Конспект урока в 8 классе на тему Заболевания органов пищеварения


Конспект урока на тему "Заболевания органов пищеварения"
Учитель биологии МБОУ «РСШ №1» Комарова Галина Ивановна
Целевая аудитория: учащиеся 8-го класса
Цели: создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию новых знаний о заболеваниях органов пищеварения, формирование представлений о биологии как науки, тесно связанной с медициной и ее роли в жизни человека и общества в целом для сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
Образовательные:
продолжить формирование знаний о пищеварительной системе, изучить причины возникновения заболеваний органов пищеварения, симптомы их проявления, способы оказания первой доврачебной помощи и соблюдения, необходимых мер профилактики по предупреждению заболеваний;
показать учащимся взаимосвязь правильного питания и здоровья, последствий неправильного питания и значимости здорового питания для сохранения и укрепления здоровья.
Развивающие:
развивать интерес к изучению предмета, нестандартное критическое мышление через выполнение различных заданий;
развивать умение учащихся работать в паре;
прививать интерес к биологии через проектно-исследовательскую деятельность учащихся, работу с дополнительным материалом;
развивать творческие способности учащихся при выполнении творческих заданий.
Воспитательные:
повысить восприимчивость учащихся к проблемам, связанным с проблемами сохранения и укрепления здоровья;
продолжить формирование здорового образа жизни;
воспитание культуры общения при работе в паре.
Планируемые результаты
Предметные:
Учащиеся должны знать:
заболевания органов пищеварения: инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта и глистные заболевания;
способы заражения и симптомы;
пищевые отравления: симптомы и первую помощь.
Учащиеся должны уметь:
описывать признаки инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, пути заражения и меры профилактики;
раскрывать риск заражения глистными заболеваниями;
описывать признаки глистных заболеваний;
называть пути заражения глистными заболеваниями и возбудителей;
описывать признаки пищевого отравления и приемы первой помощи;
называть меры профилактики пищевых отравлений.
Метапредметные
Познавательные:
умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать, делать выводы и применять теоретические знания на практике;
развитие умения находить дополнительную биологическую информацию для самостоятельного приобретения знаний по биологии.
Регулятивные:
ставить цель урока, определять задачи и способы их решения для достижения цели;
выполнять задания по предложенному плану;
умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы;
оценивать полученные результаты своей деятельности и деятельности своих одноклассников;
Коммуникативные:
умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в паре;
строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы;
аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
готовность к саморазвитию и самообразованию;
ответственное отношение к выполнению учебных задач;
формирование научного мировоззрения при ознакомлении с заболеваниями пищеварительной системы;
оценка значимости сохранения здоровья как главной ценности человека.
Основные понятия: желудочно-кишечные заболевания; переносчики заболеваний; глистные заболевания; пищевые отравления; промывание желудка.
Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности.
Ресурсы:
Основные
Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015, – 288 с.: ил.
Биология: 8 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных организаций / Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов,– 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015, – 96 с.: ил.
Дополнительные:
Биология. Тестовые задания: 8 класс: дидактические материалы /Е.А. Солодова. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 128 с.
Презентация учителя.
Проект учащихся.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Технология: технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, технология критического мышления, ИКТ-технология, технология здоровьесбережения.
Методы:
словесные методы: рассказ, объяснительная беседа;
проблемные, частично-поисковый;
наглядно-образный;
самостоятельная работа.
Оборудование: медиапроектор, экран, презентация учителя, проект учащихся; карточкаи-задания1 и 2 для закрепления знаний.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент. 1 мин
(Учитель приветствует обучающихся, высказывает добрые пожелания, просит их проверить готовность к уроку, мотивирует к учебной деятельности, сообщает план работы на уроке).
2. Актуализация знаний. 2 мин
Вспомните:
Какие беспозвоночные животные – внутренние паразиты человека вам известны? Слайд 2.
Каковы причины заражения человека паразитами? Слайд 3.
3.Изучение нового материала. 25 мин
3.1. Постановка и обсуждение проблемного вопроса. 2 мин
Какие последствия могут быть при несоблюдении правил питания? Слайд 4.
(Учащиеся обсуждают с учителем проблемный вопрос).
3.2. Определение темы урока и целеполагание. 3 мин
(Учитель подводит учащихся к определению темы урока, постановке цели и определению задач и способов их решения для достижения цели).
Спрашивает:
кто сформулирует тему урока, исходя из обсуждений проблемного вопроса?
исходя из темы урока, кто сформулирует цель урока?
Задает вопрос:
какие задачи необходимо решить для достижения поставленной цели?
