Проектная работа на тему Христианские праздники. Петров день


Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Институт психологии и образования
Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
«Христианские праздники. Петров день»
Автор разработки:
Зиятдинова Г.Н., учитель начальных классов
МБОУ «Зверосовхозская СОШ»
Мамадышского муниципального района РТ
Научный руководитель:
доцент кафедры религиоведения
философского факультета КФУ,
кандидат философских наук В.В.Королёв
Казань, 2014
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к христианским традициям через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные задачи: познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций народа, связанных с подготовкой и проведением христианских праздников.
Развивающие задачи: развивать интерес к культуре предков, к обычаям и обрядам, связанным с праздниками.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к народным традициям, уважение к чужим обычаям и обрядам.
Содержание:
Введение. Христианские праздники…………………………………..4-5
Основная часть
Глава 1. Петров день…………………………………………………..6-8
Глава 2. Празднование Петрова дня (Питрау) в Мамадышском муниципальном районе РТ……………………………………………..9-12
Заключение………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………...14
Приложение…………………………………………………………….15-17
Введение
ПРА́ЗДНИКИ ХРИСТИА́НСКИЕ — определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это зафиксировано в названиях праздников и "покаянных времен", датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл — воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя) и Девы Марии — реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда исключительное место в календаре посвященных им праздников. Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов — неподвижного (минейного) и подвижного (три-одного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n + 13 дней — для 20— 21 вв.). Праздники второго — только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней ("пасхальные пределы"): от 22 марта/4 апреля — до 25 апреля/8 мая. Важнейшие праздники современного православного календаря именуются "двунадесятыми", или "дванадесятыми" (от слав. дванадесять — “двенадцать”). (Пасха, как "праздников праздник", пребывает вне данной классификации.) Девять из них относятся к минейному циклу и называются "неподвижными" ("непереходящими"): Рождество Богородицы (8/21 сентября), Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Рождество Христово (25 декабря/7 января), Богоявление, или Крещение Господне (6/19 января), Сре́тение Господне (2/15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородице (25 марта/7 апреля), Успение Богородицы (15/28 августа). Три праздника принадлежат к триодному циклу и именуются "подвижными" ("переходящими"): Вход Господень в Иерусалим, или Вербное Воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе), Вознесение Господне (40-й день от Пасхи, в четверг) и День Святой Троицы, или Пятидесятница (50-й день от Пасхи, в воскресенье). Праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, называются "господскими", а посвященные Богородице — "богородичными". При этом Сретение и Благовещение (день Зачатия Господа) имеют в современном Уставе двойственный, "господско-богородичный" статус. Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении "великими". К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обре́зание Господне и память св. Василия Великого (1/ 14 января). Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, преставле́ние (кончина) апостола Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память святого Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая). Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник — Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей. Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря. В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща "местночтимым" праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус. Общими для всех христиан праздниками являются прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (определяясь теми же событиями Священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения. Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные — на Западном, западные — на Восточном (Василий Великий — Амвросий Медиоланский и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054), не вносятся в святцы другой (Сергий Радонежский почитается только у православных; Франциск Ассизский — только у католиков). Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников. Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (буквально "праздниковедение") — вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики. Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12 томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.
Петров день
Петро́в день — народно-христианский праздник, отмечаемый 29 июня (12 июля). Окончание купальских празднований «макушки лета» и летних свадеб, прощание с весной, первая прополка и подготовка к сенокосу. Другие названия праздника: Пётр-Павел, Петрок, Петры и Павлы, Мирская свеча, Зелёный покос, Красное лето, Играние солнца, «Розыгры» (Полесье), Ярилин день, Петровские жары, Праздник покровителя полей, Петровские гулянья, Петры-рыболовы, Рыболов, Облупа (тульск.), Петровка навозница, Межипарье, Петров день — разговенье, Петровки, Петраки, Пётр и Павел. В этот день Русская православная церковь почитает: славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла; святителя Григория, митрополита Ираклийского и Редестосского; мучеников Липсийских: Иона, Неофита, и Парфения; Касперовскую (1853-1855) икону Божией Матери. Петру и Павлу молятся об исцелении от горячки и лихорадки. Перед Касперовской иконой Божией Матери молятся при расслаблении, припадках, сумасшествии.
