Роль просветительского движения в воспитании подрастающего поколения


Бакина Эльмира Дердизовна «РОЛЬ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ДИЖЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа им. П.Е. Воробьева села Нижняя Русь» Кукморского района Республики Татарстан Только знания правят миром
Г. Тукай
Просветительское движение – это сообщество общественных просветительских организаций, деятелей науки, техники, образования, культуры, искусства, работников высшей школы, медицины и других высококвалифицированных специалистов, объединенных едиными целями и задачами, участвующих на добровольной основе в распространении и популяризации современных знаний во все слои населения.
Предисловие.
Во второй половине XIX в. Формируется татарское национальное движение. Его вызвали к жизни реальные потребности развития татарского общества, накопившиеся общественные противоречия. К тому времени это общество накопило достаточный потенциал, необходимый для их осмысления и решения.
Завершилось формирование татарской нации. Выросла численность татарского населения, составившего в пределах России 2,6 миллиона человек. В центре этнической территории татарской нации, Волго-Камье, проживало 808,7 тысяч татар. Компактное их большинство было сосредоточено в Казанской губернии, которая вместе с Казанью стала очагом и центром национального движения. Здесь сформировался широкий слой татарских предпринимателей. Росло национальное самосознание с его идеями равноправия и свободы.
Реализация новых экономических, интеллектуальных возможностей татар наталкивались на ограничительные меры правительства. В стесненных условиях находились предпринимательство, национальная культура. Татарским предпринимателям не разрешалось заводить металлургические предприятия, торговать некоторыми товарами, приобретать недвижимое имущество в Средней Азии. Мечтой оставались светское образование, национальная печать.
Многое требовало обновления в самом татарском обществе. Традиционные устои в сознании, освященные исламом, сдерживали приобщение татарского населения к достижениям русской, европейской культуры. Не развивались многие виды искусства.

Из истории.
Во второй половине XIX в. Дальнейшее развитие получает татарское просветительство. С 1860-х гг. это уже оформившееся просветительское движение. Его участники поставили своими целями распространение просвещения, научных и технических знаний в татарском народе, приобщение его к русской и европейской культуре, к европейским формам жизни, высвобождение от пут устаревших традиций. Достижение этих целей стало главным делом их жизни.
Самой крупной фигурой в татарском просветительстве второй половины XIX в. Был богословский философ, историк Ш. Марджани. Он писал, что «для будущности нашего народа мы нуждаемся в европейских знаниях, просвещении, культуре, промышленности. Умение и просвещение можно брать везде, где оно есть. Знание и просвещение не знают ни национальных, ни языковых границ».
Педагогическая, научная деятельность Ш. Марджани в Казани началась в 1849 г. Тогда он был назначен на должность муллы и мударриса (старшего учителя) первого прихода. До этого Ш. Марджани более десяти лет провел в Бухаре и Самарканде, пополняя свои знания. Среднее образование он получил еще раньше в медресе деревни Ташкичу Казанского уезда.
Просветительские идеи Ш. Марджани звучали как вызов традиционному обществу. Он заявил, что изучение светских знаний и наук не противоречит исламу, выступил против запретов мусульманским духовенством музыки, изобразительного искусства. Ш. Марджани предлагал реформировать мектебе и медресе, освободить их от средневековой схоластики. Важным средством приобщения татар к европейской культуре должно было стать, по его мнению, изучение русского языка.
Ш. Марджани сам прокладывал дорогу своим идеям. Он впервые в Казани открыл школу нового типа – медресе «Марджания». В ее программу наряду с религией были включены некоторые светские дисциплины. Просветитель поддерживал организацию русско-татарских школ. Восемь лет он преподавал мусульманское вероучение в открытой в 1876 г. Казанской татарской учительской школе, надеясь, что она станет центром подготовки национальной элиты.
Ш. Марджани написал первый систематизированный труд по истории татарского народа «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» («Полезные сведения о Казани и Булгарах»), многочисленные работы по истории ислама. Ш. Марджани оставил труд по археологии, этнографии, географии, математике, астрономии. За пропаганду гелиоцентрической теории его назвали «вторым Галилеем». Ученый неоднократно выступал на заседаниях Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, в 1877 г. прочитал доклад на VI Всероссийском археологическом съезде.
Младшим современником Ш. Марджани был К. Насыри – ученый-просветитель, историк-этнограф, писатель. К. Насыри родился в семье муллы в с. Верхние Ширданы. После получения начального образования в мектебе своего отца поступил на учебу в медресе «Касимия». С 1855 г. в течение 16 лет преподавал татарский язык в Казанском духовном училище и в Казанской духовной семинарии. В 60-е гг. К. Насыри был вольнослушателем Казанского университета, изучал русский язык.