Обращается к учащимся:
предложите способы решения задач для достижения поставленной цели?
(Учащиеся самостоятельно называют тему урока, ставят цель, определяют задачи, предлагают способы их решения для достижения поставленной цели; учитель корректирует ответы учащихся, если это необходимо).
3.3. Формулировка темы, цели, задач и способов их решения для достижения цели урока. Слайд 5.
(Учитель формулирует тему, цель, задачи и способы действий для решения задач к достижению цели, предложенные учащимися; учащиеся ставят личные цели для достижения желаемого результата).
3.4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала. 5 мин
3.4.1.Доклад учащихся информационного проекта на тему «Питание и здоровье».
(Учащиеся реализуют свои знания, демонстрируют уровень формирования УУД и творческие способности).
3.4.2.Оценивание результатов выполненной работы.
(Учитель предлагает проектной группе и классу оценить уровень выполненной работы с учетом требований).
3.5. Самостоятельная работа в паре. (Применение теоретических знаний в условиях выполнения заданий).
3.5.1.Выполнение заданий в рабочей тетради. 15 мин
(Учитель предлагает учащимся использовать полученную информацию презентации «Питание и здоровье», найти необходимую информацию в тексте учебника, обсудить ее в паре и выполнить задания в рабочей тетради 1-3, 5.). Приложение 1.
3.5.2. Взаимопроверка.
(Учитель предлагает обменяться тетрадями и проверить ответ выполненного задания, сверив его с эталоном на экране).
Правильные ответы. Слайд 6-10. Приложение 2.
3.5.3.Оценка результатов выполненного задания в рабочей тетради.
(Учитель предлагает учащимся оценить результат выполненной работы одноклассника с учетом предложенных критериев, представленных на экране).
Критерии оценки выполнения заданий в рабочей тетради. Слайд 11.
Если задание выполнено правильно и в полном объеме, то 3 балла.
Если задание выполнено в полном объеме, но допущена одна ошибка, то 2 балла.
Если задание выполнено правильно наполовину, то 1 балл.
Если объем выполненного задания меньше половины или неправильно, то 0 баллов.
3.6.Выполнение задания 1. с использованием карточки-задания, предложенной учителем. 5 мин
(Учитель предлагает учащимся найти в тексте пр. 35 необходимый материал и выполнить задание 1.).
Задание 1. Приложение 3. Слайд 12.
Продолжите предложения:
Желудочно-кишечные заболевания это……………………………………………….
Переносчики желудочно-кишечных заболеваний, это ………………………………
Глистные заболевания, это ……………………………………………………………..
Пищевые отравления, это ………………………………………………………………
Промывание желудка, это ……………………………………………………………..
3.6.2.Взаимопроверка………………………………………………………………………
(Учитель предлагает обменяться карточками с выполненными заданиями и проверить ответ, сверив его с эталоном на экране).
Правильный ответ. Приложение 4. Слайд 13.
Желудочно-кишечные заболевания, это заболевания органов пищеварения.
Переносчики желудочно-кишечных заболеваний, это мухи, тараканы.
Глистные заболевания, это заболевания, вызванное паразитическими червями.
Пищевые отравления, это острое заболевание, которое возникает вскоре после приема недоброкачественной пищи.
Промывание желудка, это вызов рвотного рефлекса после приема нескольких стаканов воды с питьевой содой.
3.6.3. Оценка результатов выполненного задания 1., предложенного учителем.
(Учитель предлагает учащимся оценить уровень выполненной работы одноклассника с учетом предложенных критериев, представленных на экране).
Критерии оценки выполнения карточки-задания 1. Слайд 14.
Если все выполнено правильно, то 2 балла.
Если допущена 1 ошибка, то 1 балл.
Если допущены 2 ошибки, то 0 баллов.
4.Закрепление. (Обобщение усвоенного материала и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД).
4.1.Выполнение задания 2. с использованием карточки-задания, предложенной учителем. 5 мин
(Учитель предлагает учащимся обобщить материал полученных новых знаний и выполнить задание 2.).
Задание 2. Продолжите предложения. Приложение 5.Слайд 15.
1.К инфекционным желудочным заболеваниям относятся –
2.Переносчиками желудочно-кишечных заболеваний являются –
3.Наиболее часто человек заражается такими паразитическими червями как –
4.Заразиться некоторыми видами глистов (цепнями) можно –
5.Пищевое отравление возникает вскоре после –
6.При пищевом отравлении до прихода врача проводят –
4.2. Взаимопроверка.
(Учитель предлагает обменяться карточками с выполненными заданиями и проверить ответ, сверив его с эталоном на экране).
Правильный ответ задания 2. Приложение 6. Слайд 16.
