Конспект урока природоведения, проведенного в 3 «а» классе МБОУ КСОШ № 1


Конспект урока природоведения, проведенного в 3 «Г» классе МБОУ КСОШ № 1 студенткой 3 «К» курса, специальность 050719.52 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Хныкиной Валентиной Сергеевной
Тема урока: «Климат Ростовской области»
Цели урока: Сформировать представление о климате Ростовской области.
Задачи:
актуализировать знания  учащихся о погоде;
показать разнообразие элементов погоды, связи между ними;
рассмотреть воздействие климата на другие компоненты природы и жизнь человека;
развивать логическое, аналитическое  мышление, наблюдательность;
способствовать воспитанию бережного отношения и любви к природе.
Оборудование: карта Ростовской области, атласы Ростовской области, презентация.
Литература: «Доноведение» рабочая тетрадь, Б.А. Нагорный «Твой край родной»
Ход урока:
I. Организация класса
Объявление темы и целей урока.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
- Здравствуйте! Присаживайтесь! Сегодняшний урок проведу у вас я. Меня зовут Валентина Сергеевна. Сегодня на уроке мы познакомимся с климатом Ростовской области.
II. Проверка домашнего задания
- На прошлом уроке вы познакомились с темой «Подземные богатства Ростовской области».
- Что же такое полезные ископаемые?
Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
- Сейчас мы проверим, как хорошо вы усвоили эту тему. Обратите внимание у вас на парте лежат листочки, они пронумерованы от одного до семи. Я буду читать описание, а вы должны определить какое полезное ископаемое описывается и записать его название. А сейчас, в верхнем правом углу напишите фамилию и имя.
1. При добыче этого полезного ископаемого на поверхности образуются терриконы (уголь).
2. Этим полезным ископаемым мы пишем на доске (мел).
3.Это полезное ископаемое приходит к нам в дом и помогает готовить пищу (газ).
4. Из этого природного ископаемого изготавливают посуду (глина).
5. Это природное ископаемое применяют в медицине при лечении заболеваний костного аппарата (целебные грязи).
6. Этим полезным ископаемым любят играть дети (песок).
7. Из этого природного ископаемого изготавливают бензин и керосин (нефть).
- А теперь передайте листочки на первую парту. Я проверю ваши работы и поставлю оценку.
- Что же такое полезные ископаемые?
- На какие группы они делятся? (строительные и топливные).
- Какое полезное ископаемое является самым значимым для ростовской области? (уголь).
- Какие полезные ископаемые добывают в Константиновском районе? (песок, глина, щебень, мел).
- Сегодня на уроке мы будем изучать особенности еще одного компонента природы.
III. Изучение нового материала
1. Беседа с элементами рассказа о погоде
- Ребята, посмотрите в окно, какая погода на улице?
- Что такое погода? (Состояние нижнего слоя атмосферы, характеризуется температурой, осадками, силой и направлением ветра)
- А знаете ли вы, что растения и животные могут предсказывать погоду?
Человек давно заметил, что у многих растений накануне перемены погоды изменяются положение отдельных частей, а у животных поведение. Они могут уловить то, что не под силу нашим органам чувств.
Одни растения перед дождём закрывают цветки, чтобы защитить от повреждения пыльцу и уменьшить теплоотдачу; другие при низкой относительной влажности воздуха уменьшают испарение, обильно выделяя ароматный нектар. Если муравьи в жаркую погоду начинают собираться в муравейник, можно предположить о скором дожде.
Наблюдая за поведением и жизнью растений и животных, вы можете научиться по едва заметным признакам точно предсказывать погоду.
- Как вы думаете, почему в разной местности разная погода?
(Разный климат).
- А что такое климат?
Климат – это многолетний режим погоды, характерный для той или иной местности.
Слайд 1. - Ребята, тема нашего урока: «Климат Ростовской области».
Слайд 2. – Донская земля прекрасно во все времена года. Прочтите четверостишье. Как вы его понимаете?
2. Чтение и анализ отрывка из романа «Тихий Дон».
Слайд 3 - Я сейчас предлагаю вам прочитать отрывок из произведения «Тихий Дон».
Чтение отрывка.
- О каких временах года идет речь?
(Весна, лето, зима).
