ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА РЦ УСО ПНИ-10


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА УСО ПНИ-10
Социально-педагогические проекты – инновационное средство повышения эффективности реабилитации лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями трудоспособного возраста, проходящих реабилитацию в стационарном учреждении дополнительного образования взрослых с ограниченными возможностями здоровья – Реабилитационном центре УСО «Психоневрологический интернат № 10» г. Санкт-Петербурга.
Безусловно, социально-педагогические (или социальные проекты) требуют аналитико-прогностической и организационной деятельности педагогических кадров. Специалистам, хорошо знающим потребности и возможности наших воспитанников, умеющим выявлять, исследовать и формулировать социальный заказ, делать это совсем не трудно. В этом вопросе я придерживаюсь мнения, что в плане социально-педагогических и социальных проектов инициатива должна исходить непосредственно от рядовых специалистов (воспитателей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, инструкторов по труду) в первую очередь, а не от методистов. Кто как не мы, непосредственно оказывающие услуги нашим клиентам, знаем о их потребностях. Вместе с тем, социальные проекты позволяют объединяться различным специалистам Реабилитационного центра.
Конечно же, необходима некоторая теоретическая подготовка. Вот здесь полезным может быть методист, если педагог хочет методической помощи и если педагог не может либо не хочет заниматься самообразованием самостоятельно.
Овладение методом социальных проектов позволит всем участникам реабилитационного процесса развивать свои проектные способности:
реабилитанту – коммуникативные способности, элементарные умения оценивать события своей жизни и жизни коллектива, удовлетворить/либо обнаружить в себе познавательный интерес;
педагогу РЦ – освоить метод проекта, моделировать и конструировать содержание воспитательной работы, развивать способности к диалогу в социальном взаимодействии и педагогическом процессе, участвовать в построении социально-воспитательного и социально-образовательного пространства.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов - творческих по своей сути.
Задачами социально-педагогических/социальных проектов, разумеется, станут: воспитание патриотизма и милосердия, культивирование и пропаганда здорового образа жизни, организация полезной досуговой деятельности, сплочение коллектива реабилитантов (да и педагогов тоже).
Социальный проект - описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее улучшению.
Единый алгоритм формирования социальных проектов может быть таким:
- характеристика проблемы (социально-культурная, отраслевая, личностная, носителем которой является определенная общность, группа или категория населения, локализованная по месту учебы, жительства);
- определятся приоритетные направления и виды социально-культурной деятельности;
- разрабатываются конкретные мероприятия (с учетом имеющихся ресурсов, педагогически целесообразного соотношения информационно-просветительских и творческих видов деятельности);
- определяется база реализации проекта (материальное обеспечение, помещение), его исполнители;
- производится оценка затрат и просчитываются возможные источники финансирования проекта.
В таком случае следует обозначить основные характеристики проекта:
Ограниченность (по времени, целям, задачам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
Ограниченность проекта означает, что он содержит:
– этапы и конкретные сроки реализации;
– четкие и измеряемые задачи;
– конкретные и измеряемые результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность субъектов образования;
- обсуждение способов оформления конечных результатов, их презентация.
Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
Проектирование, по мнению О.С. Газмана, - комплексная деятельность, занимаясь которой участники осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, новое понимание смысла изменений в жизни; участие в проектировании ставит реабилитантов в позицию «хозяина жизни», это субъектная, не исполнительская форма участия человека в социальном самоуправлении; это процесс коллективного творчества (коллектива либо воспитателя-воспитанника).
Проектная деятельность может стать средством социального и творческого саморазвития всех субъектов образования а реабилитант в проектной деятельности – субъект своего развития. Тогда мера развития реабилитанта становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом.
Для воспитанников РЦ наиболее подходящая следующая субъектная позиция воспитанника, когда воспитатели все придумали сами, создали условия для самостоятельности своих воспитанников. В этом сл4учае можно говорить о ситуации присвоения воспитанников уже известного опыта, системы ценностей через создание ситуаций, в которых реабилитанты «самостоятельно» открывают ее и таким образом присваивают.
Пример проектной деятельности в группе социальных педагогов:
- технология формирования реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника (реабилитанта) социального педагога Анисимовой Наталии Васильевны;
- технология ЛОП (личностно-ориентированного планирования) социального педагога Павловой Веры Анатольевны;
- технология создания «Траектории развития» социального педагога Павловой Веры Анатольевны.
