Урок-внеклассное мероприятие : «Посвящение в юные физики»


Урок-внеклассное мероприятие : «Посвящение в юные физики»
Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Скорость. Плотность. Сила.»
Задачи урока:
повторить пройденный материал и способствовать раскрытию способностей
обучающихся в усвоении материала сверх школьной программы;
развивать теоретическое мышление, умение действовать самостоятельно и работать в группе, взаимовыручку и сотрудничество;
необычной формой урока продолжить формирование положительных мотиваций к учебе и повысить рост интереса к знаниям;
создать эмоциональные условия для самоутверждения личности и веры в свои собственные силы.
Подготовительный этап
Класс разбивается на 2 команды по 6 человек. Назначаются капитаны из более сильных учеников. Помощники учителя выбираются из старшеклассников – 2 магистра
Оформление класса, медали “юным физикам”, как отличительный знак и как памятный символ об уроке.
В отдельных конвертах собраны задания для каждого этапа, круги красного и синего цвета, фломастеры, ручки, черновики
Оборудование: фломастеры, измерительные приборы, трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло, колба, листы чистой бумаги.
Учитель. Ребята, в этом году вы начали изучение нового предмета - физики. На уроках успели узнать много нового, познакомились с физическими явлениями, величинами, единицами измерения величин, формулами, по которым их можно рассчитать, а также с приборами для их измерения. Чтобы проверить ваши знания и выяснить достойны ли вы звания «Юный физик» я решила наш урок сегодня назвать “Посвящение в юные физики”. И проведут его магистры физических наук – ученики 10 класса ……………………………………………. Это звание они получили за неиссякаемый интерес к познаниям и, конечно же, за свое усердие в постижении столь трудной науки – физики. Это сейчас они магистры, а когда-то они тоже были юными физиками. А вы, ребята, достойны звания юных физиков? Проверим?
Так устроен мир друзья,Что без знаний жить нельзя!…Знание физики жить помогает,Она как друг, и зовет, и ведет,Кто основательно физику знает,Тот никогда и нигде не пропадет.Звание “юные физики” носить Вы хотите?Тогда скорее на сцену выходите!
Члены команд выходят и становятся по разные стороны от доски. Проходит представление команд (название, эмблема, девиз) и начинается состязание команд. Слово предоставляется магистрам, которые выдают задания командам.
Магистр 1. Итак, команды готовы? Начинаем состязание на звание «Юный физик»
1 этап - “Узнай явление”
По картинкам нужно узнать явление (1 балл) и объяснить его (3 балла) – 5мин.
В перерывах между демонстрациями заслушиваются ответы каждой команды и по количеству заработанных баллов получают кружки (приклеивают на ленту скотча).


Магистр 2. Следующий этап нашего состязания называется “Веришь – не веришь” (за каждый правильный ответ команда получает – 1 балл) .Я буду зачитывать утверждения, если команда согласна, то поднимает круг красного цвета, если нет – синего.( Помощники следят за ответами и приклеивают кружки)
Динамометр – прибор для измерения силы. (Да)
Миллиметр – сотая часть метра. (Нет)
Инерция – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел
Линейка – прибор для измерения объема жидкости. (Нет)
Измерительный цилиндр называется мензуркой. (да)
Единица измерения плотности –1 м3. (Нет)
Париж – город Франции, и здесь хранится эталон килограмма. (Да)
Скорость – величина, указывающая, какой путь проходит тело за единицу времени. (Да)
Сила – физическая величина, которая измеряется в ньютонах (Да)
10. Одинаковую ли массу имеют пуд железа и пуд пуха? (Да)
Магистр 1. Третий этап нашего состязания «Знаешь ли ты… физические приборы».
От каждой команды подойдите по одному представителю. Сейчас вашему вниманию предлагаются несколько физических приборов. Вы в течение 30 секунд разглядывайте их и по памяти на чистом листе записывайте запомнившиеся приборы. За каждый правильно указанный прибор команде начисляется 1 балл. (3 мин)
Магистр 2. Следующий этап «Логическая игра - СООБРАЗИЛКИ».
