Активные методы обучения на уроках технологии

Активные методы обучения на уроках технологии

Педагогические задачи:
Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.
Формирование умений у учащихся применять полученные знания на практике.
Воспитание активной жизненной позиции и чувства патриотизма.

Основные задачи развития учащихся:
Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие общеучебных умения и навыков.
Развитие умений и навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки, ученического самоуправления.
Развитие личной целеустремленности, самоконтроля и др.

Решение данных задач осуществляется как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету, с использование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочные формы обучения.
Активные методы обучения на уроках технологии
1. Работа с устными и письменными текстами на уроке.
Традиционные формы проведения занятий, на которых учитель устно излагается учебный материал: лекция, беседа, рассказ, объяснение нового материала.
На таких занятиях активность учащихся достигается за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения:
выдвижение и последующее обоснование предложений (гипотез),
постановка проблемных вопросов,
организация дискуссионного рассмотрения нового материала и др.).

2. Учебные задания, работающие на решение поставленных задач:
задания исследовательского характера,
задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ и т.п.,
имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер. К двигательным упражнениям относятся: работа на тренажерах, а к умственным – разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации могут касаться разработки структуры технологического процесса, функционально-стоимостного анализа изделия или технологии, обоснование рациональности коммуникативных процессов в трудовых отношениях, аспектов маркетинга и др.,
обучающие игры – это синтез релаксопедических подходов и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.
Виды обучающих игр, применяемых на уроках технологии:
Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).
Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.

Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами:
Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.
Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец и т.д.);
Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями;
Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;
Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.
Деловые игры, представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.).
В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.
Игровое проектирование – может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях.

3. Образовательные технологии педагогические методы, используемые на уроках технологии:
неигровые методы (имитационные упражнения),
проектные методы обучения,
имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование и тренинговые упражнения,
интегрированные уроки,
интегрированные проекты,
систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий.