Проект «Вместе весело играть»


Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества №1»
(МАОУ ДОД «ДДТ №1»)
652150, Кемеровская обл., г.Мариинск, ул.Ленина,8
Тел:8(384-43) 5-29-33. E-mail: ddt_1.mariinsk@mail.ru
Вместе весело играть..
( педагогический проект)
Составитель: Куц Юлия Александровна,
педагог дополнительного образования
Мариинск
2013
Педагогический проект «Вместе весело играть…»
Целевая группа:
Дети 6 лет
Родители детей
Масштаб проекта:
Краткосрочный - (сентябрь 2011 – декабрь 2011гг)
Территориальный - ДДТ №1
Количество детей – 17детей
Проблема:
С поступлением ребенка в группу раннего развития образовательного учреждения дополнительного образования детей в его жизни происходит множество изменений: распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и малознакомыми ему взрослыми, новое помещение, совершенно другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка внезапно и одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Это и послужило причиной тому, что проблема привыкания ребенка к группе раннего развития стала очень актуальной.
Цель:
Обеспечение психологического комфорта и легкой безболезненной адаптации детей, не посещающих детский сад, и родителей к условиям обучения в общеобразовательном учреждении через проведение адаптационных мероприятий с детьми, посещающими занятия в группе раннего развития «Родничок» на базе МАОУ ДОД «Дом детского творчества №1»
Задачи:
-Изучить научную и методическую литературу по данной проблеме.
-Создать условия, обеспечивающие каждому ребёнку физический и психологический комфорт.
-Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу в период адаптации.
-Показать родителям значимость проблемы адаптации и возможность ее решения
-Предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку
-Раскрыть роль семьи в решении данной проблемы
Прогнозируемый результат:
- дальнейший мониторинг поведения ребенка при поступлении в общеобразовательное учреждение.
- успешная адаптация детей к условиям общеобразовательного учреждения, при поступлении в первый класс.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
1. Подбор и изучение необходимой литературы
2. Составление плана работы, подбор методик.
Основной этап
1. Работа с детьми.
-Игровые методы ( адаптационные, подвижные, пальчиковые
-Элементы телесной терапии(обнять, погладить)
-Чтение художественной литературы (сказкотерапия). Релаксиционная деятельность.
-Театрализованная деятельность.
-Мероприятия. ( Развлечения)
-Совместная работа с родителями и детьми по подготовке к проведению мероприятия « День открытых дверей « Вместе весело шагать»
2. Работа с родителями.
-Консультации
«Адаптация ребёнка в группе раннего развития. Адаптационный период».
«Что нужно знать родителям, когда ребёнок приходит в группу раннего развития».
-Анкетирование: « Сведения о ребёнке».
-Беседа с родителями: «Ваш ребёнок пришёл в группу раннего развития».
-Сочинение о своём ребёнке. « Мой ребёнок какой он?»
-Памятки для родителей.
«10 заповедей родителям».
«Обязанности родителей».
«Правила, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину».
-Выпуск стенгазеты с фотоснимками.
-Родительские собрания.
« Игра- дело серьёзное».
« Улыбка ребёнка в период адаптации».
« Адаптируемся вместе».
-Мероприятия.
«Здравствуй, «Родничок»!
« Очень маму я люблю»
« Мисс Дюймовочка»
«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»
«Осень - чудная пора!»
«Вместе весело шагать!»
-Публикации в газету.
3. Завершающий этап
-День открытых дверей « Вместе весело шагать».
-Мониторинговая деятельность по выявлению уровня адаптированности каждого ребёнка.
План реализации проекта.
Календарный план по работе с детьми.
Сентябрь.
Формы работы Задачи Наглядная информация
Адаптационные игры.
« Кто пришёл»
« Ласковые имена»
« Пузырьки»
(Приложение 1)
-Способствовать
первоначальному
адаптированию ребёнка
к группе раннего развития.
-Формировать эмоциональный контакт доверия детей к педагогу.
-Развивать умение согласовывать действия с партнёром. «Столик удивления» (дети каждое утро находят новые объекты и играют в течение недели).
Подвижные игры.
