Открытый урок по истории на тему В Афинских школах и гимнасиях (5 класс)


УРОК ИСТОРИИ 5 КЛАСС

Учитель
1 квалификационной категории
Фрилинг Наталья Владимировна
ХОД УРОКА,
1 . Вступительное слово учителя.Тема сегодняшнего урока «В афинских школах и гимнасиях». В начале урока проведем небольшую игру, где проверим ваши знания по истории Древней Греции. Назовем ее «Историческая разминка».
2. Актуализация знаний.
Итак, мы начинаем!
Вот шутка
Дана одна минутка
Поспеши- ка, не зевай
Правильный ответ давай.
(Задания требуют краткого ответа).
1.Как древние греки называли свою Родину? ЭЛЛАДА
2. Кто спрятался на острове Крит в царском дворце? Минотавр
3.Кто автор поэмы «Одиссея»? ГОМЕР
4. Главный бог в греческой мифологии? ЗЕВС
5. Кто автор поэмы «Илиада»? ГОМЕР
6. Назовите имя жены Зевса? ГЕРА
7. Объясните, полис – это …? ГОРОД- ГОСУДАРСТВО
8. Как назывался греческий военный корабль? ТРИЕРА
9. Демократия – это …? ВЛАСТЬ НАРОДА.
10.Назовите главный порт Афин. ПИРЕЙ
11.Сколько дней проходили Олимпийские игры? ПЯТЬ.
12. Где находится Греция? БАЛКАНСКИЙ П-ОВ.
За каждый правильный ответ получаете звезду.
Хоть немножечко устали
Все же знания показали
А сейчас чтоб не скучали
Знанья чтобы получали
Путешествие совершим.
Ребята! Мы с вами перенесемся в Древнюю Грецию, в Афинское государство. Главная задача греческой культуры – воспитать всесторонне развитого человека. Физическое здоровье также важно, как и умственное , и моральное. К воспитанию именно такого человека и стремились греки. В Афинах все мужчины были грамотными. Образование было недоступно девочкам и детям из бедных семей. Обучение детей начиналось с семилетнего возраста. «Педагогами» в Греции называли раба, который сопровождал мальчика в школу и следил за его поведением и успехами в школе.
Греки в древности писали на папирусе, а также на покрытых воском дощечках. Буквы выдавливали концом металлической или костяной палочки, называемой стилем.
Итак. Встаньте дети. Сейчас, когда я буду произносить слова, вы должны будете повернуться по 4 раза влево и право вокруг себя. Мы с вами окажемся на уроке в древнегреческой школе.
Итак. Колесо истории влево повернись
Расскажи о прошлом, расскажи про жизнь
Про эпохи, войны, про борьбу за власть,
Как сумели многие в историю попасть?
Хайрете, пайдес! Калой кай агатой!
Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!
Сегодня, в день ранней весны, когда оживает природа и ваши старшие братья вернулись с каникул, я, грамматист, Беотий, ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите – розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть ни в бронзовую муху, когда один тычется во все стороны с завязанными глазами, как заболевший осел, а остальные визжат и разбегаются; ни в хитринду, когда вы сажаете товарища на пол, скачете вокруг него и задираете его, а он хватает вас, но не может сойти с места.
А самое сильное наказание будет назначено игрокам в эфедрисму, потому что священные стены храма знаний – не для диких прыжков ребенка с товарищем на закорках.
Вы начинаете учиться, и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады в варварских землях – с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой родины и приумножите ее славу и богатство.
А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов-педагогов, сядьте прямо, и начнем урок.
Сегодня мы познакомимся с греческим алфавитом, греческим наречием. Научимся писать слова.
А теперь внимание на доску.
(читаю афавит, затем по одной букве каждый и все хором).
Послушайте, как прекрасна может быть эллинская речь, составленная всего из 24 только что выученных букв. Это строки из поэмы Гомэра «Илиада»
МЭНИН АЭЙДЭ ТЕА
ПЭЛЭИАДО АХИЛЛЕОС
УЛОМЕНУН, Э-Э МЮРИ
АХАЙОС АЛЬГЭ ЭТЭКЕН.
Прочитать на русском.
Даже вы, дети колонии, которые варварское наречие слышат чаще эллинского , легко сумеете освоить эти слова, потому, что мы греки, научили своему языку всю Ойкумену, а наших олимпийских богов и героев знают и чтут повсюду.
Как звучит имя прекрасного бога, покровителя искусства? Правильно. Аполлон. А пишется оно так: Απολλον.
А как по – гречески называется наука о прошлом?
Хистория. Запишем так: Ηιζτορια.
Теперь научимся называть тех родных и любимых, кого мы каждый день видим в своем доме.
МАМА- по-гречески МАТЭР(повторяют за мной)
Скажите, как записать.
(По одному выходят и записывают по 1 букве) Ματηρ.
А как по гречески ПАПА- ПАТЭР – Πατηρ.
А у кого-то дома тявкает еще один член семьи- КУНЭ. Собака. Запишем слово- κυνη.
Теперь каждый будет писать сам. Возьмите стиль в руку и напишите три последних слова. (МАМА, ПАПА, СОБАКА).
А сейчас попробуйте обойтись без моей помощи. Возьмите стиль, таблички. Работайте прилежно, не забывая первое правило школьника –« Чаще переворачивай стиль!» Это означает, что надо постоянно проверять себя и вовремя исправлять ошибки. Сейчас, я назову вам три слова на варварском наречии, а вы, должны перевести эти слова на греческий и записать на табличке.
ПЕДАГОГ- Πεδαγογ
СТИЛЬ - Στηλ
КНИГА –Κνιγα.
- Вы научились сегодня читать и писать на прекрасном эллинском наречии. Но преодолена лишь первая ступень длинной лестницы, на вершине которой стоят овладевшие самым ценимым из искусств, искусством красноречия, - наши знаменитые ораторы. У нас каждый гражданин может предложить закон и защитить себя от ложных обвинений в суде, но для этого надо уметь говорить с обществом.
О, дар слова – великая сила!
Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, так убедительно он говорил.
Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Сегодня мы сделаем первое упражнение.
( желающие хвалят своего соперника) или ругают.
Вы так убедительно говорили, что мы на самом деле поверили, что у вашего соперника нет ни одного минуса и он действительно КАЛОЙ КАЙ АГАТОЙ!
Ваш первый урок подошел к концу. Я отпущу вас отдохнуть. Помните о злокозненных играх, от которых я предостерегал вас. Завтра пятый день месяца, праздник основателя города, и вы придете не в школу, а на торжества. Так пусть же все увидят, что вы стали образованнее и взрослее, что КАЛОЙ КАЙ ОГАТОЙ! Положите на мой стол таблички со своими именами. ВАМ ПОРА! Встаньте!
КОЛЕСО ИСТОРИИ И ВЕСЬ ШАР, НАРОД
ДВИЖЕТ НЕПРЕСТАННО ВПРАВО И ВПЕРЕД.
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ СОБЫТИЯ, ГДЕ – ТО СНОВА ВОЙНЫ,
«НЕТ» -КРОВОПРОЛИТИЮ, МЫ ЗА МИР БЕЗ БОЙНИ!
Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения грамматики и воспитания Древней Греции. Достижения педагогической мысли Греции о всесторонне развитой личности остаются актуальными и сегодня. Мы с вами должны действительно стремиться к всестороннему развитию, чтобы быть сильными, активными гражданами нашего государства.
А сейчас сдайте жетоны и получите оценки.