Проект «Старик годовик»

Муниципальная учебно – практическая ученическая
конференция «Познание и творчество»

Секция Естественные науки

СТАРИК ГОДОВИК

Работу выполнили: учащиеся 1 «Б» класса
МОУ СОШ №3 им. В. Н. Щёголева
городского округа ЗАТО Светлый
Саратовской области.
Руководитель: Шестопёрова М. В.

2013 – 2014 учебный год
Содержание
Введение...........3
Основная часть
Компетентности проекта..5
Методические задачи проекта.5
Перед началом проекта5
Работа над проектом.7
Заключение10
Список использованных источников и литературы..11

















Введение
Представляем Вашему вниманию проект «Старик годовик». Нам нравятся уроки по окружающему миру. На этих уроках мы узнаем много нового и интересного о нашем городке Светлый; о растениях, которые здесь растут; почему природа вокруг изменяется в зависимости от времени года. Поэтому мы решили выбрать тему проекта о временах года «Старик годовик». И больше узнать о своей малой Родине.
Актуальность выбранной темы.
Особенностями развития детей являются активное стремление к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать.
Дети должны чувствовать ответственность за всю живую природу, которая их окружает, любить и беречь свою Родину.
Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления о временах года, о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь растений, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.
Дидактические цели проекта.
Образовательные:
- совершенствование информационно-технологических навыков участников образовательного процесса.
- продолжить исследовательскую деятельность и после завершения проекта по данной теме;
- создать дополнительное пространство самореализации личности во внеурочное время;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными явлениями;





Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства учащихся к своему родному краю, к своей малой Родине;
- воспитание гуманного и бережного отношения к окружающему миру;
- воспитывать интерес к художественной литературе.
- стать лучше, чище, богаче
Развивающие:
- развивать познавательную и творческую деятельность учащихся;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- развивать умение самостоятельно работать с дополнительной справочной литературой, с сайтами Интернет.



















Основная часть
1. Компетентности проекта
Интеллектуальная – добывать новые знания из различных источников, отбирать необходимое, главное, преобразовывать информацию, создавать творческую работу.
Организационная – осуществлять учебную деятельность: целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самоконтроль, самооценка.
Коммуникативная – умение общаться друг с другом, уважать мнение других, уметь договариваться друг с другом.
Оценочная – оценивание собственных возможностей, самооценка выполненной деятельности.
2. Методические задачи проекта
- обобщить знания детей по изучению зелёных насаждений на территории школьного двора и влияние на них сезонных изменений в природе;
- совершенствовать умения и навыки работы с книгой, справочными материалами, художественной литературой, Интернет ресурсами;
- развивать речь учащихся, обогащая словарный запас. Развивать память, внимание, культуру поведения;
- формирование навыков исследовательской деятельности, умения взаимодействовать с другими участниками проекта.
3. Перед началом проекта
Мы разделились на группы:
1 группа (историки) изучали старинные названия месяцев, народные приметы, загадки.
2 группа (литераторы) подбирали стихи о каждом месяце.
3 группа (фотокорреспонденты) совместно с родителями наблюдали и делали фотоснимки пейзажей нашего городка в разное время года.
4 группа (музыковеды) подбирали музыку по временам года.

Вопросы учебной темы
«фотокорреспонденты»
Какой вы представляете осень, зиму, весну, лето?
Что вы чувствуете, когда видите пейзаж?
Бывает ли настроение у природы?
«историки»
Какие старинные названия месяцев?
Как отражаются наблюдения за природой в народных приметах и поговорках?
«музыковеды»
Как музыка может отражаться в пейзажах и визуальных образах?
Какое место занимает природа в произведениях, композиторов, художников?
Какие музыкальные произведения отражают состояния природы?
Какие чувства вы испытываете, когда звучит грустная музыка?
Какими музыкальными инструментами можно изобразить звуки природы?
«литераторы»
Какие стихи вы знаете о каждом времени года?
Как видят природу люди искусства?
Почему мы любим то или иное время года?
Проблемы (темы) исследований (с помощью которых участники проекта смогут найти ответы на поставленные вопросы учебной темы)
1. Изучить теоретический материал.
2. Сформировать группы и распределить роли.
3. Составить план работы группы.
4. Собрать необходимую информацию.
5. Провести анализ информации.
6. Сделать выводы.
7. Представить результаты своей работы.



4. Работа над проектом
Этапы проведения проекта
1.Подготовительный этап.
Знакомство с темой, деление на 4 группы: «фотокорреспонденты», «литераторы», «музыковеды», «историки». Составление плана совместной работы. Учащиеся занимаются поиском и обработкой информации. Подбор стихов, музыки, пословиц, поговорок, связанных с темой проекта. Оформление выставки осенних поделок и рисунков. Подборка фотографий, литературы.
2. Основной этап.
Выступление творческих групп. Разучивание стихов. Оформление выставки осенних поделок и рисунков. Подборка фотографий, литературы.
Учащиеся знакомятся с произведениями искусства, анализируют, обсуждают, делятся впечатлениями.
3. Заключительный этап.
Изготовление фотоальбома, поэтического альбома, природного календаря. Презентация классного проекта.
Вид проекта: исследовательско – творческий, межпредметный, групповой.
Что такое окружающий мир? Мы догадывались, что окружающий нас мир это что-то связанное с природой. А природа каждый месяц изменяется. Поэтому в сентябре мы отправились на экскурсию по осенним улицам нашего городка. Приложение №1.
Какая красота! Эту красоту осени мы постарались передать в своих поделках. Работали все дружно, старательно. За что были отмечены дипломами.
Изобразили периоды осени на своих рисунках и работали с ними на открытом уроке по окружающему миру. Приложение №2.
Чтобы узнать о влиянии сезонных изменений на растения, мы провели следующую работу:
в начале сентября посчитали в школьном дворе деревья и кустарники с полным лиственным покровом. Было 25 берёз, 1 дуб, 6 клёнов, 1 ива, 27 кустов смородины, 47 кустов сирени;
в октябре и ноябре мы наблюдали и записывали частичное и полное опадание листвы у этих деревьев и кустарников;
эти наблюдения мы оформили в таблицу «Периоды листопада деревьев школьного двора». Приложение №1.
Мы продолжали изучать сезонные изменения в природе. Приложение №4.
Узнали старинные названия месяцев, пословицы, поговорки, загадки. На Руси каждый месяц имел своё название. Приложение №4.
Зимние месяцы.
Декабрь - студень
Январь - сечень
Февраль - снежень
Весенние месяцы.
Март - капельник
Апрель - цветень
Май - травень
Летние месяцы.
Июнь - розанцвет
Июль - серпень
Август - зарничник
Осенние месяцы.
Сентябрь - хмурень
Октябрь - грязник
Ноябрь - студень
Вот как интересно назывались месяцы на Руси. Приложение №5.
Эта работа над проектом привлекла внимание наших родителей. Они помогли группе наших фотокорреспондентов в выполнении их задания. Сделали фотографии нашего городка в разное время года: Приложение №3.
Зима
Какая воздушная белая одежда у нашей кумушки зимы
Весна
Как быстро тает снег!
Осень
Осень город украшает разноцветною листвой
Лето
Посмотрите, какое буйство красок летом!












Заключение
После завершения проекта учащиеся:
получили новые теоретические знания по окружающему миру, литературе, истории;
сформировали исследовательские умения и навыки;
приобрели навыки активной самостоятельной познавательной деятельности;
научились добывать информацию из дополнительной литературы, интернета;
научились обмениваться этой информацией с одноклассниками.
Работа по теме «Старик годовик» будет продолжена. Мы исследуем, какие виды деревьев растут на улицах нашего городка; понаблюдаем, как сезонные изменения влияют на цветение и листопад растений; будем учиться сами и приобщать окружающих к ответственности за живую природу, бережному отношению к ней; воспитывать чувства любви и гордости за городок Светлый – к своей малой Родине.














Список используемых источников и литературы
Печатные источники:
1) В.И. Даль. «Пословицы русского народа» -М., 1984.
2) А.И. Соболев «Русские пословицы и поговорки» - М., Сов. Россия, 1983.
3) В. Ф. Шкель «Проектные технологии в образовательном учреждении» Саратов ООО Изд- во «Научная книга». 2008.
Интернет – ресурсы:
1) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13PAGE 15


13PAGE 141115





Рисунок 115