1.К наиболее опасным инфекционным желудочным заболеваниям относятся – дизентерия, брюшной тиф, холера.
2.Переносчиками желудочно-кишечных заболеваний являются – мухи и тараканы.
3.Наиболее часто человек заражается такими паразитическими червями как – острицами, аскаридами, цепнями.
4.Заразиться некоторыми видами глистов (цепнями) можно – через плохо проваренные мясо и рыбу.
5.Пищевое отравление возникает вскоре после – приема недоброкачественной пищи.
6.При пищевом отравлении до прихода врача проводят – промывание желудка
4.3.Учитель предлагает учащимся оценить уровень выполненной работы одноклассника с учетом предложенных критериев, представленных на экране (смотри слайд 11.).
(Учащиеся демонстрируют умение обобщать полученные знания).
5. Подведение итогов. Самоанализ. 2 мин
5.1. Подсчет суммы баллов за выполнение заданий в рабочей тетради и предложенные учителем.
5.2.Определение степени усвоения новых знаний, соотношение полученных результатов самостоятельной работы с критериями оценки и выставление оценки по 5-бальной системе.
Максимальное количество баллов – 16.
Критерии оценки. Слайд 17.
14-16 баллов – «5»;
11-13 баллов – «4»;
8-10 баллов – «3»;
менее 8-и баллов – «2».
5.2. Определение степени усвоения знаний, выставление оценок.
6. Рефлексия. 2 мин
Слайд 18.
Не удалось разобраться в теме.
Остались вопросы.
Тема раскрыта, все понятно.
7.Задание на дом. 3 мин
Слайд 19.
1.Задание для всех. Пр. 35, задание 4. в рабочей тетради, ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Задание для учащихся с особыми способностями. Выполнить в рабочей тетради задание 6.
3.Творческое задание по выбору.
Используя информационные ресурсы, подготовьте (по выбору) презентацию или сообщение о заболеваниях органов пищеварения.
Приложения
Приложение 1. Задания к рабочей тетради для проведения самостоятельной работы в паре
Задание 1.
Прочитайте статью «Человеческий организм и его обитатели» (см. Приложение к учебнику, стр. 275). Ответьте на вопросы. Почему вредно бесконтрольное употребление антибиотиков? Чем вызывается и чем «опасен» дисбактериоз?
Задание 2.
Прочитайте пр. 35 учебника и вставьте пропущенные слова.
Холеру, дизентерию, брюшной тиф вызывают …………………………………..,
которые могут попасть в организм через …………………………………………
Категорически запрещается мыть овощи и руки в воде, взятой из открытого источника, если она предварительно не обеззаражена …………………………….
Микробы холеры паразитируют в ………………………………………………. ,
микробы дизентерии – в ………………………………………………………….. .
Признаки болезни в обоих случаях: …………………………………………….. .
При эпидемиях холеры необходимо сначала мыть ……………………………. , затем …………………………………………………… , а в конце ополаскивать их в ……………………………………………………………………………………… .
Опасными переносчиками болезней являются мухи, потому что у них …........ .
Задание 3.
Ответьте на вопросы, закончите предложения.
Какие глистные заболевания могут распространяться через грязные руки, а
какие – через плохо проваренные мясные и рыбные продукты?..........................
Аскариды, острицы…………………………………………………………………….
Цепни……………………………………………………………………………………
Какие вы знаете признаки глистных заболеваний?................................................
Задание 5.
Ответьте на вопросы.1.Готовые продукты хранятся отдельно от продуктов, требующих варки; мясо отдельно от овощей. Это создает неудобство, ведь место в холодильнике ограничено. Можно ли хранить продукты вместе? Обоснуйте ответ………………………………………………………………………………………2.Для разделки сырого и вареного мяса, приготовления салата и нарезки хлеба используется одна и та же разделочная доска. Правильно ли это? Обоснуйте ответ………………………………………………………………………………………3.Хозяйка пробовала винегрет и раздавала его гостям одной и той же ложкой. Почему так нельзя делать…………………………………………………………… 4.Почему клубни картофеля рекомендуют бросать в кипящую воду? 5.Что гигиеничнее: сушить посуду или вытирать ее полотенцем? Обоснуйте ответ……….
Приложение 2. Ответы к заданиям 1-3, 5 рабочей тетради.
Задание 1. Ответ.
Дисбактериоз – это расстройство кишечника, его дисбаланс. Заболеть им можно при чрезмерном употреблении таблеток – антибиотиков, которые убивают микрофлору. Либо источником заболевания могут стать открытые водоемы, через них можно подцепить холерные вибрионы (кишечную палочку). А также через зараженное финнами (личинками ленточных червей) мясо.
