ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ НА 2015 — 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Греково-степановская средняя общеобразовательная школа
программа работы с одарёнными учащимися учителя математики и информатики
киселевой л. А.
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где
хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;
преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;
есть свои традиции;
дается современное образование;
уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Система работы с одаренными детьми в такой школе – это максимальное развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети резко выделяются из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания.
Математика и информатика являются одними из тех предметов, где индивидуальные особенности психики (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) имеют решающее значение для его усвоения. Эти особенности порождают и различия в знаниях – их глубине, прочности, обобщенности. По этим качествам знаний обычно судят об одаренности детей.
Отличительные особенности одаренных детей
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
1. Выявление одарённых детей.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
 Задачи:
выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к точным наукам;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках естественно-математического цикла и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.
Методы работы:
анкетирование, опрос;
собеседование;
тестирование;
анализ научных источников;
творческие работы;
метод прогнозирования;
метод исследования проблемы.
Формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
групповые занятия с сильными учащимися;
кружковые занятия;
интеллектуальные конкурсы;
интеллектуальный марафон;
участие в предметных олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
научно-исследовательские конференции;
членство в ученических научных обществах.
Направления программы:
Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности.
Работа со способными и одаренными детьми на уроках.
Использование системы заданий повышенной сложности:
задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.
задания на составление учебных проектов.
задания на прогнозирование ситуаций.
Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных (НОУ) и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.
Основной принцип работы – принцип «обогащения».
Ресурсное обеспечение программы:
наличие учебной аудитории;
библиотечный фонд – наличие литературы;
цифровые ресурсы – ИКТ.
Критерий эффективности:
Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
Отсутствие неуспевающих по предмету.
Увеличение количества обучающихся, выбирающих предметы естественно-математического цикла как экзамен с успешной его сдачей.
Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.
Результаты реализации программы.
Стратегия работы с одаренными детьми
Этапы работы
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно предмету – в области математического развития. В связи с этим следует вовлекать учащихся в различные виды умственной, поисково-познавательной и творческой деятельности.
II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. С этой целью в школе организован естественно-математический кружок, куда вошли самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний цикла естественно-математических наук ребята, объединенные любовью к родной школе (две группы: 5 – 7 классы и 8-11 классы).
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности работы с одаренными детьми каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
ПЛАН РАБОТЫ
Направление Мероприятия Срок
Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов 1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми. 1 РАЗ В ГОД
Сентябрь
Создание банка данных одаренных детей 2. Диагностика одаренности (5, 7, 9, 10 класс):
- учебные характеристики
- мотивационные характеристики
- творческие характеристики
- лидерские характеристики 1 раз в год
Сентябрь
Создание методической копилки 3.Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по математике и информатике, разработки интеллектуальных марафонов, игр). В течение учебного года.
Систематизация работы в урочной деятельности  4. Развитие и стимуляция познавательного интереса учащихся:
умения учиться
постановка и решение учебных проблем
творческие работы
исследования
дидактические игры В течение учебного года.
5. Развитие общеучебных умений самостоятельной работы:
творческие умения:
уметь видеть проблему;
уметь сформулировать проблему;
уметь выдвинуть гипотезу;
уметь составить план решения проблемы, задачи;
уметь делать обобщения и выводы;
уметь систематизировать материал;
уметь составить доклад по теме (на основании разных источников);
уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы);
уметь решить задачу;
уметь делать прогноз;
организационно-рефлексивные умения:
уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план);
уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);
уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность В течение учебного года.
 
6. Формирование исследовательской культуры учащихся 9 класса:
формирование мыслительных умений и навыков
формирование умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации
формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи
развитие исследовательских умений и навыков В течение учебного года.
 
 7. Работа с учащимися по углубленному изучению предмета на занятиях элективных курсов:
«Избранные вопросы математики» 9,10 классы
«Решение текстовых задач» 7 класс В течение учебного года.
Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время  8. Подготовка и проведение школьных предметных олимпиад по математике, информатике. По графику 
9. Участие в районных предметных олимпиадах по математике, информатике. По графику
10. Участие в предметных неделях, творческих конкурсах, спортивных мероприятиях. По графику
11. Работа с учащимися в консультационные дни. В течение учебного года.
Проведение мероприятий с родителями одаренных детей 12. Анкетирование и беседы с родителями с целью определения их основных подходов к данной проблеме. Сентябрь
13. Совместное участие родителей и детей в творческих и спортивных конкурсах. По графику
Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность
тематика исследовательских проектов
Архимед – величайший древнегреческий математик, физик, инженер.
Гений XVIII века – Леонард Эйлер.
Николай Иванович Лобачевский – великий реформатор геометрии.
Трагическая судьба Эвариста Галуа.
Математик XIX века Пафнутий Львович Чебышев.
«Принцесса науки» Софья Васильевна Ковалевская.
«Русский Архимед» - Владимир Андреевич Стеклов.
«Острый» гений – Андрей Николаевич Колмогоров.
Математика в Древней Руси.
Системы счисления.
История развития математики на Востоке.
Происхождение мер.
Жизнь и деятельность Пифагора.
Жизнь и деятельность Рене Декарта.
Жизнь и деятельность Франсуа Виета.
Жизнь и деятельность Исаака Ньютона.
Жизнь и деятельность Омара Хайяма.
Гениальный ученый – Михаил Васильевич Ломоносов.
Тригонометрия. Страницы истории.
Графики вокруг нас.
Тайна модуля в задачах.
Квадратный трёхчлен в задачах.
Проценты в жизненных ситуациях.
Литература
Астров К. Квадратичная функция и ее применение.
Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы (“Математика в школе” № 4, 2001г.)
Гайдуков И.И. Абсолютная величина. – М.: Просвещение, 1968.
Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов.
Глезер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1981 г.
Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.
Егерман Е. Задачи с модулями (“Математика в школе” № 3, 2004г.)
Качашева Н.А. О решении задач на проценты (“Математика в школе” № 4, 1991 г. с.39)
Сборник элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н . Студенецкая. Волгоград. “Учитель”. 2006.
Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры (“Математика в школе” № 5, 1999г.)
Сайты сети Интернет:
http://pedsovet.org ,
http://www.edu.yar.ruhttp://www.terver.ru/