В последней четверти XIX столетия К. Насыри более всего занимают наука и просветительство. Он создает на родном языке книги и учебники по литературе и истории, арифметике и физике, географии и биологии, педагогике и медицине, другим отраслям знания. Им было переведено немало учебников с русского языка на татарский. Активно он занимался сбором и изучением татарского фольклора. Результатом явились книги «образцы народной литературы казанских татар», «Сказки казанских татар». В Русском географическом обществе, Обществе археологии, истории и этнографии при Казанском университете о нем говорили как о глубоком исследователе.
В течение 1871-1899 гг. К. Насыри издал 24 настольных календаря. Это были своего рода татарской периодической печати. Намерение К. Насыри издавать газету «Тан юлдуз» («Утренняя звезда») власти отвергли.
К. Насыри выступал за сближение татарского и русского народов. Он опубликовал на татарском языке книги «Краткая история России», «Доступные для запоминания события из русской истории», написал и издал «Правила чтения русского языка», «Грамматику русского языка», «Русско-татарский словарь». В «Записках Императорского географического общества» была написана его статья «Поверья и обряды казанских татар». В 1871 г. К. Насыри организовал в Казани свою школу, в которой обучал татарских детей грамоте.
Активными участниками татарского просветительского движения были писатели Ф. Халиди, Г. Ильяси, З. Бигиев. Они также выступали за светское образование, за приобщение татар к русской и европейской культуре, за приобщение татар к русской и европейской культуре, за всесторонний прогресс своей нации, боролись против невежественных мулл. В произведениях этих писателей с особой силой звучала тема равноправия татарской женщины.
В современном мире.
Просветительские движения в 21 веке играют важную роль в воспитании подрастающего поколения, например 2010 год был годом России и Франции, был проведен международный фестиваль мусульманского кино, проводится ежегодный сабантуй, Навруз, созвездие.
2010 год – год России и Франции.
Этот год был объявлен перекрестным Годом России и Франции. в Татарстане он стартовал январской фотовыставкой французского путешественника XIX века Шарля Вапро «Пекин-Амур-Париж». А наиболее яркими событиями стали премьера мольеровского «Тартюфа» в постановке французского режиссера Николя Струве в ТГ ВТ им. Г. Камала, приезд в Республику Татарстан представителей делегации французских писателей в рамках культурно-просветительской акции «Литературный поезд «Блез Сандрар», VI фестиваль французского джаза Le Jazz, обменные гастроли детских творческих коллективов. В Центре «Эрмитаж-Казань» состоялась выставка «Искусство Франции XVII-XVIII веков» из собрания Государственного Эрмитажа, где были выставлены уникальные произведения искусства мебели, живописи, фаянса и фарфора, художественной бронзы. 19 марта спектаклем ТГАТ им. Г. Тукая «Жизнь есть сон» в столице Колумбии – Боготе открылся XII Иберо-американский театральный фестиваль, являвшийся одним из крупных и представительных в мире.Международный фестиваль мусульманского кино.
Международный фестиваль мусульманского кино проводится с 2005 года. С 15 по 19 сентября 2010 года под девизом «Через диалог культур к культуре диалога» прошел VI Казанский фестиваль мусульманского кино. В конкурсную программу вошли 52 фильма из 28 стран. Впервые Татарстан был представлен во всех основных номинациях фестиваля.лучшим полнометражным игровым фильмом жюри единодушно признали татарскую ленту «Бибинур» режиссера Юрия Фетинга. «Бибинур» снят по мотивам произведений Аяза Гилязова «Три аршина земли» и «В пятницу вечером». Исполнительница главной роли в фильме – народная артистка Татарстана – Фирдаус Ахтямова – стала обладательницей приза «Лучшая женская роль», который на заключительной церемонии ей вручил почетный гость фестиваля, знаменитый американский актер Эдриан Броуди.
Сабантуй – государственный и федеральный праздник, шедевр нематериального наследия ЮНЕСКО.
В список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО номинирован татарский национальный праздник Сабантуй, представляющий собой живую народную традицию. Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и интернациональным, объединяя вокруг своего майдана людей разных национальностей. В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй, который прошел в с. Алькино Похвистневского района Самарской области. Сабантуй прошел в рамках 450-летия села. В 2010 году прошел юбилейный XФедеральный Сабантуй в Ижевске, который был посвящен 250-летию образования Удмуртии. В 2011 году Федеральный Сабантуй прошел в Свердловской области, а Всероссийский сельский Сабантуй – в селе Шыгырдан Республики Чувашия.
В настоящее время сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и месте проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.
Международный праздник Навруз.
