Внеклассное мероприятие по химии Школа детективов

Сизова Нина Анатольевна
учитель химии
МБОУ СОШ № 38 г.Сургута

Внеклассное мероприятие по химии
«Школа детективов»

Цель: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора учащихся
Задачи: развитие логического мышления и интереса к естественным наукам, интеллектуального потенциала; развитие коммуникативных навыков; воспитание коллективизма.
Игра проводится для учащихся 9 классов. В игре принимают участие команды по 5 человек (4 и более команд)
Подготовка к игре: повторить изученный материал по химии, порядок проведения качественных реакций на ионы.
Оборудование: кусочки ткани, пропитанные NaCl; 4(по числу команд) лотка, в которых 3 пробирки, NaOH, BaCl2, AgNO3; таблица для тура 3; криптограммы, таблица для тура; в семи пронумерованных склянках: сода, сахар, соль, крахмал, порошок стиральный, мел, мука.

Ведущий: Уважаемые собравшиеся гости, мы вас пригласили сегодня для того, чтобы вы стали свидетелями, как становятся настоящими детективами. Вам будет предложена уникальная возможность побывать на вступительных экзаменах в «Школу детективов». Сегодня сдают вступительные экзамены 4(5) группы и вы можете оказать посильную помощь своим командам, чтобы они прошли успешно испытания.
Разрешите представить вам компетентное жюри, которое будет сегодня оценивать ваши испытания.

Первый Тур
Команды представляют своё название, эмблему и девиз. (ОЦЕНИВАЕТСЯ в 3 балла)

Второй тур
Ведущий: Переведите с химического языка на общепринятый прочитанные фразы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Слушаем внимательно фразы, после этого, если имеется ответ, поднимаете табличку с номером команды и отвечаете:
Не всё то аурум, что блестит. (золото)
Белый как карбонат кальция. (мел)
Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове. (соль)
Феррумный характер. (железный)
Слово – аргентум, молчание – аурум . (серебро, золото)
Уходит как аш-два-о в оксид кремния. (вода, песок)
Аллотропная модификация углерода чистой воды. (алмаз)
За купрумный грош удавился. (медный)
Прозрачен, как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия. (стекло)
Много оксида водорода утекло с тех пор. (воды)
Куй феррум, пока горячо. (Куй железо, пока горячо).
Стойкий станумный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик).

Ведущий: Экспертов просим объявить баллы

Третий тур: Экспериментальный. Без права на ошибку
Ведущий: Наши команды успешно прошли первое испытание, но впереди их ждет новое, требующее практических знаний и навыков.
«На месте ограбления был найден кусочек ткани. При его изучении стало ясно, что он принадлежит преступнику. Дальнейшее расследование помогло обнаружить и место работы предполагаемого преступника – один из химических заводов того же города, где и произошло ограбление.
Химический завод состоял из шести цехов. В каждом из них использовалось одно из ниже перечисленных веществ: хлорид алюминия, нитрат магния, хлорид железа (III), сульфат цинка, хлорид натрия, сульфат калия. Помогите следователю уменьшить область поиска преступника, определив цех, в котором он работает. Решите эту задачу рациональным способом»
У вас на столах даны кусочки ткани, таблицы, которыми вы можете пользоваться, и реактивы, с помощью которых вы сможете определить вещество, следовательно, и цех.
На выполнение этого задания 5-7 мин.
Конкурс оценивается в 5 баллов, при этом учитывается быстрота и правильность выполнения. Для оценки вы должны сдать алгоритм выполнения задания.

Вещество
Реактив


* ОН-
Ва2+
Ag+

AlCl3
студенистый , растворяется в избытке
---
белый

Mg(NO3)2
белый
---
---

FeCl3
бурый
---
белый

K2SO4
--
белый
---

ZnSO4
студенистый , растворяется в избытке
белый
---

NaCl
---
---
белый


Условные обозначения: * - избегать избытка реактива;
·- вещество определено; - вещество в воде нерастворимо.

Ведущий: Пока команды усердно трудятся над заданием, команда болельщиков может заработать дополнительные баллы для своей команды. Для этого нужно разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия химических элементов. Каждый ребус - 2 балла (один представитель болельщиков вытаскивает из стопки себе два ребуса, которые нарисованы на отдельных листах)

Ответы: Мышьяк, бор, висмут, никель, цирконий, марганец, ванадий, медь, углерод, азот, олово, астат.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ведущий: Эксперты, огласите количество баллов за этот конкурс и общее количество.