При дисбактериозе присутствуют боли в районе желудка и живота, могут быть колики (очень неприятно), возможна температура (озноб), присутствие легкого подташнивания и самое главное – частый стул, серо-зеленого цвета (понос).
Против дисбактериоза необходимо лечение бактериями (их много, например, в простокваше, кефире)
Надо соблюдать гигиену (чаще мыть руки) и желательно обратиться к врачу специалисту.
Задание 2. Ответ.
Холеру, дизентерию, брюшной тиф вызывают бактерии, которые могут попасть в организм через сырую воду, немытые овощи и фрукты, грязную посуду и овощи. Категорически запрещается мыть овощи и руки в воде, взятой из открытого источника, если она предварительно не обеззаражена кипячением. Микробы холеры паразитируют в тонкой кишке, микробы дизентерии – в толстой кишке. Признаки болезни в обоих случаях: повышение температуры недомогание, расстройство работы кишечника. При эпидемиях холеры необходимо сначала мыть руки с мылом, затем дезинфицирующем растворе, а в конце ополаскивать их в воде из-под крана. Опасными переносчиками болезней являются мухи, потому что у них липкие лапки на которых они переносят различные бактерии, в том числе и яйца глистов.
Задание 3. Ответ.
Какие глистные заболевания могут распространяться через грязные руки, а какие – через плохо проваренные мясные и рыбные продукты? Большинство глистов могут проникнуть в организм человека через грязные руки.
Аскариды, острицы с зараженной пищей, немытыми овощами и фруктами, через грязные руки.
Цепни мясо
Какие вы знаете признаки глистных заболеваний? Ухудшается аппетит, появляется рвота тошнота и слюнотечение, приступообразные боли в животе. Запоры чередуются поносами, развивается быстрая утомляемость и слабость, нарушается сон.
Задание 5. Ответ.
1. Готовые продукты уже подвергались термообработке, они испортятся позже свежих продуктов. Если свежие продукты испортятся, вредным организмам путь будет открыт и на готовые продукты, которые могли бы испортиться гораздо позже.
2. Нет. В пище, которая не подвергалась термической обработке, могут жить бактерии, которые попадут на доску, а затем и в готовые к употреблению пищевые продукты.
3. Бактерии, которые имеются в ротовой полости у хозяйки, неминуемо переместятся на ложку, а затем и в сам винегрет.
4. Это делают с целью сохранения большого количества микроэлементов.
5. Несмотря на то, что с воздуха на посуду тоже могут попасть вредные микроорганизмы, гигиеничнее все-таки сушить посуду, т.к. полотенце, в случае, если посуда плохо вымыта, перенесет микробы на другую посуду.
Приложение 3. Карточка-задание 1.
Продолжите предложения:
Желудочно-кишечные заболевания это……………………………………………….
Переносчики желудочно-кишечных заболеваний, это ………………………………
Глистные заболевания, это ……………………………………………………………..
Пищевые отравления, это ………………………………………………………………
Промывание желудка, это ……………………………………………………………..
Приложение 4. Карточка-задание 1.
Ответ.
Желудочно-кишечные заболевания, это заболевания органов пищеварения.
Переносчики желудочно-кишечных заболеваний, это мухи, тараканы.
Глистные заболевания, это заболевания, вызванное паразитическими червями.
Пищевые отравления, это острое заболевание, которое возникает вскоре после приема недоброкачественной пищи.
Промывание желудка, это вызов рвотного рефлекса после приема нескольких стаканов воды с питьевой содой.
Карточка-задание 2.
Приложение 5. Карточка-задание 2.
Продолжите предложения.
1.К инфекционным желудочным заболеваниям относятся –
2.Переносчиками желудочно-кишечных заболеваний являются –
3.Наиболее часто человек заражается такими паразитическими червями как –
4.Заразиться некоторыми видами глистов (цепнями) можно –
5.Пищевое отравление возникает вскоре после –
6.При пищевом отравлении до прихода врача проводят –
Приложение 6. Карточка-задание 2.
Ответ.
1.К наиболее опасным инфекционным желудочным заболеваниям относятся – дизентерия, брюшной тиф, холера.
2.Переносчиками желудочно-кишечных заболеваний являются – мухи и тараканы.
3.Наиболее часто человек заражается такими паразитическими червями как – острицами, аскаридами, цепнями.
4.Заразиться некоторыми видами глистов (цепнями) можно – через плохо проваренные мясо и рыбу.
5.Пищевое отравление возникает вскоре после – приема недоброкачественной пищи.
6.При пищевом отравлении до прихода врача проводят – промывание желудка