Презентация по русскому языку на тему Служебные части речи (5класс)


СОШ имени Б. Уахатова Павлодарской области Лебяжинского района Электронное учебное пособиеМукашева Гульнара АйтпаевнаУчитель русского языка и литературыказахской школы Электронное пособие предназначена для подготовки к промежуточному тестированию учащихся (ПГК), а также рассчитано на закрепление, систематизацию и углубление знаний по курсу русской речи. Пособие соответствует Государственному общеобязательному стандарту образования и рабочей программе по предмету. Учебное пособие охватывает раздел русской речи «Служебные части речи».Данное пособие рассматривается:Не как цель, а как еще один инструмент исследования;как источник дополнительной информации по предмету;- как способ самоорганизации труда и самообразования;- как способ расширения активности человека;- как способ улучшения организации урока;-как инструмент включения учащихся в коллективную деятельность;- как способ повышения интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом.В презентациях использую следующие виды работ:1. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся.Уч-ся с удовольствием отвечают на вопросы, сами задают темп работы и сразу же могут проверить свою работу.2. Презентации, которые имеют гиперссылки, анимацию, задания разного рода, тесты.3. Тексты в электронном варианте. Пояснительная записка Гиперссылки. -При актуализации знаний по любой теме, использование гиперссылок позволяет осуществить последующую проверку сразу в классе; -при объяснении нового материала создание слайдов дает возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно излагать учебный материал; -выделение объектов, передвижение их по слайду, акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы; -при первичном контроле по любой теме урока ученикам предлагаются тесты. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа; -программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку. Предлог Союз Междометие Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 2 Задание Проверь себя Группы подч. союзов Частица Правописание союзов Виды частиц Употребление предлогов с падежами Задание 1 Задание Тестовые задания Тестовые задания Тестовые задания Различайте Содержание Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложных. Сочинительные подчинительные а,но,да (в значении но).однако же, зато Или, либо, то...то, не то...не то и,да,(в значении и),но и,Как...так и Связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочинённого) предложения.Союзы, состоящие из нескольких слов, называются составными, из одного слова- простыми. ПРИЧИННЫЕСОЮЗЫ ЦЕЛЕВЫЕСОЮЗЫ ВРЕМЕННЫЕСОЮЗЫ УСЛОВНЫЕСОЮЗЫ СРАВНИТЕЛЬНЫЕСОЮЗЫ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕСОЮЗЫ связывают в сложном (СПП) предложении простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому. Что,чтобы,как Как будто,словно,как,точно Если,если бы,ли,как скоро Когда,лишь,лишь только,едва Что бы,для того чтобы,с тем чтобы По тому, что,так как,ввиду того что,что Изъяснительныесоюзы Сравнительныесоюзы Условныесоюзы Временныесоюзы Целевыесоюзы Причинные союзы Всегда пишите раздельно:ТАК ТАК,ПОТОМУ ЧТО,ОТТОГО ЧТО,КАК БУДТО,ТАК ЧТО,ТО ЕСТЬ Правописание союзов При чем При томМестоимение с предлогом можно заменить ЧЕМ,ТОМ другими местоимениямиЭтого нельзя говорить при том человеке(ПРИ ЭТОМ)При чем здесь старший брат, когда поступок совершил младший Причем Притом Союзы(равно вместе с тем)Он провинился, причем серьезно.Он учится и притом работает. проверка Спишите пословицы, вставляя нужные союзы. 1.От науки крепнет разум, …не руки. 2. Гуляй, …дела не забывай.3. Не одежда украшает человека, … добрые дела.4.Мир освещается солнцем, …человек - знанием. 5. Ученье … труд к славе ведут. Вернуться к содержанию Спишите пословицы, вставляя нужные союзы. 1.От науки крепнет разум, а не руки. 2. Гуляй, да дела не забывай.3. Не одежда украшает человека, а добрые дела.4.Мир освещается солнцем, а человек - знанием. 5. Ученье и труд к славе ведут. Задания к тексту Прочитайте текст. Найдите в нём союзы. Скворечник у нас новый и красивый. Со всех сторон мы обили его корой от берёзы, и он стал похож на настоящее дупло. Повесили мы скворечник на высокий шест, а шест прикрепили к берёзе. Но в этот день скворцы ещё не прилетели, и, чтобы домик не заняли воробьи, мы заткнули отверстие тряпкой. И хорошо сделали, что заткнули, потому что у нашего соседа, который тоже повесил скворечник, но отверстие не заткнул, сразу поселились воробьи. Задания к тексту.