Конспект образовательной деятельности квест-игры Школа юных детективов

Конспект познавательно-исследовательской деятельности на основе игровой технологии квест
«Следствие ведут малыши» или «Школа юных детективов»

Автор конспекта: Люгаева Елена Викторовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 11 «Искорка»,
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»
Активизировать познавательно-исследовательские действия на примере поиска заданного предмета в ближайшем окружении на основе выводов и умозаключений;
Формировать познавательные действия в процессе поиска и использования предметов-подсказок и нужной информации для достижения конечной цели;
Расширять представления об использовании человеком средств поиска.
Задачи ОО в интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие»:
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в поисково-исследовательской деятельности с предметами-подсказками и зашифрованной информацией.
«Речевое развитие»:
Развитие звуковой культуры речи (выделение первого звука в слове), расширение словаря: детектив, расследование, свидетели, улики.
Предпосылки учебной деятельности: активно действует, вовлекается в процесс самостоятельного поиска источников информации, решает вопросы проблемного характера, способен к принятию собственных решений.
Оборудование для педагога: мультимедийное оборудование, коробка-подарок, шляпа, перчатки, фотолаборатория, игрушка крысы Лариски., 2 корзинки.
Оборудование для детей: шляпы, перчатки, бумага с проявляющими следами, оборудование для проявления следов на выбор, стаканчики с краской (перечницы с какао), предметы для поиска и обследования, , маршрут поиска подарка, лупы, печатки, наклейки с цифрами, наклейки для опечатывания, карточки, маркеры, планшеты.









Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание
Образовательная область (вид деятельности)
Формы работы
Наличие
средства
у детей
Образова-тельные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)

(Вход под музыку «Сюрприз-сюрприз»
Ребята, вы любите сюрпризы. Я очень люблю, и привезла вам сюрприз-подарок, который прислали дети из моей группы. Как вы думаете что там? (предположения детей)
Мотив деятельности:
Хорошо, я вам подскажу: этот предмет круглой формы и бывает разного размера. Догадались? (мяч, тарелка, шар) (Если дети догадались - «Совершенно верно. Это лупа.
Он сделан из стекла и у него есть ручка (Если дети догадались - «Совершенно верно»
С помощью этого предмета можно разглядеть много всего интересного. Верно, это лупа. Получайте свой подарок. Ой! Ничего нет? (удивление)
«Социально-коммуникативное развитие» общение


«Речевое развитие» отгадывание загадки






Загадка - описание



















Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в исследовательской деятельности с предметами- подсказками


Владеет познавательно-исследовательскими действиями

Не понимаю! (удивление) Как вы думаете, куда исчез подарок?.
(испарился, растворился, кто-то взял, и т. д)
Перед вашим приходом я его положила на стол. Ребята, у вас есть предположения, кто мог взять подарок?
Что же нам теперь делать?
(позвонить, сообщить в полицию, позвать на помощь взрослых, искать самим)
Предлагаю провести расследование самим и поиграть в юных детективов. Согласны?
Как вы думаете, каким должен быть детектив? (принимаются все ответы детей – умными, сильными, выносливыми, смелыми отважными, внимательными, сообразительными)
Хотите, такими быть? Тогда надеваем шляпы,
и приступаем к расследованию. Мы команда детективов? (Да) Что мы будем искать? (Подарок) Я верю в вас!

«Социально-коммуникативное развитие» общение

«Познавательное развитие»
Самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность детей,

индивидуальная беседа с каждым ребенком
Шляпы как игровой атрибут







Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание
Образовательная область (вид деятельности)
Формы работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)