Важным моментом в деятельности социального педагога, работающего с ментальными инвалидами является мониторинг индивидуальных достижений комплексной реабилитации воспитанников. Для наших воспитанников неприемлема оценка с помощью стандартизированных тестов: она не может отражать в полной мере реальный уровень достижений реабилитантов, а достижений у них достаточно много и находятся они в разных областях деятельности. Каждый внутри достаточно замкнутой системы стационарного учреждения знает о том, что тот или иной воспитанник занимается тем или иным делом. Но эти знания носят разрозненный характер. Ориентация реабилитации на формирование ключевых компетентностей оказывает влияние на систему оценки результатов. Компетентности представляют из себя многоплановые и многоструктурные характеристики качества подготовки реабилитантов, оценка которых не может быть в полной мере стандартизована. Социальная компетентность – способность человека эффективно решать проблемы в процессе взаимодействия с социумом (толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде; творческая самодеятельность, а также способность к самозащите своей индивидуальности). Социальная компетентность – приобретаемое в результате реабилитации новое качество знаний и умений, увязываемое со спектром характеристик качества подготовки, в том числе и со способностью применять полученные знания в изменившейся ситуации. В связи с этим нужны междисциплинарные (комплексные) измерители, а при оценке результатов реабилитации необходим специальный метод интеграции отдельных характеристик воспитанников. Обобщить индивидуальные достижения воспитанника поможет реабилитационное портфолио или папка достижений. Одним из ориентиров качественного обновления оценки является Технология формирования реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника с ограниченными интеллектуальными возможностями, которая вместе с тем не претендует на окончательное решение проблемы фиксации достижений реабилитантов РЦ, но в полной мере удовлетворяет потребность воспитанников РЦ в признании достижений.
В педагогической науке и практике существуют различные подходы к определению понятия «портфолио», но несмотря на различные подходы к определению данного педагогического инструмента, можно с уверенностью отметить, что портфолио существенно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, а в реабилитации лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями может стать единственным средством всесторонней оценки достижений реабилитантов, имеющих ряд особенностей.
Особенно трудно описать и зафиксировать индивидуальные достижения воспитанников, которые завершили обучение в РЦ и работают в открытом рынке труда.
Реабилитационное портфолио (папка достижений) воспитанника РЦ позволяет наглядно представить в фотоматериалах все его достижения в социальной, коммуникативной, трудовой и досуговой сферах. Педагогическая значимость реабилитационного портфолио состоит в смещении акцента с того, что реабилитант не умеет и не знает, на то, что он умеет в различных сферах жизнедеятельности.
В обобщенном виде реабилитационное портфолио (папка достижений) воспитанника РЦ – форма сбора информации об учебно-познавательной, трудовой и досуговой деятельности реабилитанта РЦ УКСО ПНИ-10 на протяжении какого-либо периода.
Цель портфолио:
Доказательство приоритета реабилитации по результатам (освоения новой социальной роли или обретение нового социального статуса), по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной и прикладной деятельности.
Концептуальная основа Технологии формирования реабилитационного портфолио - социально-педагогическое взаимодействие, целью которого является развитие индивидуальности воспитанника, эффективно выстраивающего свое поведение в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями. Стратегия взаимодействия (со-действия саморазвитию реабилитанта) основана на педагогике поддержки (Е. А. Александрова, О. С. Газман, Н. Н. Михайлов, С. М. Юсфин). Наряду с социально-педагогической поддержкой при формировании реабилитационного портфолио используются методы:
Сотрудничество (совместное согласованное действие);
Сопереживание (в процессе выстраивания отношений);
Договор и согласование;
Диалог;
Помощь;
Стимулирование;
Создание условий;
Методы воздействия (только убеждение);
Беседа-интервью;
Беседа-диалог;
Совместное дело;
Совместное составление плана действий;
Информирование;
Беседа, ориентированная на партнера.
Проектная деятельность является фактором становления социальной активности лиц трудоспособного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями и средством развития инновационной деятельности социального педагога отделения социально-педагогического сопровождения Реабилитационного центра УСО «Психоневрологический интернат № 10».