Народные обычаи. Петров день — проводы весны (пролетья). Вероятно, в этот день заканчивался летний свадебный сезон: «До Петра девка хитра, а на Петры — хоть лицо ей подотри (от слёз, что не вышла замуж). Кое-где в Белоруссии на Петра и на Семик (который зачастую приходился на июнь по пасхальному циклу) справляли свадьбы. Праздник Петра-ключника (слайд 1) — хранителя ключей от небесного царства. На Петров день солнышко играет. С Петрова дня — красное лето, зелёный покос. В Воронежской области начинается уборочная озимых хлебов, подкашивали с краешку, пекли хлеб из нового урожая. В Заонежье лето отсчитывалось с Петрова дня до Ильина дня.
На Всесвятской неделе, перед Петром или в первое воскресенье после Петрова дня были известны у восточных славян под названием похорон Костромы и Ярилы. Похороны Костромы в Пензенской и Симбирской губерниях совершались таким образом: прежде всего девицы избирали одну, которая обязана была представлять Кострому; затем подходили к ней с поклонами, клали её на доску и с песнями несли к реке; там начинали её купать, причём старшая из участвующих в обряде сгибала из лубка лукошко и била в него, как в барабан; напоследок возвращались в деревню и заканчивали день в хороводах и играх. В Муромском уезде соблюдалась иная обрядовая обстановка: Кострому представляла кукла, которую делали из соломы, наряжали в женское платье и цветы, клали в корыто и с песнями относили на берег реки или озера; собравшаяся на берегу толпа разделялась на две половины: одна защищала куклу, а другая нападала и старалась овладеть ею. Борьба оканчивалась торжеством нападающих, которые схватывали куклу, срывали с неё платье и перевязи, а солому топтали ногами и бросали в воду, между тем как побеждённые защитники предавались неутешному горю, закрывая лица свои руками и как бы оплакивая смерть Костромы.
Петров день завершает комплекс летних купальских празднеств. В этот день устраивались братчины, где «всем миром» варили пиво, закалывали быка (на севере — оленя). Древнерусские братчины — общесельские пиры у часовни или около церкви или даже в церковной трапезной, являются наследницами древних обрядовых трапез. В этот день также ходят в гости, принимают у себя гостей, приезжают родственники из других деревень. В вечернем застолье принимают участие, как правило, только женатые и старики.
Кукушка кукует до Петрова дня. В этот день тёщи зятьёв угощали, кумовья крестников, сватья друг друга. В некоторых местностях люди сходились на три родника умываться «петровой водицей», что сопровождалось угощением алкоголем, песнями, плясками и играми. Игрище собиралось на берегу ручья.
Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровы», водить хороводы и качаться на качелях. Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. Угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу.
Деревенская молодёжь накануне ещё с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь, «карауля солнце»: по народному понятию, солнце в день Петра и Павла то покажется, то спрячется, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга. Девушки приносили в поле горшок смолы, соломы, огонь, лавочки: жгли костры и гуляли всю ночь. Собирали 12 цветов с 12 полей и под голову клали, произнося: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди».
По болгарским народным поверьям, Петра принято считать ключником Рая — он охраняет райский сад. А его старший брат Павел управляет громами и посылает на землю град. Он способен вызвать пожары и наводнения.
