Конспект урока: «В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса».


Тема: «В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса».
Цели урока:
• Образовательная: познакомить учащихся с образованием в Афинах, древнегреческим театра, его возникновением и развитием.
• Развивающая: развитие умения работы с иллюстрациями, терминами, видеофрагментом, с текстом учебника.
• Воспитательная: формирование нравственно-воспитанной личности, высоких гражданских чувств на примере театральных представлений, привить любовь к искусству.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
1)Учебник «история Древнего мира 5 класс», авторы - А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.
2)компьютерная презентация;
3) видеофрагмент
4)иллюстрация древнегреческого театра;
5)план - схема древнегреческого театра.
6)иллюстрации
План урока:
1)Рабы – педагоги
2)Занятия в школе
3)Палестра
4)В Гимнасиях5)В театре Диониса
Понятия
1) Стиль
2)Палестра3) Гимнасий4) Трагедия
Методы и приемы Содержание урока Виды деятельности учащихся Предположительные ответы учеников
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Здравствуйте, ребята! Посмотрите все внимательней на свои парты! У всех есть учебники, тетради, рабочие тетради, дневники и письменные принадлежности? Молодцы! А теперь попрошу вашего внимания
Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте проверим как вы усвоили предыдущий. На прошлом уроке вы изучали тему: «В городе богини Афины».
А сейчас давайте обратимся к плану Афин.
В древних Афинах вы знаете несколько примечательных мест. Что вы знаете о Керамике? Как он выглядел?
Как афинские художники украшали глиняные вазы?
А какую работу выполняли рабы? А какую свободные люди?
Ежедневно граждане посещали главную площадь своего города. Как она называлась?
Откройте страницу 169, для чего было предназначено круглое здание?
Какие типичные черты древнегреческого храма вы запомнили?
А теперь перейдём к самому знаменитому греческому храму. На каком холме он находится?
Какие храмы находились на этом холме?
Молодцы!
Ребята! Мы с вами по-прежнему находимся в Древней Греции, в Афинском государстве. Мы уже знаем, что в Афинах были очень красивые храмы. Они стремились к совершенству во всем.
Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры.
Главная задача греческой культуры – воспитать всесторонне развитого человека.
Как вы это понимаете, ребята? Что значит выражение “всесторонне развитая личность”? Правильно, физическое здоровье также важно, как и умственное, и моральное развитие. К воспитанию именно такого человека и стремились греки.
Сегодня мы совершим экскурсию по историческим культурным местам Древней Греции. Сначала посетим афинские школы и гимнасии, а затем театр Диониса. Ведь образование и культура связанны тонкой нитью.
Запишите тему урока : «В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса».
Проблемный вопрос: действительно ли, афиняне стремились воспитать всесторонне развитую личность?
План:
1) Рабы – педагоги
2) Занятия в школе
3) Палестра
4) В Гимнасиях5) В театре Диониса
Давайте запишем домашнее задание: параграф 38,39 читать, пересказ пункта
1. Давайте с вами узнаем, кто такой педагог и какие функции у него были.
Откройте пожалуйста пар. 38 и прочитайте п. 1. Кто то один пусть прочитает его вслух. После прочтения мы с вами побеседуем .Итак, ребята, а кого называют педагогами в наши дни?
В чём различие между греческим и современным педагогом?
Опишите рисунок на странице 173 «Педагог, сопровождающий ребёнка в школу»
Верно. Предположите, почему нередко греческий педагог плохо говорил по-гречески?
Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!». Что он имел в виду?
2. В рассветный час все сельские и городские мальчишки спешили в школу.
В школе прежде всего обучали чтению, письму и счету. И сегодня у нас есть возможность поприсутствовать на уроке грамматики. Ученики писали на покрытых воском деревянных дощечках стилем – специальной деревянной или металлической палочкой. Острым концом писали, тупым – стирали и сглаживали воск.
У каждого ученика лежит табличка с греч. алфавитом. Учитель читает его вслух, затем – хором с ребятами).
А теперь давайте запишем по-гречески название нашей науки – истории.
(Учитель пишет на доске, ребята на дощечках. Учитель проговаривает каждую букву: иота, сигма, тау, о микрон, ро, иота, альфа).Так вот ребята, мы с вами научились писать по-гречески.
Помимо грамматики в школах греческие мальчики изучали также поэзию – заучивали наизусть отрывки из поэм. Ребята, а какие древнегреческие поэмы вам известны? Назовите их автора. Эти поэмы являлись основными учебниками - в них содержалось много сведений по географии и истории, а также воспевались смелость и отвага.
Преподавались также танцы и музыка. Мальчики овладевали искусством хорового пения, учились играть на музыкальных инструментах: лире, кифаре, арфе, флейте.
Это были основные школьные предметы.
3.
Путешествие в школу закончилось, наш путь лежит в соседнюю палестру. (от гр.слова «пале» - борьба). Запишем определение: Палестра – гимнастическая школа для мальчиков с 12 лет. Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы?
В палестрах стоят статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета. А как называются самые известные творения этих скульпторов?
А как вы думаете, какими видами спорта занимались в палестре?
4. Молодцы, ребята! А дальше наш путь лежит в афинский гимнасий.
Прочитайте пожалуйста пункт 2 § 38 на стр. 176
Ваша задача ответить: . Что из себя представляла одна из гимнасиев?
Верно.
Теперь скажите, отличалось ли воспитание мальчиков в Афинах и Спарте? Обоснуйте ответ.
Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Достижения педагогической мысли Греции о всесторонне развитой личности, об умственном, физическом и моральном развитии человека. духовному развитию греков способствовали и походы в театр.
. Итак, мы переходим к следующему пункту нашего плана – в театре Диониса.
Зарождение театра связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. В эти празднества греки облачались в козлиные шкуры и маски, подражая лесным богам – сатирам. Ряженые разыгрывали сценки из мифов о Дионисе. Строители создавали театральные здания. Такие здания появились почти во всех городах Греции.
Давайте запишем в тетрадь новое понятие: театр – с греч. «место для зрелищ».
Ребята, к нам на урок пожаловали гости – Афродита и Афина. Давайте поприветствуем их.
Появляется Афродита и Афина
Афина: Мы с вами оказались в самом центре Афин – у подножия Акрополя, рядом со святилищем Диониса. На юго-восточном склоне проходят мистерии в честь бога Диониса. Из этих событий родился театр. Деревянные ряды поднимаются полукругом до самой вершины Акрополя. На этих деревянных лавках рассаживались зрители и наблюдали за происходящем на сцене.
Афродита: В первом ряду стояли роскошные мраморные кресла для жрецов. Представление происходило внизу, на круглой площадке – орхестре. Позади ставили палатку для переодевания актеров – скенэ. Представление продолжалось весь день. На спектакли приходило большое количество человек. И сегодня мы с вами становимся зрителями в этом театре.
Ребята, исходя из рассказа, где происходили театральные представления?
А сейчас, мы посмотрим видеоролик о древнегреческом театре Диониса и ответим на вопрос, кто принимал участие в представлениях?
Молодцы! В представлении участвовали три актера и хор. Актерами были только мужчины, игравшие и женские роли. Они надевали обувь на толстой подошве. Зачем они надевали такую обувь? Лица актеров закрывали маски с большим открытым ртом? Для чего? Хор по ходу действия объяснял происходящие события. Нельзя было показывать убийство, о нем рассказывал именно хор. Хор подводил и итоги пьесы.
Также и в древнегреческом театре были спектакли, на которых хотелось плакать и хотелось смеяться и сейчас мы с вами окажемся на одном из них.
Ребята, а как вы понимаете - что такое комедия?
Комедия - (с греч. «песни веселых поселян») веселые, забавные пьесы. (записываем в тетрадь)
Помимо комедии в древнегреческих театрах ставили трагедии. Как вы считаете, что такое трагедия?