- Как описывает лето автор?
(Жарким, знойным, сухим).
- А как описана зима?
(Морозной, суровой, ветреной)- Какое время года не описано в произведении?
(Осень.) – Какая осень на Дону?
- Как вы думаете, это описание подходит к нашей местности?
Зачитайте строчку, которая больше всего подходит к нашей местности.
Мы с вами сейчас познакомились с отдельными элементами климата.
3. Изучение особенностей климата
Слайд 4. Сейчас мы рассмотрим климатическую карту, данные которой расскажут о климате Ростовской области. Обратите внимание, Ростовская область обведена красным цветом.
- В Ростовской области преобладает умеренно- континентальный климат.
Как вы думаете, от каких причин зависит климат Ростовской области?
Слайд 5. - Прочитайте на слайде, какие факторы (причины) влияют на климат Ростовской области.
1. Географическое положение
- Наша область находится на юге России, в умеренном климатическом поясе.
2. Циркуляция атмосферы
- Преобладают западные ветры с Атлантического океана, летом дуют восточные ветры, а зимой мы иногда ощущаем «дыхание» Северного Ледовитого океана.
3. Характер рельефа
- Рельеф равнинный, поэтому ветры могут без препятствий пересекать Ростовскую область.
Слайд 6. - Ребята посмотрите внимательно на климатическую карту Ростовской области. По карте можно определить температуры самого теплого месяца (июль) и самого холодного месяца (январь) по изотермам.
Изотермы - это линии на карте, показывающие одинаковую среднюю температуру.
- Изотермы красного цвета показывают среднюю температуру июля. Изотермы синего цвета показывают среднюю температуру января. Чему равна температура июля в г. Константиновске? Определяем по ближайшей изотерме.
- Чему равна температура января в г. Константиновске? Определяем по ближайшей изотерме.
- Чему равна температура января на севере области? На юге? Почему температура не одинакова? (протяженность области с севера на юг 475 км)
Слайд 7.
- Средняя температура января на севере -9°, на юге -5°.
Абсолютный минимум, т.е. самая низкая температура, -40° зарегистрирован в ст. Боковской на севере области.
Средняя температура июля на севере +22°, на юге +24°.
Абсолютный максимум, т.е. самая высокая температура, +43° отмечен в с. Заветном на юго-востоке области (показ на карте).
- В каком районе зарегистрирована самая высокая температура? (Заветинский).
- В каком районе зарегистрирована самая низкая температура? (Верхнедонской район)
Слайд 8.
- На климат ростовской области оказывают влияние циклоны и антициклоны – ветры с вихревым движением воздуха. С приходом черноморских и атлантических циклонов, зимние морозы сменяются оттепелями, снегопады – дождями и гололедом, а летняя жара уступает место прохладной погоде.
Антициклоны со стороны Сибири или Северной Атлантики приносят сухую морозную погоду зимой, а летом солнечную и безветренную.
- Как влияют на летнюю погоду циклоны?
- Какое влияние на зимнюю погоду оказывают антициклоны?
Слайд 9. (показ на слайде и карте)
- По климатической карте можно определить, какое количество осадков выпадает в той или иной местности. На карте есть шкала осадков. Мы находим, например, г. Константиновск на карте, определяем, каким цветом окрашен фон, смотрим на шкалу осадков. В Константиновске за год выпадает от 400 до 450 мм осадков.
- Определите, какое количество осадков выпадает в г. Морозовске? (от 350 до 400 мм).
- На северо-востоке области выпадает меньше всего осадков, так как эта территория удалена от Атлантического океана. Определите, сколько? (менее 350 мм).
- На побережье Таганрогского залива выпадает больше всего осадков. Почему? Какое количество осадков на побережье Таганрогского залива? (более 500 мм).
Был зафиксирован случай, когда выпало максимальное количество осадков в Ростовской области. Это было в 1964 году в городе Каменск-Шахтинский, за 12 часов выпало 1,5 метра осадков, что равно 150 т воды на каждый квадратный километр площади.
Слайд 10.
- Какие неблагоприятные климатические проявления характерны для Ростовской области?
- Чем опасен гололед? Как мы можем помочь птицам в такую погоду?
4. Беседа об особенностях времен года
Слайд 11. - Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?