В Сербии и в настоящее время в деревенской глуши представляют апостола Петра разъезжающим на златорогом олене по небесному полю над колосящимися земными нивами. С этим поверьем находится в непосредственной родственной связи занесенное в снегиревскую летопись русских простонародных праздников древнее предание, гласящее о том, что на «мирской» Петров праздник-пир, устраивавшийся деревенским людом за Тотьмой, на реке Ваге, выбегал из лесной дремучей пущи олень, посылавшийся «праздновавшим Петру» мирянам в дар от «апостола-праздника». Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для варки котлами, убивали-свежевали, на части разнимали, варили в котлах — на угощенье люду честному. Но это, по словам предания, продолжалось только до той поры, покуда жил народ праведно-честно, по завету отцов-дедов-прадедов. А потом — пошёл по людям разврат-грех, ложь опутала мир-народ сетями-тенетами, и перестал апостол Петр высылать своё праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой день людям. Пришлось им понапрасну ждать-поджидать и если колоть быка круторогого, так из своего стада. Так сначала и велось; шли-проходили годы, за другими годами вслед уплывали; а там и совсем перестала деревенщина-посельщина «справлять Петровщину» всем миром, — начал каждый у себя во двору праздновать наособицу.
В Орловской области праздник сохранился до наших дней как обычай «караулить солнце». В ночь с 11 на 12 июля молодёжь устраивает ночные гульбища с позднего вечера и до восхода солнца с весёлыми хулиганскими выходками, шумом и жжением костров. Взрослое же население охраняет свои дома и хозяйство. Считается, что если не спать в эту ночь и дождаться рассвета, то можно увидеть как солнце «играет».
Поговорки и приметы. Петровка (Петровский пост) — голодовка, Спасовка (Успенский пост) — лакомка. Петровка — на хлеб голодовка (укр.). Утешили бабу петровские жары голодухой. Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мёрзнет.
Петро-Павел жару прибавил. На Петров день солнышко играет. Пётр и Павел день убавил.
До Петра девка хитра, а на Петра — хоть лицо ей подотри (от слёз). Петровские качели — на Летопроводца обрученье. В Петров день барашка в лоб (на стол). Всякий, кто дорос, спеши на сенокос! С Петрова дня в поле пожня (покос). Строй косы к Петрову дню, так будешь мужик. Ладь косы и серпы к Петрову дню! Женское лето — до Петра, с Петрова дни — страдная пора. Не хвались бабка, что зелено, а смотри, каков Петров. Далеко кулику до Петрова дня! С Петрова дня зарница хлеб зарит. В Петра зарница хлеб зорит. До Петрова взорать, до Ильина заборонить, до Спаса засеять (озимые). Пётр — с колоском, Илья — с колобком. С Петра соловей затихает. Когда ячмень колосится, соловей замолкает. Коли дождь на Петра — сенокос мокрый. На Петров день дождь — сено как хвощ (жесткое, на корм не очень спорое), зато — урожай не худой; два дождя — хороший, три дождя — богатый. Если просо на Петров день в ложку — будет и на ложку. Прошли Петровки — опало (с деревьев) по листу, пройдёт Илья — опадёт и два. На Петров день и кукушка подавится ватрушкой (птицы перестают петь). На Петра град кинул льда. С Петрова дня разрешается есть клубнику, землянику и другую ягоду (в иных местах после Купалы). С Петрова дня летнего ешь землянику, а с осеннего — рябину.
Празднование Петрова дня в Мамадышском муниципальном районе РТ
История праздника Питрау у кряшен Мамадышского района РТ. Праздник Петров день возродился в конце ХХ – начале ХХI века, когда многие народы России стали уделять больше внимания изучению и возрождению своих традиций."Питрау", давно переросший рамки религиозного праздника, традиционно является одним из основных и наиболее любимых торжеств православных кряшен. К нему готовятся загодя: ткут полотенца, шьют костюмы, разучивают народные песни и танцы. Понятно, что в условиях современной жизни многие из этих действ утратили свой изначальный обрядовый смысл и постепенно уходят в прошлое. Но и сейчас "Питрау" является одной из тех немногих сохранившихся духовных традиций, которая позволяет кряшенам сохранять свою этнокультурную и религиозную самобытность. Сегодня татарские кряшены, как и их предки сотни лет назад, водят хороводы, поют, пляшут (слайд 2) и состязаются в борьбе за ценный приз – живого барана.