Четвертый тур. Шифровка
Ведущий: Преступники для передачи друг другу сообщений пользуются различного рода шифровками.
Расшифруйте имя и фамилию режиссера, снявшего в 1984-1986гг. многосерийный фильм «Михайло Ломоносов».
Участники, получите криптограммы:
8,27,24,13,15,26 – прибор, применяемый при очистке воды от нерастворимых в ней примесей.
6,3,27,4,22,7 – предмет для получения огня.
6,1,26,17,14,17,19,17,26,17,19 – название соединения химического элемента с водородом, которым богаты источники курорта Мацеста.
1,10,15,17,19 – порядок исследования химических явлений
18,22,7,24,7 – деталь аналитических весов
5,10,24,10,11,17 – металл, известный с глубокой древности
22,7,24,13,31,27,32 – металл, соединение которого с хлором, входит в состав хлорной извести
25,7,28,24,20,19,10,25,27,10 – целенаправленное восприятие химических объектов с целью их изучения

1
3
4
5
6
7
8
10
11
13
14
15
17
18
19
20
22
24
25
26
27
28
31
32



























Ключ

7
24
10
22
6
7
25
19
26

3
26
17
18
22
27
25




















(Ответы: 1) фильтр 2) спичка 3) сероводород 4) метод 5) шкала 6) железо 7) кальций 8) наблюдение
Режиссер – Александр Прошкин)

Ведущий: Эксперты оценивают конкурс следующим образом: первая команда, справившаяся правильно с заданием, получает 5 баллов, вторая – 4, третья – 3, четвертая – 2. Вы должны сдать расшифровку криптограммы и ключ. На задание отводится 5-10 минут.

Ведущий: Задание для болельщиков – разгадать ребусы (на отдельных листах)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ответы: Железо, азот, германий, галлий, медь, олово, натрий, полоний.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ответы: Мел, испарение, сахар, кислород, горение, водород, вода, дождь.

Пятый тур:
Ведущий: Любой детектив по одному описанию должен определить, о каком веществе идёт речь. Каждой команде будут прочитаны некие определения, относящиеся к загаданному веществу. Если ответ готов после первого определения, то вы получаете 5 баллов, если со второго, то -4, с третьего -3, четвёртого -2, пятого только -1 балл.
1)
Этот металл известен человеку с глубокой древности.
Его содержание в водах мирового океана составляет примерно 8 млрд. тонн.
Самый большой самородок этого металла весил 112кг.
Из этого металла делают украшения и монеты.
Этот металл- символ солнца (ЗОЛОТО)
2)
Его называют безжизненным газом
Он довольно инертный газ
При обычных условиях вступает в реакцию только с литием
Он легче воздуха
Он входит в состав воздуха (АЗОТ)
3)
Этот элемент входит в состав белков.
Незаменимый при производстве резины и спичек.
Простое вещество этого элемента может быть пластическим, кристаллическим, моноклинным
Вещество горит сине-голубоватым пламенем
Вообще не смачивается водой (СЕРА)
4)
В организме человека этот элемент присутствует в тканях зубов, печени, в клетках нервной системы
Вещество, содержащее этот элемент, входит в состав пудры
Его сплавы используют в предметах домашнего обихода
Этот металл не окисляется кислородом воздуха
Сплав этого металла с медью называется латунью (ЦИНК)
5)
За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает этот металл.
Алхимики часто называли этот элемент Меркурием.
Этот элемент хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.
Пары металла страшно ядовиты
Находится внутри градусника. (РТУТЬ)
6)
Его называют всёсъедающим.
При его открытии погибло много исследователей
Входит в состав фреона.
Обладает высокой химической активностью.
Входит в состав зубной пасты (ФТОР)
7)
Рассеян по земле по всюду. Немного есть в морской воде.
Летучий, темный, кристалличный
Он мало растворим в воде
Раствор спиртовой, стал типичный
5. В аптеках встретите везде (Иод)
8)
Это элемент 3 периода, неметалл.
В 1771 году Карл Шееле разработал способ получения этого вещества из костей, применявшийся вплоть до 19 века.
Впервые в 1669г это вещество получил немецкий аптекарь Бранд
Используется в производстве спичек
5. Одна из его модификаций светится в темноте. (ФОСФОР)
9)
Этот элемент в больших количествах встречается в морской воде
Молекула данного элемента – двухатомна.
Способен регулировать баланс между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Название в переводе обозначает «зловонный»
5. Единственная среди неметаллов жидкость. (БРОМ)
10)
Бесчисленны его соединения, какие образует он
Из-за многообразия образуемых им соединений выделили в отдельный ряд
Он в чистом виде черный, мрачный, неплавкий и едва горюч
Бывает как кристалл прозрачный, в котором блещет солнца луч
Он содержится в карандашах, в драгоценном камне, саже. (УГЛЕРОД)