Коллеги, ещё раз уточним, где пропал подарок? (В группе)
Как в группу мог проникнуть посторонний и выйти незамеченным? (через дверь, окно, с кем-то мог прийти) Посмотрите, закрыты ли окна и двери?
Дети смотрят окна и двери, закрыты или нет. Выясняют, что все окна и двери закрыты.
Детективы, давайте рассуждать. Раз окна и двери закрыты, скорее всего, подарок пока еще в группе! Значит, у нас есть шанс найти его.
Как в настоящих детективах предлагаю опечатать все двери. Как вы думаете для чего? (Чтобы никто не вошёл и не вышел)
С помощью каких предметов мы можем это сделать? (ответы детей) Хорошо. Необходимо поставить печати на наклейки. У всех одинаковые печати? (Нет у кого- то красные, синие, зелёные, жёлтые) А как мы назовём по-татарски цвета? Коллеги, предлагаю сгруппироваться по цветам, выбрать и опечатать нужную дверь. Наклейки наклеиваем так, чтобы двери не открылись.
Так отлично! Двери опечатаны. Продолжаем расследование. Кто мог видеть постороннего? (воспитатели, заведующая, и др.) Логично.
А гости могли кого-то видеть?
Как это узнать? (Спросить)
Что будем спрашивать? (Вы не видели постороннего? Вы не видели, кто взял подарок? Вы не знаете, кто взял подарок?)
Отлично. Можете выбрать любого свидетеля и опрашивать парами. Начинаем опрос.
Так, коллеги, что вы узнали? (Никто ничего не видел.)
«Социально-коммуникативное развитие» – общение, поисковая деятельность. Работа с печатями и наклейками








«Речевое
развитие» -
диалог


речевая ситуация

работа по подгуппам











беседа



Формировать познавательные действия в процессе поиска и получение нужной информации для достижения конечной цели.
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие ориентации в пространстве и классификация по основным цветам


Мы команда? Продолжаем поиск. Постороннего никто не видел, но кто-то же ходил по группе. Что он мог оставить, когда ходил? (Следы)
Рассмотрим пол, ковёр. Вы видите следы?
·( Да, нет) Рассмотрим бумагу. Вы видите следы? ( Да, нет) Я ничего не вижу. Как сделать так, чтобы следы проявились и стали более чёткими? ( Покрасить, посыпать специальным порошком)
Проверим наши версии. Предлагаю пройти в лабораторию, надеть перчатки, чтобы не оставить своих отпечатков. Можете выбрать нужное вам оборудование: краску или порошок. Что нам ещё может понадобиться? (Кисточки, чтобы красить и сметать лишний порошок) Кто выбрал краску можете расположиться слева от меня, а кто выбрал порошок справа от меня. Команда детективов вперёд.
( Дети покрывают бумагу краской , другие посыпают бумагу порошком, сметают кисточками лишнее, на бумаге проявляются следы )
Что вы видите? (Следы)
Чьи эти следы? (Человека, кошки, птицы)
Действительно, следов много, а какой из них принадлежит похитителю трудно определить.
Давайте рассуждать.
Птица могла взять подарок? Почему? (Да, нет, у неё нет рук)
Кошка могла взять подарок? Почему? (Да, нет не могла)
Следовательно, кто мог взять подарок? (Человек)
Как думаете, это мужчина или женщина?
Почему вы так решили? ( След от каблучка)
Почему здесь разные следы человека? (Один след от обуви, другой без неё)
Почему одна нога босая? (Снял, потерял)
Значит, туфелька потеряна и может быть где-то здесь. Детективы, попробуем найти туфельку. (Дети по группе ищут туфельку, находят.)
«Познавательное развитие»
Самостоятельная исследовательская деятельность детей
Работа по подгруппам
Рулон бумаги с нарисованными свечкой следами
оборудование для проявления следов