Питрау - один из самых больших праздников, почитаемых обрядов православных кряшен. За неделю до него, 6 июля, отмечается день Аграфены Купальницы, 7 июля - день Ивана Купалы. Все они проходят в качестве подготовки к Питрау. Скажем, в день Аграфены на весь год заготавливают банные веники, собирают лекарственные травы и коренья, жарко топят баню. Это продолжается до дня Ивана Купалы. В эти дни организуются коллективные купания. На берегах рек над обрывом разжигают костер, возле которого пляшут, прыгают через огонь. Ежегодно Питрау отмечается 12 июля, в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Праздник ознаменован завершением Петровского поста. В этот день в последний раз водили хороводы, которые начинались в праздник Летнего травника и продолжались каждый день. Для хоровода девушки наряжались в присущие им одежды - колпаки - чачаки или ука-чачаки, кокошники, головные украшения. Наряды молодых невесток отличались от девичьих - они повязывали на голову круглый или белый платок, сураку, на грудь вешали монисты, на шею - ожерелье из монет. В косах кряшенок звенели серебряные монеты. Во многих деревнях кряшен в этот день сохранился обряд жертвоприношения барана. Утром в Питрау в поле собирали цветы, украшали ими горницу, ворота и заборы. Говорят, настой из полевых цветов, собранный в этот день, исцеляет от всех болезней и недугов. Рожденных в этот месяц детей нарекали в основном именами Петр и Павел. Издавна в Питрау молодые люди выбирали спутницу жизни. В народе поговаривали: в Питрау невест выбирают, в Покров свадьбы справляют. Такие браки бывали очень крепкими. На Петров день приходится конец поста. По этому случаю во многих местах устраивали совместную трапезу, приводили к церкви быка, закалывали его и, сварив в больших котлах мясо, ели все сообща. На Петровки ходили в гости, принимали гостей у себя, приезжали родственники - даже из дальних сел. В вечернем застолье участвовали, как правило, только семейные. Молодежь с вечера уходит в поле, и там проводит всю ночь с песнями и играми, "карауля солнце" (слайд 3): оно, по поверью, будет сверкать на рассвете особенными лучами, которые переливаются и искрятся, как радуга. Девушки приносят в поле горшки смолы, солому, огонь: зажигают костры, собирают 12 цветов с 12 полей, бросают в пламя и приговаривают: "Двенадцать цветов с двенадцати полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись и на меня погляди". Участники праздника сходятся на три родника умываться "петровой водицею", предохраняющей от множества болезней. Петров день считается праздником рыбаков, так как апостол Петр сам был рыбарем, и повсюду он известен как покровитель рыбного промысла. Еще один древний обычай - 12 июля слушают кукушку, т.к. после Петрова дня она замолкает.
Татарский Сабантуй, удмуртский Гырон быдтон, тюркский Науруз, мордовский Балтай, марийский Семык, чувашский Уяв, кряшенский Питрау. Они в течение многих веков  передавались от поколения к поколению. В этих праздниках – душа народа.  Сегодня Питрау помогает сохранить  самобытные традиции и культуру кряшен. С годами к нему добавились традиции джиена, и сегодня Питрау проходит как праздник этнической культуры и искусства. Ныне здесь возрождаются традиционные хороводы, национальные игры и танцы, спортивные состязания, борьба «курэш», конные скачки.