(работа в группе) 1.Определите простыми или сложными являются предложения, в которых употреблены союзы.2.Скажите, какую функцию выполняет каждый из этих союзов?3.Прочитайте предложения, опустив союзы. Скажите, что изменилось в связи с этим. -служебная чать речи,которая вносит различные оттенки значения в предложение и служит для образования наклонений глагола.Частицы не изменяются и не являются членами предложения. Частицы по значению и роли делятся Формообразующие Модальные Отрицательные Б, бы, давай, пускай, пусть участвуют в образовании форм глагола. Ли, разве, неужели, вот, вон, именно, как раз, только, лишь, почти, исключительно.Они вносят дополнительные оттенки в значения слов и предложений. Не и ни придают отрицательное или положительное значение слову и предложению Запомните: Большинство частиц являются производными, так как они образовались путём перехода из других частей речи.От наречий /лишь, только, едва, уж, и др./От глаголов /пусть, давай, пускай/От мест. /все, оно, что за…/От союзов /да, и, а, же и др./ ПРОВЕРЬ! Выпишите в два столбика. В один столбик предложения, в которых есть частицы, а в другой –без них. 1.С песнями шла молодёжь по улицам.2.Было бы желанье, а дело всегда найдётся.3.За деревьями зашуршали шаги.4.Кругом всё та же ширь и даль.5.Справа было большое озеро.6.Вблизи виднелся шалаш сторожа.7.Сидим ли мы за партою, стоим ли перед картою, мы думаем о Родине всегда. 3.Сидим ли мы за партою, стоим ли перед картою, мы думаем о Родине всегда. Выпишите в два столбика. В один столбик предложения, в которых есть частицы, а в другой –без них. ЕСТЬ ЧАСТИЦЫ:1.С песнями шла молодёжь по улицам.2.За деревьями зашуршали шаги.3.Справа было большое озеро.4.Вблизи виднелся шалаш сторожа. НЕТ ЧАСТИЦ:1.Было бы желанье, а дело всегда найдётся.2.Кругом всё та же ширь и даль. -служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.Предлоги не изменяются и не являются членами предложения. Образованные от других частей речи – путем перехода самостоятельных частей речи в служебные. Предлог вокруг,происходит от наречия,предлог в течение происходит от существительного течение с предлогом В Возникли очень давно и поэтому невозможно установить, от каких частей они образованы.Без(безо), в(во),до, для, из(изо), к (ко), на, над(надо), о(об, обо), от, по, пред(перед),при, с, у, чрез(через). По В, на, о, об При, в, на, о (об) П.п. С Между, за, под С, над, перед, в, соответствии с, согласно с, в связи с Т.п. В, за, на, о, об, под Через, на, про, с, по, несмотря на В.п по К, по, благодаря, согласно, вопреки Д.п. с между Без, до, для, из, из-за, из-под, кроме, около, от, после, прежде, у, в продолжении, в течение, в следствие Р.п. С тремя падежами С двумя падежами С одним падежом падежи Запомните! С УралаС работыС завода На УралеНа работеНа заводе Из АстаныИз клубаИз школы В Астане В клубеВ школе Откуда? Где? Откуда? Где? Проверь себя:1.Предлоги относятся к самостоятельным частям речи? Нет 2. Обозначают ли предлоги предметы, признаки, действия? НЕТ 3. Можно ли к ним поставить вопросы? Нет4.Изменяются ли они? Нет Дополните предложения. Подчеркните приставки и предлоги. Самолёт долетел доУчитель написал на условие задачи.Дети вошли в .С слетел последний листок. Павлодара, доске класс, дерева, Запишите словосочетания без скобок. (За)шла (за)товарищем-(Вы)пилил (из) дерева-(С)шила (из)шерсти-(С)бежал (с)горы- Подумай! Запишите кратко, почему так названы предметы. Приставки и предлоги подчеркните. ОБРАЗЕЦ.Подорожник- растение. Он растёт по обочинам дорог.ПОДСНЕЖНИК,ПОДОДЕЯЛЬНИК. Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.ЗАПОМНИТЕ:Междометие не входит ни в самостоятельные, ни в служебные части речи. Группы междометий: 1.Выражают различные чувства (восторг, презрение, удивление, страх и т.д.)Например: ай, ой, эх, ура, фу, тьфу.2.Выражают различные побуждения (желание удалить, прекратить разговор, или шум, побуждение к действию, речи.)Н/Р:прочь, вон, цыц, ну-ну, эй, брысь, шабаш. Непроизводными- ах! Ну! Увы! Фу! Ох! Ой!Браво! Цыц! Ура! ПроизводныеВозникшие из самостоятельных частей речи.-Ужас! Извините!Страсть! Дудки! Синтаксическая роль междометия Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи, тогда они становятся членами предложения, например:Вот раздалося «ау» вдалеке (Н.