Урок литературы «Вот злонравия достойные плоды!» ( творческая мастерская по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области


Открытый урок литературы по теме:
«Вот злонравия достойные плоды!»
( творческая мастерская по комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль»)
в 7-А классе
Программа и УМК по литературе для 5-9-х классов общеобразовательной школы»
(автор Г.С. Меркин)
Учитель русского языка
и литературы
Симонова Т.П.
Дата проведения: 07.10.2014
Проведен в рамках школьной предметной недели литературы

Урок литературы в 7 классе
Тема: «Вот злонравия достойные плоды!»( творческая мастерская по комедии Д.И. Фонвизина « Недоросль»)
Цель: обобщение изученного по произведению Д.И. Фонвизина « Недоросль». Раскрытие нравственной идеи, сущности произведения.
Задачи:
-развивать умение оценивать прочитанное и проводить аналогии с современностью, опираясь на личный опыт;
-раскрыть сущность конфликта между миром невежества, корысти, деспотизма и защитниками просвещения и человеческого достоинства (проблемы крепостничества, законности, государственного правления, воспитания, чести и долга);
-формировать умение отстаивать свою точку зрения с учетом нравственных принципов человека-гражданина.
Форма: творческая мастерская
Оборудование: вопросы для творческих групп учащихся на карточках,
эпиграф занятия на плакате.
Ход мастерской
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Приветствую Вас в нашей творческой мастерской.
Эпиграфом нашей сегодняшней встречи будут слова Д.И. Фонвизина:
« Мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!» . Предлагаю Вам выразить свое понимание, толкование этих слов. ( Учащиеся выражают свои мысли)
2. Индукция
Вступительное слово учителя.
- Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Д.И. Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина и другие люди 18 столетия. Но у Фонвизина не все так просто. Он понимает, что одного просвещения мало. « Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, говорит Стародум.- Просвещение возвышает одну добродетельную душу.» Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.»
Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной НО такого закона нет И в злонравии своем , и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин!
3.Самоконструкция.
-Сейчас я предлагаю Вам задание: создайте ассоциативный ряд к словосочетанию « плоды злонравия». Запишите, подчеркните 2, на Ваш взгляд, важных понятия среди ассоциаций.
(Выполняется работа)
4. Социоконстукция
Вопросы для групп:
1 группа « Литературоведы»
Расскажите о классицизме как литературном направлении.
Докажите принадлежность комедии « Недоросль» к классицизму.
Почему А.С. Пушкин назвал Фонвизина «сатиры смелым властелином?» В чем комизм « Недоросля»?
Определите тему, идею комедии.
2 группа « Историки»
Что такое крепостное право?
Каковы «земные радости» героев-крепостников комедии? В чем заключается их жизненные цели.идеалы?
Справедливо ли мнение о том. что народу нужна власть. Иначе он будет неуправляем?
Что такое демократия? Чем она пагубна для самодержавия ?
3 группа « Гуманисты»
Что такое гуманизм?
Что такое свобода личности?
Изложите гуманистический взгляд, противоположный мнениям Простаковой и Скотонина.
Составьте ассоциативный ряд понятия гуманизм.
4 группа « Педагоги»
Что такое воспитание и образование? Каковы их цели?
Что важнее ?(подтвердите ответ цитатами репликами положительных персонажей)
Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума. Раскройте сущность учительства в комедии.
Почему комедия, в котрой главной политической проблемой является проблема крепостного права, поднимает вопросы воспитания?
5 группа « Резонеры»
Составьте ассоциативный ряд к понятию «нравственность».
Словесно нарисуйте моральный облик главных действующих лиц комедии. Представьте публике, опираясь на реплики персонажей.
Раскройте смысл слов Стародума: « Вот злонравия достойные плоды!» Что злонравно в комедии и чем это грозит обществу?.
Составьте « Правила жизни высоконравственного человека», опираясь на реплики Стародума.
5 .Социализация
Афиширование, представление ответов.
6. Разрыв
-Так какие « плоды злонравия» придется пожинать героям комедии? Обратитесь к ассоциативному ряду « плоды злонравия», созданному на 1 этапе урока. Сделайте последний выбор наиболее важных понятий. Изменился ли он? Почему?
7. Творчество
Написать сочинение – миниатюру « Чем интересен
« Недоросль» современному читателю?»
8. Рефлексия
-Как Вы ощущали себя в роли теоретика, самодержца, гуманиста, педагога, резонера?
(Проводится рефлексия состояния)





15