Празднование «Питрау» современниками. Вот уже более десяти лет село Зюри Мамадышского района Республики Татарстан является центром проведения Питрау. Праздник перерос в республиканский фестиваль кряшенской культуры и постепенно обретает статус общероссийского. Гостеприимная кряшенская земля встречает многочисленных гостей со всего Татарстана и регионов России, из Челябинской области, Башкортостана, Удмуртии. На большой поляне Тырлау в окружении зеленого леса и небольшой речки разместились майдан, импровизированные сцены, аттракционы, а также музей народного быта под открытым небом. Праздничное действо рассказывает о многогранной жизни народа, вобрав в себя древние обычаи, песенные и танцевальные традиции, старинный быт и уклад.  После церемонии открытия праздник продолжается на разных площадках. Каждый может найти развлечение по интересам. Любители народного творчества собираются у главной концертной площадки (слайд 4). Здесь выступают кряшенские фольклорные коллективы и артисты Республики Татарстан. С народным бытом кряшен гости знакомятся на подворье. Здесь стоят оформленные в этническом стиле дома мамадышских, елабужских, малькеевских и нагайбакских кряшен (слайд 5). Внутри – рукотворная красота: вышитые скатерти, полотенца, традиционная одежда. Тут же можно было попробовать национальные блюда. Кто-то пробует себя в народных промыслах. Местные мастера учат гостей плетению. А в это время на другой сцене проходит конкурс «Кряшенская красавица». Чувствуется, что девушки основательно подготовились. В ход идут и песни, и танцы, и национальные блюда, приготовленные своими руками. И историю народа девушки знают на «отлично». Трудно приходится жюри с выбором: каждая участница отличается и талантами, и красотой (слайд 6).
Традиционные скачки на лошадях, национальная борьба, бой горшков, поиск монеты в катыке, ловля рыбы руками, бой на буме, современные гиревой спорт, армспорт, волейбол, соревнования по бегу, борьба сумо, ловля живых кроликов – гости с удовольствием принимают участие во всех играх и соревнованиях.  Победители «Питрау Батыры» в 3 весовых категориях удостаиваются автомобилей.
С наступлением темноты на подворье зажигают традиционный костер Питрау – «Питрау учагы», и на молодежной площадке начинается дискотека с участием известных групп и звезд татарской эстрады. Праздник заканчивается далеко за полночь торжественным фейерверком. Все участники заряжаются прекрасным настроением на целый год, до следующего Питрау. Договорившись встретиться в это же время на этом же месте, довольные гости разъезжаются по своим городам и селам.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРАЗДНИКА «ПИТРАУ»
16.30 СКАЧКИ НА ЛОШАДЯХ: РАБОЧИЕ, ПОЛУКРОВКИ
МАЙДАН
17.00 - ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ПРАЗДНИКА
18.30 – 1.00 НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА:
- мужчины 65, 75, 85, 110 и свыше 110 кг- юноши 1992 г. р.: 50, 60, 70 и свыше 70 кг- ветераны: 45 лет и старше
- женщины: до 65 кг, свыше 65 кг.
СПОРТИВНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ И ИГРЫ: АРМСПОРТ, ГИРЕВОЙ СПОРТ, БЕГА, ШАШКИ, ШАХМАТЫ, БОРЬБА СУМО, БОЙ ГОРШКОВ, БОЙ НА БУМЕ, ЛАЗАНИЕ НА ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ШЕСТ, ЛОВЛЯ РЫБЫ, ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА, БОЙ НА ПЕНЬКАХ, БЕГ НА ЛЫЖАХ и т.д.КОНЦЕРТНАЯ ПЛОЩАДКА
18.30 - КОНЦЕРТ КРЯШЕНСКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ И АРТИСТОВ
ИЗ РАЙОНОВ РТ
КОНЦЕРТ МАСТЕРОВ ИСКУССТВ КРЯШЕНСКОГО НАРОДА И ЗВЁЗД
ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ «САЙДАШ'»
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ «CАЛАВАТ КУПЕРЕ»РУССКИЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ «ВОРОЖЕЯ»