Ведущий: Эксперты, огласите счет за этот конкурс и общий счет

Шестой тур. Экспериментальный.
На столах в пронумерованных стаканах или чашках : крахмал, сахар, соль, сода, стиральный порошок, мука, мел.
Ведущий: Перед вами находятся семь белых кристаллических веществ, которые вам хорошо знакомы. Вы должны определить, пользуясь своей наблюдательностью каждое из веществ. Можно нюхать, пробовать на ощупь, но не на вкус! Условие – за каждое угаданное вещество – 2 балла, всего вам в зачёт 14 баллов.
Ответ: 1-стиральный порошок, 2-сода, 3-соль, 4-мука, 5-крахмал, 6-мел, 7- сахар.

Ведущий: А пока наши детективы выполняют задание, мы посмотрим различные превращения (Проведение опытов)

Ведущий: Участники, передавайте свои ответы экспертам и слушаем ваши объяснения.
Эксперты, огласите счет.

Седьмой тур
Это последнее задание в нашей школе детективов. Его выполнение может ещё всё изменить. Будьте внимательны.
Вы прекрасно справились с заданием экспериментальным, сейчас вам предлагается расшифровать название вещества. Оценивается данное задание на скорость. Первая команда, быстрее всего справившаяся с заданием получает 4 балла, вторая -3, третья -2 и четвёртая -1 балл.


Ответ - В ребусе зашифровано: Оксид железа (III)

Ведущий: Теперь мы посмотрим, кто из участников могут стать настоящими криминалистами
Слово экспертам
(награждение команд, вручение победителям дипломов)
Спасибо всем за внимание и участие. До свидания, до новых встреч.

Приложение



ДИПЛОМ

Выдан____________________________________________________
ученику (це) 9 __ класса школы № ___ г. ___________
в том, что он(а) ____ ___________ 20__г.
успешно усвоил(а)
курсы «ШКОЛЫ ДЕТЕКТИВОВ»
Данный диплом даёт право на распространение
своих знаний в области ХИМИИ,
как на уроках, так и во внеурочное время.

Председатель комиссии:
Эксперты:


Город Сургут
2015

Таблица для третьего тура: Экспериментальный. Без права на ошибку

Вещество
Реактив


* ОН-
Ва2+
Ag+

AlCl3
студенистый , растворяется в избытке
---
белый

Mg(NO3)2
белый
---
---

FeCl3
бурый
---
белый

K2SO4
--
белый
---

ZnSO4
студенистый , растворяется в избытке
белый
---

NaCl
---
---
белый



Вещество
Реактив


* ОН-
Ва2+
Ag+

1




2




3




4




5




6




Определенное вещество






Таблица для шестого тура. Экспериментальный.

Класс


Вещества
Под каким номером?

СОДА


МЕЛ


МУКА


САХАР


КРАХМАЛ


СТИРАЛЬНЫЙ
ПОРОШОК


СОЛЬ







Таблица для четвертого тура: Шифровка

1
3
4
5
6
7
8
10
11
13
14
15
17
18
19
20
22
24
25
26
27
28
31
32



























Ключ

7
24
10
22
6
7
25
19
26

3
26
17
18
22
27
25























Таблица для жюри
Команда
1 тур
2 тур
3 тур
4 тур
5 тур
6 тур
7 тур
Болельщики
Общий счет


3 балла
1 балл за каждый правильный ответ
5 баллов
5 баллов
5 баллов
14 баллов
4 балла
По 2 балла за ребус


1










2










3










4











Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 415