Богата культурными традициями и праздниками современная Республика Татарстан. Среди любимых праздников является Навруз, отмечаемый в день Весеннего равноденствия как праздник тюрких, иранских народов Евразии. О значимости этого праздника говорит тот факт, что с 30 сентября 2009 года Навруз был включен ЮНЕСКО а Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. С этого времени 21 марта объявлено как Международный день.
Фестиваль «Созвездие – Йолдызлык».
Большое значение в республике уделяется поддержке талантливой молодежи. В рамках фестиваля «Созвездие – Йолдызлык» ведется работа с одаренными детьми во всех городах и районах республики. Сегодня движение охватывает около 80 тысяч участниках. Фестиваль плодотворно сотрудничает с Российской академией театрального искусства. Наиболее одаренные участники «Созвездия» сегодня учатся у лучших творческих педагогов России.
В 2010 году Открытый республиканский телевизионный молодежный фестиваль эстрадного искусства «Созвездие – Йолдызлык» был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры. Этому предшествовало успешное выступление лауреатов фестиваля в Москве на сцене МХАТ им. Горького. В грандиозном шоу «Поют и танцуют дети Татарстана» выступили 360 детей и подростков из 20 районов республики.
Казань – ведущий научный центр Восточной Европы.
Татарстан всегда славился высоким уровнем развития академической, вузовской и отраслевой науки. Академия наук Республики Татарстан учреждена Указом Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева № УП-138 от 30 сентября 1991 года «в целях обеспечения высокого уровня развития фундаментальных наук в республике, усилениях их роли в решении актуальных проблем материальной и духовной культуры, народного хозяйства, координация научно-исследовательских работ, ведущихся в академических, отраслевых институтах и вузах. В настоящее время в состав Академии наук Республики Татарстан – 40 действующих членов, 79 членов-корреспондентов и 24 почетных, 4 иностранных членов. Ученые республики работают по 84 программам и 160 темам. Для реализации всех тем было создано 104 временных творческих коллектива с общей численностью 500 человек.
В составе Академии – семь отделений, объединяющих ученых-биологов, медиков, юристов, математиков, физиков, энергетиков, химиков. Диапазон их исследований весьма широк и нацелен на решение актуальных научно-технических, социально-экономических, гуманитарных и культурных проблем, стоящих перед республикой на современном этапе развития. Многие разработки ученых академии выполняются на уровне новейших достижений мировой науки и техники и признаны широкой научной общественностью. Большая часть исследований носит практический характер.
Вместо заключения.
Доклад завершается прекрасными словами стихотворения Г. Тукая «В саду знаний», написанный им в 1905 году.
В цветнике науки, братья, не пора ли нам гулять,
Чтоб людей и даже духов наших счастьем удивлять?!
Чтоб народа светлый разум до восьмого неба мог
Вознести и нас навеки осчастливил грозный бог?!
Будем каяться, татары! Долгий сон прервется пусть.
Мы должны вступить, о братья, на прогресса мудрый путь.В список диких и отсталых пусть никто нас не внесет,
И в порыве, благородном будет двигаться вперед.
Есть у нас права, о братья, так скорей докажем их!
Только доводами можно в этом убедить других.
Пусть поверят все народы в то, что есть булгара земля,
Пусть от зависти бледнеют, наши доблести хваля!
Мы, усилья умножая, будем книги выпускать,
Побеждая светлой силой темную, слепую рать.
Пусть растут труды науки с каждым днем – во много раз,
Пусть на ниве просвещенья увенчает слава нас!
Чтение газет полезно – это знают все давно,
Так давайте жить как люди – и достойно и умно!
Только знанья правят миром, им не правят дети тьмы.
Прочь невежество и спячка! Пробуждаемся и мы.
Вас, друзья, благословляю, дети века своего.
Века знания питомцы и хозяева его.
Наши юные герои за перо взялись уже,
И следов былого горя не найти в моей душе.
Список литературы
Васильев Д. Краткая историческая записка об Императорской Казанской гимназии. – Казань. Литотипография Л.П. Антонова, 1890
Габдулла Тукай. Избранное. – М: Изд-во «Советская Россия». 1974
Гилязов И.А., Пискарев В.И., Хузин Ф.Ш. История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца XIX века. – Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2008
Журналы «Гасырлар авазы – Эхо веков». – 1998, №3/4. – 1999, - №1/2.
История Татарстана. Учебное пособие для основной школы. – Казань: «Тарих», 2001
Очерки истории татарской общественной мысли. – Казань: Татарское кн. Изд-во, 2000
Рашитов Ф.А. история татарского народа: С древнейших времен до наших дней. – М.: Издательство «Детская Книга», Саратов, 2001.
    
.