Работа с одаренными детьми в условиях художественной гимназии. Из опыта работы.


lefttop00РАБОТА
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В УСЛОВИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАЗИИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Исмагилова Г. И., учитель изобразительного искусства и черчения
ГБОУ РХГИ им. К. А. Давлеткильдеева, г.УфаРХГИ им. К. А. Давлеткильдеева – это уникальное учебное заведение интернатного типа, в котором учатся юные художники со всей республики Башкортостан и близлежащих областей. Среди них есть и одаренные, способные, талантливые дети. Как выявить таких детей на начальном этапе обучения, каким образом нужно обучать, воспитывать, развивать их творческие способности?
По мнению психологов, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети – это дети, обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
Работа с одаренными детьми, способными учащимися в разных областях, а особенно в области художественного творчества, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности художественной гимназии-интерната. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от процесса творческого созидания, процесса добывания новых знаний.
Целью моей работы с одаренными детьми является:
выявление, поддержка и развитие одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
участие в творческих конкурсах, предметных олимпиадах различного уровня и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
Из поставленной цели вытекают соответствующие задачи:
отбор средств и методов обучения, способствующих развитию креативности, самостоятельности мышления, инициативности, исследовательских навыков, созидательной мотивации школьников;
выявление и развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
организация проектной деятельности;
забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
использование инновационных педагогических и информационных технологий;
создание банка данных одаренных детей.
Принципы работы с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Основные направления работы:
• создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
методическое обеспечение работы с одарёнными детьми
- повышение профессионального мастерства педагога;
- изучение опыта учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение работы.
мероприятия по работе с одарёнными детьми
- участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (предметные олимпиады, конкурсы детского рисунка, фестивали, проектная деятельность, выставки: тематические, персональные, проектных работ и т. д., НПК школьников).Для успешного развития одаренности учащихся применяю технологии:
1) личностно-ориентированное обучение;
2) информационно – коммуникационные технологии;
3) технология исследовательской деятельности;
4) проблемное обучение.
Для раскрытия и развития художественных способностей учащихся применяю следующие формы работы:
• проектно-исследовательская деятельность (руководство итоговыми творческими проектами учеников 11 классов, итоговыми творческими композициями в группах 9-х классов, тематическими проектами в обучаемых группах, подготовка детей к семинарам, НПК школьников);
• работа в малых группах (занятия на предметах по выбору, индивидуальные занятия с учащимися);
• разноуровневые задания (на уроках композиции, черчения, графического дизайна, витражной росписи по стеклу);
• нестандартные задания (на уроках черчения, графического дизайна, композиции, витражной росписи по стеклу, в процессе подготовки к предметным олимпиадам, к итоговым творческим проектам);
• индивидуальные задания (пленэрные задания, подготовка юного художника к персональной выставке, в процессе подготовки к предметным олимпиадам, к итоговым творческим проектам);
• экскурсии в выставочные залы, художественные музеи и галереи, встречи с художниками, людьми творческих профессий (совместный с детьми анализ художественных произведений, обсуждения, выводы);
• систематическое участие школьников в конкурсах детского рисунка и детского творчества, предметных олимпиадах различного уровня (начиная с общегимназических, муниципальных и заканчивая конкурсными мероприятиями федерального и международного уровня);
• консультации (групповые, индивидуальные);
• профориентационная работа со школьниками в 9-х, 11-х классах.
Так, например, при выполнении итоговых творческих проектов (композиций) в 11-х, в 9-х классах дети приучаются к инициативности, самостоятельности, творческому подходу, глубже проникаются изучаемым материалом. Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать художественную деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим творческим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися материала-первоисточника и создание оригинальных работ. Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства или в одной работе сочетаются разные виды искусства.
22860477583500Результатом подобной работы, например, явилось создание итогового творческого проекта двумя учащимися 11 классов декоративной ширмы «Каргатуй», 2017 год. В творческом проекте авторам, после многочисленных эскизных поисков и кропотливой работы в материале, успешно удалось соединить две разные виды декоративно-прикладного искусства: технику резьбы по дереву и ручное ткачество – гобелен. Работа была выполнена на высоком творческом уровне. Жюри, состоящее из преподавателей художественных вузов республики, оценило работу детей на «отлично» с похвалой.
Не менее успешным явилось выполнение учащимися гимназии итоговой творческой композиции в рамках художественно-музыкального проекта «Искусство дарит крылья», 2016 год. Участники проекта – учащиеся 9А, 9Б классов (гр. А) и лауреат международных, всероссийских, республиканских конкурсов и фестивалей популярная башкирская этно-рок группа «Аргымак».
323857048500Цель проекта – выполнение творческой работы по мотивам музыкальных композиций в исполнении популярной группы.
36195168973500Новизна проекта – передача детьми музыкальных впечатлений художественными средствами в технике витражная роспись по стеклу.
Присутствующие на открытии выставки тепло отозвались о проектных работах девятиклассников, особенно участники группы «Аргымак». В рамках проекта музыканты группы показали школьникам замечательный концерт, выпущен красочный каталог, проектные работы детей участвуют на тематических городских и республиканских выставках.
32385346138500Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также сотрудничества с коллегами, и обязательно с родителями.
32385506285500Успехи учеников – это успехи учителя. Ситуацию успеха необходимо создавать не эпизодически, а постоянно, тем самым повышая внутреннюю мотивацию ребенка к достижению высоких результатов.
Особую радость и гордость учителю доставляют те моменты, когда педагогическая работа с одаренными, способными, талантливыми детьми была проделана не зря. Когда у ребенка интерес к предмету впоследствии перерастает в интерес профессиональный, когда выпускники успешно поступают в технические, художественные вузы республики и Российской Федерации и в дальнейшем становятся высококлассными специалистами и профессионалами в своем деле, приносят пользу обществу и своей стране.