«Пузырь»
«Поезд»
«Мои руки хороши» (музыкальная игра)
(Приложение 2)
-Вызвать эмоциональный
отклик на игру со взрослыми и сверстниками.
-Развивать двигательные качества. «Песенка друзей», сл Я.Акима, муз. В.Герчик.
Песочная терапия.
Игра с песком.
Песочные следы.
Найди игрушку в песке.
-Способствовать благоприятному течению адаптации с помощью песка. Выставка песочных фигур.
Чтение художественной литературы.
«Вместе тесно, врозь скучно», К. Ушинский
-Учить внимательно слушать, понимать содержание, побуждать детей помогать читать сказки. В. Драгунский «Друг детства»,
Игра «Банк идей»
Мероприятия
«Здравствуй, «Родничок»!
(Приложение3) -Способствовать воспитанию доброжелательных отношений к сверстникам.
-Учить играть вместе. «Песенка друзей», сл. Я.Акима,
Муз.В.Герчик,
«Танец маленьких утят»
Работа с родителями.
Беседа с родителями
«Ваш ребёнок пришёл в группу раннего развития».
Сочинение о своём ребёнке. « Мой ребёнок. Какой он?»
Родительское собрание.
«Адаптируемся вместе».

(Приложение 4)
-Выявить отношение родителей к деятельности группы раннего развития.
-Составить первоначальный портрет семьи. Памятка
Что такое адаптация
Фото- альбом
Деятельность «Родничка»
Анкета
Октябрь.
Адаптационные игры.
Ладонь на ладонь.
Пёрышки.
С добрым утром, солнце!
Парашют.
(Приложение 1)
-Продолжать работу по адаптации детей к группе раннего развития.
-Развивать умение согласовывать действия с партнёром.
Альбом (каждая страничка отражает, что любит ребёнок: игрушки, занятия).
Нарисовать, наклеить картинки или фотографии.
Подвижные игры.
Прыгай быстрей.
Солнечный зайчик.
Карусель.
Догонялки.
(Приложение 2)
-Продолжать развивать двигательные качества. Аудиозапись песни В.Шаинского «Улыбка»
Пальчиковые игры.
Домик.
Гроза.
Моя семья.
Кошка и мышка.
Червячки.
(Приложение 5)
-Развивать умение координировать движения руки в соответствии с текстом. Пальчиковые куклы
Чтение художественной литературы.
«Лиса и журавль», русская народная сказка
-Развивать умение слушать сказку, понимать содержание, создать радостное настроение. Выставка рисунков
«Как помириться?»
Театрализованная
деятельность.
Настольный театр. «Репка». -Прививать первоначальные навыки этикета через инсценирование. Куклы
Мероприятие.
«Осень- чудная пора».
(Приложение 3)
-Способствовать формированию у детей хорошего настроения, дружеских отношений
посредством восприятия и творческого преодоления красоты и гармонии осени.
Выставка поделок из природного материала. Песня «Листья золотые»
Сл.Найдёновой, муз Потапенко.
Хоровод «Урожай собирай»,
сл.Т. Волгиной,
муз. А. Филиппенко.
Работа с родителями.
Памятки.
Родительское собрание.
«Игра- дело серьёзное».
(Приложение 4)
-Способствовать повышению уровня педагогической культуры. Памятки.
«10 заповедей родителям».
«Обязанности родителей».
(Приложение 4)
Ноябрь
Адаптационные игры.
Скорее в круг.
Сельди в бочке.
Узнай меня.
Хоровод.
(Приложение 1) -Способствовать воспитанию доброжелательности развитию коммуникабельности в отношении со сверстниками.
Рисование настроения на надутых шариках с последующей выставкой.
Песня « Антошка»
Подвижные игры.
Солнышко и дождик.
Собирание сокровищ.
Весёлый танец.
(Приложение 2)
-Способствовать развитию быстроты реакции, координацию движении Пальчиковые игры.
Капитан.
Барашки.
(Приложение 5)
-Способствовать развитию мелкой моторики. Выставка работ из пластилина «Лесные жители»
Чтение художественной литературы.
«Крылатый, мохнатый, да масляный», русская народная сказка
-Способствовать дальнейшему развитию умения слушать и понимать читаемый текст.