Некрасов)Ау-подлежащее Подчеркните междометия. Скажите, какое значение они имеют. Обратите внимание на знаки препинания. 1) Ба, Ниловна! И ты бунтовать пришла? (М.Горький).2) Внизу тёрлась о рогач белая кошка.»Кис, кис!»-поманил её Саша.(А.Чехов). 3)»Ах, эта примета дурная, - с расстановкой проговорил Илюша».4) Эх, вы, вороны- крикнул Павел. -Чего всполохнулись?»(И.Тургенев). ТЕСТОВЫЕЗАДАНИЯ Ответы Междометие1 Это междометие пишется через дефис А) «Эй, куда?» - окликнул его Петр. В) Ох, ни за что нам не выбраться из этой чащобы. С) Ого(го), да это хват! Д) Ура! Мы спасены, где-то поблизости есть люди. Е) Ай(да) Надежда Ивановна.2 В этом предложении слово «пропасть» является междометием А) Я нашила пропасть, да после траура еще не решаюсь щеголять-то. В) Знакомых у него пропасть, да помочь некому. С) Он не мог пропасть без объяснений и причины. Д) –Тьфу, пропасть! – говорит она,- и тот дурак, кто слушает людских всех врак! Е) Направо был утес, налево пропасть глубокая.3 Междометие – это А) служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого и простые предложения в составе сложного. В) служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки или служит для образования форм слов. С) служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предло- жении. Д) особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения Е) особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию4 Производное междометие А) Тьфу! В) Ужас! С) Ей-же-ей! Д) Ура! Е) Ха-ха-ха!5 В этом предложении междометие выражает побуждение к действию А) Ах, голова моя горит, вся кровь моя в волненье. В) Ба! Знакомые все лица! С) Ах, ты, степь моя, степь привольная! Д) Чу! Ночная птица кричит. Е) «Шабаш!»- крикнул он повелительно. ТЕСТОВЫЕЗАДАНИЯ Междометие1 Это междометие пишется через дефис А) «Эй, куда?» - окликнул его Петр. В) Ох, ни за что нам не выбраться из этой чащобы. С) Ого(го), да это хват! Д) Ура! Мы спасены, где-то поблизости есть люди. Е) Ай(да) Надежда Ивановна.2 В этом предложении слово «пропасть» является междометием А) Я нашила пропасть, да после траура еще не решаюсь щеголять-то. В) Знакомых у него пропасть, да помочь некому. С) Он не мог пропасть без объяснений и причины. Д) –Тьфу, пропасть! – говорит она,- и тот дурак, кто слушает людских всех врак! Е) Направо был утес, налево пропасть глубокая.3 Междометие – это А) служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого и простые предложения в составе сложного. В) служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки или служит для образования форм слов. С) служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предло- жении. Д) особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения Е) особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию4 Производное междометие А) Тьфу! В) Ужас! С) Ей-же-ей! Д) Ура! Е) Ха-ха-ха!5 В этом предложении междометие выражает побуждение к действию А) Ах, голова моя горит, вся кровь моя в волненье. В) Ба! Знакомые все лица! С) Ах, ты, степь моя, степь привольная! Д) Чу! Ночная птица кричит. Е) «Шабаш!»- крикнул он повелительно. ТЕСТОВЫЕЗАДАНИЯ Ответы ЧАСТИЦА 1. Определите вариант, соответствующий правильному написанию частиц: Я н… протестовал, н…издавал н… звука и только уныло и кротко поглядывал вперед : н… видать ли сквозь пыль деревеньки? Куда н… взглянешь, всюду сгоревшая степь. А) не, не, ни, не, ни В) не, не, ни, ни, ни С) не, не, не, ни Д) не, не, не, ни Е) не, не, ни, не, не 2. Укажите строку с дефисным написанием: А) бы, же, ка, то, либо, кое В) ка, то, либо, нибудь, кое С) ежели, кое, ка Д) бы, ли, ка, то Е) бы, ли, же, нибудь 3. Частица пишется через дефис А) Увидев нас, обе девушки в ту (же) минуту вошли в комнату. В) То (же) самое вы мне вчера говорили. С) Слона (то) я и не приметил. Д) Ты (ли) это, друг мой милый. Е) Что(бы) ты предпринял в такую минуту. 4. Условное наклонение образуется при помощи частиц А) что за, ну и В) именно, точно С) не, ни Д) бы, б Е) ли, разве 5. Укажите формообразующие частицы А) именно, как раз, даже, что за В) не, ни, почти, неужели С) да, давай, пусть, пускай, бы Д) лишь, разве, же, вот Е) все-таки, ведь, вон, ли, точно. ТЕСТОВЫЕЗАДАНИЯ ЧАСТИЦА 1. Определите вариант, соответствующий правильному написанию частиц: Я н… протестовал, н…издавал н… звука и только уныло и кротко поглядывал вперед : н… видать ли сквозь пыль деревеньки? Куда н… взглянешь, всюду сгоревшая степь. А) не, не, ни, не, ни В) не, не, ни, ни, ни С) не, не, не, ни Д) не, не, не, ни Е) не, не, ни, не, не 2. Укажите строку с дефисным написанием: А) бы, же, ка, то, либо, кое В) ка, то, либо, нибудь, кое С) ежели, кое, ка Д) бы, ли, ка, то Е) бы, ли, же, нибудь 3. Частица пишется через дефис А) Увидев нас, обе девушки в ту (же) минуту вошли в комнату. В) То (же) самое вы мне вчера говорили. С) Слона (то) я и не приметил. Д) Ты (ли) это, друг мой милый. Е) Что(бы) ты предпринял в такую минуту. 