В Ростовской области четко выражены 4 времени года: зима, весна, лето и осень.
- Какое время года является для вас любимым? Почему?
Донская земля прекрасна в любое время года.
Слайд 12. - Давайте прочитаем, как Михаил Александрович Шолохов – певец донской земли, описывал зиму в своем произведении.
- Как Шолохов описывает зиму?
А сейчас давайте определим дату начала и продолжительности зимы нашего района. Когда начинается зима в Константиновском районе? Какова продолжительность зимы в нашем районе?
Слайд 13. - Теперь давайте определим дату начала и продолжительности весны в нашем районе. Когда начинается весна? Определяем по данным ближайшей линии. Какова продолжительность весны в нашем районе? Определяем по цветовому фону.
Слайд 14. - Давайте прочитаем, как Шолохов описывал лето в своем произведении.
- Как Шолохов описывает лето?
- Когда начинается лето в Константиновском районе? - Какова продолжительность лета в нашем районе?
Ранним утром, едва забрезжит рассвет, хорошо оказаться на берегу Дона и увидеть это чудо – зарождение дня, когда первые лучи солнца едва пронзают небо, а вода кажется розовой и удивительно ласковой. Картина так и просится на полотно художника или в объектив фотоаппарата. А какое получаешь наслаждение, когда на баркасе (лодке) обогнешь остров Лучку. С непривычки ломит спину, горят руки от весел (по местному «бабайки»), но, любуясь картинами, которые появляются за каждым поворотом, забываешь обо всем. Вот кудрявые вербы, словно молодые казачки, любуются своей статью, глядясь в воды тихого Дона. А здесь у песчаного берега притаились под свесившимися ветвями ивы баркасы, вспоминая о былом рыбном богатстве Дона. В затоне старый казак удит рыбу, и не поймешь, что его больше интересует: вздрагивающий поплавок или свои собственные думы. На пологом донском берегу, поросшем осокорем, отдыхающие разбили лагерь, дымок от костра щекочет ноздри. Ребятня с визгом плещется на мелководье. Красота!
- Чем вам нравится лето?
Слайд 15. Теперь давайте определим дату начала и продолжительности осени нашего района.
- С какого числа начинается осень?- Какая продолжительность осени в нашем районе?
- Чем для вас примечательна осень? (1 сентября, листопад, день рождения, праздник Покрова, День города)
- Дон прекрасен во все времена года: и ранней весной, когда его берега зеленеют сочной зеленью верб, и знойным летом, когда крики купающейся детворы оглашают окрестности, и золотой осенью, когда по темной воде плывут багряные листья, и студеной зимой, когда мороз скует его воды и украсит сугробами снега берега, оденет в морозное кружево береговые ивушки.
Чтобы действительно любить и гордиться своей Родиной, нужно знать ее!
Любим свой Дон, не перестаем удивляться его удивительными картинами, восторгаться красотой, которую создала матушка природа. Стараемся запечатлеть картины донской природы, фотографии родных мест берем с собой, когда совершаем поездки по родной стране, с гордостью их показываем друзьям и новым знакомым. Испытываем огромную гордость за свой донской край, за батюшку Тихий Дон, когда картины Донщины вызывают восторг и желание увидеть эту красоту наяву.
IV. Закрепление полученных знаний
Слайд 16.
Город Таганрог и село Заветное расположены почти на одной широте, однако средняя температура января в Таганроге на два градуса выше, чем в Заветном. Почему? (г. Таганрог расположен на берегу Таганрогского залива Азовского моря. Вода дольше сохраняет тепло).
Средняя температура на юге Ростовской области на два градуса выше, чем на севере. Почему?
Укажите наиболее характерные для летнего периода в Ростовской области неблагоприятные климатические явления: засуха, снегопад, смерч, гололед, ливневый дождь, град, весенние заморозки, пыльная буря, туман.
V. Итог урока
- На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями климата нашего края и выяснили, что климат Ростовской области умеренно-континентальный с ярко выраженными четырьмя временами года.
Дома вы расскажите о климате родного края родителям.
- На сегодняшнем уроке были активны…………. Спасибо за урок. До свидания.
Учитель Горбункова А.А.
Методист Кравцова Т.В.