АНСАМБЛЬ «САЛЯМ»
АНСАМБЛЬ «БЕРМЭНЧЕК»
21.45 - НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА «КРЯШЕН ЧИБЭРЕ»
22.00 - КОНЦЕРТ АЙДАРА ГАЛИМОВА
23.00 - КОНЦЕРТ АРТИСТОВ ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ И МАМАДЫШСКОГО РАЙОНА
ПОДВОРЬЕ
16.00 – 16.45 КОНЦЕРТ ФОЛЬКЛОРНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ МАМАДЫШСКОГО РАЙОНА
17.30 - КОНКУРС «КРЯШЕН ЧИБЭРЕ»
21.00 - КОНКУРС «АСЫЛ ЖИНГИЙ»
22.00 – 1.00 ЗАЖЖЕНИЕ КОСТРА И НАРОДНЫЕ ИГРЫ У КОСТРА
ПЛОЩАДКА «ПЕТРОВСКАЯ ДИСКОТЕКА»
20.00 – 2.00 КОНЦЕРТ ГРУППЫ «АЙФАРА» И МОЛОДЫХ ЗВЁЗД ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ, КОНКУРСЫ, ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ, ДИСКОТЕКА
ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА
17.00 – 20.00 ДЕТСКИЙ САБАНТУЙ, БАТУТ, КАРУСЕЛЬ, ТИР, АТТРАКЦИОНЫ
1.00 - ПРАЗДНИЧНЫЙ ФЕЙЕРВЕРК
Заключение
Мамадышский район – одно из традиционных мест компактного проживания кряшен, где уже в 1980-е гг. была возрождена традиция празднования «Питрау». Сначала он отмечался на самодеятельном уровне в деревне Албаево, а затем распространился и на другие кряшенские деревни. С 1999 г. «Питрау» стали праздновать в селе Зюри (отметившегося в российской истории тем, что здесь в июле 1774 г. подразделением под командованием подполковника Ивана Михельсона был разбит отряд пугачёвского «полковника» Бахтиара Канкаева). Современный широкий размах праздника во многом объясняется его поддержкой со стороны кряшенских предпринимателей, общественных деятелей и представителей местной администрации, в том числе – уроженца Зюрей, председателя Правления Общественной организации кряшен РТ Ивана Егорова (генерального директора ОАО «Холдинговая компания Ак Барс»), руководителя Исполкома Мамадышского муниципального района Анатолия Иванова и других, а также особого расположения к «кряшенскому Сабантую» премьер-министра Татарстана Рустама Минниханова. В специальном обращении Ивана Егорова, размещённом на сайте «Pitrau.ru», говорилось, в частности: «Питрау, давно переросший рамки религиозного праздника, традиционно является одним из основных и наиболее любимых торжеств кряшен. Понятно, что в условиях современной жизни многие праздники утрачивают свой изначальный обрядовый смысл и постепенно уходят в прошлое, но Питрау является одной из тех немногих сохранившихся духовных опор, которые позволяют тюркоязычным кряшенам сохранять свою этно-культурную и религиозную самобытность».
В советское время этот праздник, как и все религиозные, был запрещён, но народ не переставал соблюдать давний обычай и сумел сберечь свои традиции.
Список литературы:
Сборник суточных церк. служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на рус. яз. / [Сост.] свящ. В. Адаменко. Ниж. Новгород, 1926 (Репринт. изд. Париж, 1989).
Иудейские и христианские праздники суть памятники истины (без подп.) // Христ. Чтение. 1821. Т. 4, кн. 10.
Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной Кафолической Вост. Церкви. 10-е изд. СПб., 1901.
Рашковский Е. Б. "С высоты Востока...": Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993.
Сергий (И. А. Спасский), архиеп. Владимирский. Полный Месяцеслов Востока: В 2 т. 2-е изд. Владимир, 1901 (В 3 т. Репринт. изд. М., 1997).
Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993—95. Т. 3. С. 560—761.
Википедия. Интернет-ресурс.
Сайт Мамадышского муниципального района РТ. Интернет-ресурс.
Приложение

Апостол Пётр с ключом от рая. Фрагмент псковской иконы ХVII в.

И.М.Танков. Сельский праздник. 1790-е гг.

В.Прушковский. Встреча утренней зари. 1876 г.

Современная концертная площадка

Убранство жилища кряшен
Красавицы праздника