Формирование познавательных действий

Вот и первое вещественное доказательство - туфелька. Отлично!
Приглашаю вас в фотолабораторию. Детективы всегда фотографируют улики, чтобы внести данные в память компьютера для дальнейшей работы. Кто будет главным фото лаборантом. Саша, отлично. Сам сможешь? Тебе нужна помощь?
Внимание! В лаборатории все улики помечаются номером и хранятся в отдельной ячейке для вещественных доказательств, соответствующей номеру улики. Какой номер присвоим туфельке? Куда поместим? (Ребёнок помещает туфельку в ячейку)
Коллеги, похитительница очень торопилась и могла потерять ещё какие-то вещи? Думаю, их можно найти, если поискать. Наверно, это то, чего не должно быть в группе. ). Мы отличная команда? Детективы вперёд.
Беседа в процессе поиска: Что ты нашел? Что делает фото-лаборант? Что ты будешь делать дальше?, (кто нашёл улику, приклеивает номер и ставит в ячейку соответствующую номеру).
По нашим данным компьютер выдал следующих кандидатур. Внимание на экран. Вы их узнали? Кто из них мог взять подарок, подшутить над нами? (Баба яга, Шапокляк, Разбойница, Злая королева)
Но это только предположение. Значит, улик недостаточно Какие еще мы можем найти доказательства?
Может, осмотреть внимательно предметы, которые вы нашли? Давайте проверим. (Дети находят шифровку в сумочке)
«Познавательное развитие»
Совместный поиск,
индивидуальное фотографирование,
наклеивание номера на улики
Коллективное выполнение задания

Спрятанные туфелька, очки, шляпа, перчатка, часы, бусы, платок, сумка, расчёска, зеркальце; фотоаппарат на штативе, наклейки с цифрами для нумерации вещественных доказательств

Формировать познавательные действия на примере поиска
Формировать представление   о числе и цифрах

Решает вопросы проблемного характера, способен к принятию собственных решений.


Детективы, здесь зашифрована какая-то информация. Разгадаем? Предлагаю взять планшеты с маркерами. Раз, два, три – ко мне беги! Я буду говорить слова, а вы их рисуйте схематично, начиная с первой клетки слева направо (мяч, солнце, туча, Ы, квадрат, радуга)
Что получилось во втором столбике? Перечисляем картинки сверху вниз. (Солнце, буква Ы, радуга.)
Назовите первый звук в слове СОЛНЦЕ-С дальше Ы, первый звук в слове РАДУГА- Р. Соединим звуки - получается СЫР!
Кто любит сыр, живет в сумке и имеет отношение к одному из наших подозреваемых? Какой делаем вывод .(Шапокляк). Оставьте планшеты с маркерами на ковре.
«Познавательное развитие»
-ориентация на листе,
зарисовка схем
«Речевое
развитие» -разгадывание ребуса


решение ребуса индивидуально
Планшеты, карточки, маркеры

Формирование логического мышления и звуковой культуры речи (выделение первого звука в слове)



Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание
Образовательная область (вид деятельности)
Формы работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)

На экране появляется Шапокляк (видеописьмо)
Здравствуйте девчоночки - вертелочки, мальчишки -коротышки. Привет всем от старухи Шапокляк. Чтобы вам не скучно было, я немного пошутила. Подарочек я ваш спрятала, никогда не найдёте. Ха-ха-ха!. Ну ладно, уж тому и быть, буду с вами я дружить. Посылаю вам игру. Соберёте пазл, узнаете где подарок. Желаю удачи!
Детективы, вы готовы выполнить задание Шапокляк? Тогда внимание на экран. Как вы думаете, что лишнее в первой строчке? Молодцы первый пазл открыли. Отгадываем дальше.
(Дети называют лишний предмет, и открывается пазл «корзины»).
Отлично! Пазл собран. Делаем вывод, где находиться подарок? (В корзине) Значит, что мы будем искать? (Корзину)
Дети находят две корзины в одной крыса, в другой лупы)
Мы отличная команда. Я горжусь вами. Вы настоящие детективы. Поздравляю вас с успешным раскрытием дела. Что можно делать с лупами? Лупы вам пригодятся для дальнейших расследований. Ребята, чтобы выйти из группы, что нам необходимо сделать? (Распечатать двери)
Распечатываем. Молодцы.
Заключение. Снимаем шляпы. Спасибо вам за интересное совместное детективное приключение.
«Социально-коммуникативное развитие» - просмотр ролика
Познавательное развитие
Игра «Что лишнее»
фронтальный
просмотр
коллективное решение интерактивной игры


Две корзины в одной крыса, в другой лупы


Формирование познавательных действий в поисковой деятельности с зашифрованной информацией

Формирование познавательных действий




15