В каждом наборе слов или словосочетаний, команды находят лишние и объясняют. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл (Подчеркните лишнее фломастером) (3 мин)
Движение автомобиля, скатывание шарика по жёлобу, кипение воды, падение листа.
Линейка, мензурка, весы, термометр.
Путь, плотность, метр, время.
Пенал, ручка, линейка, м/с.
Магистр 1. У вас прекрасная логика. А теперь, выясним, как вы знаете формулы.
В конвертах лежат квадратики с обозначением физических величин. Ваша задача собрать из них 7 формул, которые вы изучили в 7 классе. За каждую правильно угаданную формулу команда получает 1 балл. (5 мин.)
(S=vt v=S\t t=S\v p=m\v m=pV V=m\p F=ma)
Магистр2. А сейчас мы немного отвлечемся от физики и вспомним сказки, которые мы читали в детстве, хотя вообщем – то и здесь без физики не обойтись, ведь именно физика сделала сказку - былью. Конкурс называется «Сказка становится былью» . Вы должны ответить на вопрос: какой аналог в современной жизни мы можем найти сказочным персонажам и вещам. (Ну, например, « ковер-самолёт» - это аналог самолета, аэроплана, вертолёта и т.д.; )
Выигрывает та команда, которая подберёт большее количество аналогов.( 5 мин.)
1.Дудка – самогудка (Магнитофон, радио и т.д.);
2.Волшебный клубок (Компас ., навигатор. Не даёт заблудиться);
3.Скатерть –самобранка (Столовая, кафе, ресторан);
4.Сапоги – скороходы (Автомобиль, мотоцикл)
5. Волшебная палочка (Пульт управления);
6. Живая вода (Лекарство);
7.Марья-искусница ( Ткацкий станок, швейная машина);
8. Яблочко на тарелочке (Телевизор)
Магистр 1. Сегодня мы убедились в том, что вы эрудированны, любознательны, смекалисты, хотя и не всё знающие. У вас есть прекрасная возможность познать законы природы и стать магистрами как мы. Вы достойны звания “Юных физиков”.
Магистр 2. А теперь подведем итоги всех конкурсов. Уважаемое жюри! Подсчитайте, пожалуйста, общее количество баллов и определите победителя.
Жюри. Победила команда -______________.
Магистр 1.Решением совета магистров посвящаем в юные физики учеников седьмого «А» класса Токарёвской средней общеобразовательной школы №2. Ученикам вышеназванного класса: (читают по очереди)
Беспрекословно выполнять требования учителя на уроках физики.
Не опаздывать на уроки.
Не пропускать уроки без уважительных причин.
Систематически выполнять в полном объёме домашние задания.
По всем непонятным вопросам обращаться к учителю.
Учиться только на «4» и «5».
На уроках поддерживать идеальную дисциплину.
Быть хорошими людьми.
Магистр 2. А теперь юные физики вы должны дать клятву! Все участники команд занимают место за демонстрационным столом, кладут руки на учебник физики и хором произносят клятву.
Клятва юных физиков
Клянусь я Галилеем и НьютономВсегда урок по физике учитьИ быть в учении упорным.
Чтоб честную «5» получить! Клянусь!
Магистр 1. Молодцы. А теперь клятва учителя
Клятва учителя
Я клянусь их обучать, И быть сим отрокам я как родная мать, Искать ответы на вопросы буду помогать, И двойками не буду засыпать... Любовь к науке в них я заложу, И в жизнь их мудрецами отпущу... Клянусь!
Магистр 2. Всем членам команд мы вручаем памятные медали «Юный Физик» и желаем вам дальнейших успехов в освоении очень трудной, но увлекательной науки - «ФИЗИКА»
Литература
Горев Л. А., Занимательные опыты по физике в 6–7 классах. Пособие для учителей. — М.: “Просвещение”, 1977.
Билимович Б. Ф., Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. — М.: “Просвещение”, 1977.
Ланин И.Я., Внеклассная работа по физике. — М., “Просвещение”, 1977.
Лукашик В. И., Сборник задач по физике для 7–9 классов общеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова, — 20-е изд. — М.: Просвещение, 2006.