4. Условное наклонение образуется при помощи частиц А) что за, ну и В) именно, точно С) не, ни Д) бы, б Е) ли, разве 5. Укажите формообразующие частицы А) именно, как раз, даже, что за В) не, ни, почти, неужели С) да, давай, пусть, пускай, бы Д) лишь, разве, же, вот Е) все-таки, ведь, вон, ли, точно. ТЕСТОВЫЕЗАДАНИЯ Ответы Союзы.Соединительный союз связывает однородные дополнения:А) У ней был благовоспитанный, приличный, но очень ревнивый муж.В) Он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал.С) Он вернулся в Россию, попытался зажить старой жизнью, но уже не мог попасть в старую колею.Д) Её коса золотого цвета и тяжёлая, как золото, падала ниже колен.Е) Его дома нет; он обыкновенно встаёт рано и отправляется куда-нибудь.Что такое союз?А) Служебная часть речи, которая служит для соединения однородных членов предложения в составе простого и частей сложного предложения.В) Служебные слова, с помощью которых передаются разнообразные оттенки слов, словосочетаний и предложений.С) Это неизменяемые слова, которые выражают чувства, переживания, волеизъявления, но не называют их.Д) Служебные слова, которые оформляют подчинение одного слова знаменательного другому и служат для выражения различных отношений.Е) Это неизменяемые слова, которые выражают чувства, переживания, волеизъявления и называют их.Выберите строку со слитным написанием союзов:А) Мы решили быстро уехать, что(бы) не опоздать к началу спектакля. В) Что(бы) вы посоветовали мне почитать? С) И что(бы) она ни делала – всё выходит у неё красиво. Д) Теперь грустная улыбка Маруси стала мне так(же) дорога, как улыбка сестры. Е) Нет ничего в мире, что(бы) могло перекрыть Днепр.Служебные части речи – этоА) Междометия; В) Наречия; С) Числительные и местоимения;Д) Глагольные формы; Е) Союзы.Запятую между частями составного союза можно поставить только вА) Морская вода содержит много солей так что она не пригодна для питья.В) Я поправился так как погода улучшилась хожу на охоту один.С) Магазин на время закрыли так как начался ремонт.Д) Зелень была свежей так как шли постоянные дожди.Е) Я поднялся на холм потому что хотел увидеть приближающийся пароход. ТЕСТОВЫЕЗАДАНИЯ Союзы.1.Соединительный союз связывает однородные дополнения:А) У ней был благовоспитанный, приличный, но очень ревнивый муж.В) Он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал.С) Он вернулся в Россию, попытался зажить старой жизнью, но уже не мог попасть в старую колею.Д) Её коса золотого цвета и тяжёлая, как золото, падала ниже колен.Е) Его дома нет; он обыкновенно встаёт рано и отправляется куда-нибудь.2.Что такое союз?А) Служебная часть речи, которая служит для соединения однородных членов предложения в составе простого и частей сложного предложения.В) Служебные слова, с помощью которых передаются разнообразные оттенки слов, словосочетаний и предложений.С) Это неизменяемые слова, которые выражают чувства, переживания, волеизъявления, но не называют их.Д) Служебные слова, которые оформляют подчинение одного слова знаменательного другому и служат для выражения различных отношений.Е) Это неизменяемые слова, которые выражают чувства, переживания, волеизъявления и называют их.3.Выберите строку со слитным написанием союзов:А) Мы решили быстро уехать, что(бы) не опоздать к началу спектакля. В) Что(бы) вы посоветовали мне почитать? С) И что(бы) она ни делала – всё выходит у неё красиво. Д) Теперь грустная улыбка Маруси стала мне так(же) дорога, как улыбка сестры. Е) Нет ничего в мире, что(бы) могло перекрыть Днепр.4.Служебные части речи – этоА) Междометия; В) Наречия; С) Числительные и местоимения; Д) Глагольные формы; Е) Союзы.5.Запятую между частями составного союза можно поставить только вА) Морская вода содержит много солей так что она не пригодна для питья.В) Я поправился так как погода улучшилась хожу на охоту один.С) Магазин на время закрыли так как начался ремонт.Д) Зелень была свежей так как шли постоянные дожди.Е) Я поднялся на холм потому что хотел увидеть приближающийся пароход.