Трагедия - (с греч. «песнь козлов») - пьеса с трагическим концом. (записываем в тетрадь)
Отдельно, конечно же, необходимо сказать о древнегреческом зрителе.
Греческий зритель наивен и впечатлителен. Несчастья героев трагедии заставляют их рыдать. Если актер высказывает благородные мысли, раздаются нескончаемые аплодисменты. И наоборот, безнравственным и подлым героям спектакля возмущаются так сильно, что перестают отделять актера от роли. Если зрители недовольны, они свистели и стучали сандалиями. Бывало и хуже - если автор очень не нравится, его закидывали виноградом, оливками и даже камнями.
Три дня подряд афинские зрители проводили в своем театре. Каждый день они видели по пять пьес. А вечером последнего дня судьи оглашали свое решение: объявляли лучшего драматурга, лучшего хорега, лучшего актера. Было три места. Но только первая награда означала победу, третья, же была равносильна провалу.
Вот мы с вами и рассмотрели все вопросы нашего с вами урока, и снова подошли к вопросу
Действительно ли, афиняне стремились воспитать всесторонне развитую личность?
Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с историей возникновения театра. Увидели, как был устроен древнегреческий театр, как в нем проходили представления. Театральное искусство по - прежнему популярно. Многие люди в наше время как и древние греки любят посещать театр. Театр помогает человеку больше узнать об окружающем мире, заставляет думать, способствует развитию личности. Человек должен развиваться всесторонне: как физически так и духовно.Сегодня вы были любознательными экскурсантами, узнали много нового, интересного, надеюсь очень полезного для себя.
Отвечают
Отвечают
Отвечают
Отвечают
Отвечают
Отвечают
Записывают в тетрадь
Читают пункт 1
Отвечают
Отвечают
Описывают
Отвечают
Записывают понятие
Отвечают
Записывают
Отвечают
Отвечают
Отвечают
Читают
Отвечают
Отвечают
Отвечают
Отвечают
Это район гончарных мастерских. Узкие улочки Керамики извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и отбросы прямо на улицу. Тем не менее Керамик был известен далеко за пределами Эллады : здесь жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы

Чернофигурный рисунок – фигуры, нанесенные художником по красноватой глине черным лаком.
Краснофигурный рисунок – фигуры, сохранялись естественным красноватым цветом глины, а лаком покрывалась остальная часть вазы.
Рабы выполняли тяжёлую работу, а свободные граждане - творческую. Так как они получали за это деньги.
Агора
Для дежурных членов Совета пятисот предназначалось круглое здание
Портик. Франтон.
Акрополь.
Парфенон и ЭрехтейонЧеловека. Который даёт знания.
Греческий педагог-человек сопровождающий ребёнка в школу.
Изображён старый, босой человек, одной рукой он держит за руку ребёнка, в другой что то несёт, возможно письменные принадлежности.
Его задача лишь сопровождать ученика, для этого не обязательно знать язык.
Педагогами становились те рабы, которые больше нигде не могли работать.
Стиль – металлическая или деревянная палочка для письма
«Илиада» «Одиссея»
Гомер
Палестра – гимнастическая школа для мальчиков с 12 лет
Мирон «Дискобол»
Поликлет «Копьеносец»
Бег;
Прыжки;
Метание диска;
Метание копья;
Борьба
Она располагалась за городом среди зелёных деревьев и лугов.
Они включали в себя площадки для упражнения атлетов, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед.
Несмотря на все пороки, маленький афинянин был бесконечно счастливее и свободнее спартанского мальчика и не чувствовал непрерывного давления дисциплины, столь почитаемой в Спарте.
Орхестра, скенэАктеры, маски, роли…
Чтобы люди с последних рядов их хорошо видели.
Они усиливали голос
Да, воспитывали развитую личность. Они занимались и грамматикой, учились читать, писать, рисовать, танцевать. Ходили в театр. Это было одним из любимых занятий.