспитывая себя!» Л.Н. Толстой