Коллективная работа (аппликация)
Тема : Мы вместе!
Театрализованная деятельность.
Настольный театр.
«Колобок».
-Способствовать развитию умения формировать чёткую, грамотную речь, строить диалог. Куклы.
Русский народный фольклор.
Мероприятие.
«Очень – маму
я люблю».
(Приложение 3) -Способствовать воспитанию любви, доброго, внимательного отношения к матери.
Песня «Мамин праздник» Сл.Л.РумарчукМуз. Е. Теличеева.
Песня « Каждый по- своему маму поздравит»
Сл.М. ИвенсенМуз. Т. Потапенко
Танец «Весёлая кадриль»
Поздравительная открытка для мам.
Работа с родителями.
Беседы.
Выпуск стенгазеты.
-Способствовать сплочению взаимопониманию коллектива родителей. Памятка.
«Правила, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину».
(Приложение 4)
Декабрь.
Адаптационные игры.
Игры с водой.
Солнышко лучистое улыбнулось весело.
(Приложение 1)
-Способствовать повышению уровня адаптированности детей. Коллективная работа
« Я, ты, он, она - вместе целая страна»
Подвижные игры.
Попрыгунчик.
Солнечный зайчик.
(Приложение 2)
-Способствовать дальнейшему развитию двигательных качеств. Весёлая детская музыка.
Пальчиковые игры.
Прятки.
Колечки.
В стране ладошек и пальчиков.
(Приложение 5)
-Продолжать работу по развитию умения координировать движения руки в соответствии с текстом. Стенгазета «В стране ладошек и пальчиков»
Чтение художественной литературы.
Цветик- семицветик.
-Способствовать развитию умения слушать и анализировать текст, правильно выстраивать
вопросы и давать полные ответы. Выставка
«Моя любимая книга»
Театрализованная деятельность.
Теремок.
Будьте здоровы.
-Способствовать развитию умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния и искусству
составления диалога. Мероприятия.
«Здравствуй, здравствуй Новый год!»
«День открытых дверей.
«Вместе весело шагать»
(Приложение 3)
-Способствовать творческому развитию коллектива и коммуникативных качеств детей и взрослых. Новогодние песни и танцы.
Работа с родителями.
Родительское собрание.
-Подвести итоги результативности работы по адаптации детей, выявить уровень и степень адаптации индивидуально каждого ребёнка и степень общей адаптации группы. Мониторинговая дея тельность.
Мониторинговая деятельность
по выявлению уровня адаптированности каждого ребёнка.
Длительность адаптации:
* с 1 до 14 дней – лёгкая;
* от 15 до 29 дней – средней тяжести;
* выше 30 дней тяжелая.
При выявлении степени адаптации на определённого ребёнка, лист адаптации на этого ребёнка не ведётся, например: если ребёнок (с 1 до 14-го дня адаптации) показывает хорошие результаты, то в листе наблюдения пишем «Адаптация лёгкой степени» и запись в листе адаптации не фиксируем, но наблюдение за этим ребёнком продолжаем, или, если ребёнок показывает положительные результаты от 15-го до 32-го дня адаптации, то в листе адаптации пишем «Адаптация средней тяжести» и запись в листе адаптации дальше не фиксируем, продолжая за ним наблюдение, и т.д. на каждого ребёнка. Наблюдение за ребёнком надо продолжить, так как в том случае, если ребёнок заболел или по другим причинам не посещал детский сад, необходимо определить, как это повлияло на его адаптацию. Наблюдая и делая выводы, воспитатель должен знать и учитывать индивидуальные особенности ребёнка до поступления в детский сад так, например, если у ребёнка до поступления в детский сад был неустойчивый аппетит или он плохо говорил, это не следует рассматривать как показатель адаптации.

Объективные показатели адаптации
-Глубокий сон
-Хороший аппетит
-Бодрое эмоциональное состояние
-Полное восстановление имеющихся привычек и навыков
-Активное поведение и соответствующая прибавка в весе.
Сводная таблица адаптации детей группы раннего развития «Родничок»
Длительность сентябрь 2011 октябрь 2011 декабрь 2011
лёгкая 8 8 8
средняя 5 5
тяжёлая 4