Музейно-педагогическая программа Школьный музей


Утверждаю
Директор школыА.Н. Черных
Программа
«Школьный музей»
Разработала Данилова Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания МКОУ «Успенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области
Принята на заседании педагогического совета
(Протокол № 1 от 30 августа 2013 года)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
V.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
V.1. Литература для учителя
V.2 Литература для обучающихся
YI. ПРИЛОЖЕНИЯ
Пояснительная записка
Актуальность данной музейно-педагогической программы «Школьный Музей» определяется современной социально-экономической и образовательной политикой государства.
Последствия посткризисных явлений, присутствующих в социально – экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуют повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско – патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Практический интерес к данной теме обоснован необходимостью осознания сущности гражданско – патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые представляет новая социально – политическая ситуация и реформированный тип обучающегося.
Гражданско – патриотические качества формируются в процессе обучения, воспитания и социализации школьника. На сегодняшний день ситуация такова, что ученику могут быть нужны знания, которыми современное поколение учителей владеет не в полной мере. Одним из путей преодоления подобного разрыва является переход к идеологии развития на основе личностно – ориентированной модели образования, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль. В этой связи особая роль отводится музейной деятельности. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".
В связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодежи возрастает роль и значение школьных музеев. Благодаря открытости и доступности музей создает особые условия для педагогического воздействия на аудиторию. Одной из основных функций музея стала образовательно-воспитательная функция. Благодаря открытости и доступности музей создает особые условия для педагогического воздействия на аудиторию. Особенностью его является общение через музейный экспонат-подлинник, находящийся в центре педагогического процесса. Эта специфика музея определяет и многообразие педагогических форм и методов.
Школьный музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической деятельности общеобразовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Музейно-педагогический процесс обеспечивает приобретение ребенком целого ряда умений и навыков: развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов.
Цель данной программы: Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника в условиях сельской школы через музейное дело.
Для достижения цели программы «Школьный музей» решаются следующие задачи:
- Обеспечить понимание важности изучения истории края, в котором живешь.
- Дать необходимый объем знаний, помогающий осмыслить самобытность края.
- Развить способность анализировать и оценивать факты, явления, события, имеющие место в крае, раскрывать причинно- следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения о действиях людей, оставивших след в истории края.
- Приобщить школьников к социальному опыту и нравственным ценностям, к национальной культуре края.
- Привитие практических навыков работы в музее
- Способствовать внедрению музейного материала в образовательный процесс
При решении этих задач через музейное дело формируется новая педагогическая культура, требующая обновления содержания, методов и форм образовательного процесса. Обучающиеся «конструируют» собственные знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Это отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учебной деятельности.
Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения.
Данная музейно-педагогическая программа способствует приобретению школьниками знаний, умений и действий:
Знания: - знать понятие альтруизма;
- знать проблемы ветеранов Великой Отечественной войны села и оказывать помощь в их решении;
- знать историю школы и ее традиции;
- знать ценности общественной жизни
Умения: - уметь быть терпимым к другим людям
- уметь оказать помощь престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войн;
- уметь утверждать в повседневной жизни правду, доброту, красоту;
- уметь сострадать, сопереживать;
- уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;
- уметь дружить;
- уметь рассказать о школе и провести экскурсию по школе;
- уметь организовать шефскую работу с младшими школьниками.
Действия: - оказывать помощь родным и близким; больным, инвалидам и младшим;
- шефствовать над ветеранами Великой Отечественной войны и труда;
- поздравлять ветеранов микрорайона школы с памятными датами;
- организовывать встречи с ветеранами войн и труда;
- участвовать в ярмарках-продажах поделок, изготовленных своими руками;
- участвовать в благотворительных акциях;
- проводить поиск ветеранов войны и труда;
- сохранять памятники истории и культуры.
Данная программа легла в основу деятельности образовательного учреждения по патриотическому воспитанию. Предназначена программа для обучающихся 1-11 классов. Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель и Совет школьного музея.
Новизна данной программы заключается в интегрировании в образовательный процесс содержания, форм и деятельности школьного музея, направленных на развитие гражданственности, гражданской идентичности и социализации личности, на формирование социальных компетентностей обучающихся.
Основные принципы программы
- Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
- Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
- Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
- Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
- Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
- Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
- Изучая историю села, важно познакомиться и с его современным состоянием, перспективами обновления и развития. Это дает возможность более глубоко осмыслить последовательность событий, выявить причинно-следственные связи, содействовать формированию исторического мышления.
- Разносторонняя оценка событий и явлений прошлого. Ее следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того времени.
- Документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий и трудностей.
- Сегодня, когда национально-региональный компонент стал обязательной составляющей школьной истории и других учебных дисциплин, каждый учитель должен быть краеведом.
- Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
- Ориентирование обучающихся на индивидуализацию и участие в практической деятельности.
Практическая значимость программы
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Учащиеся постигают азы исследовательской деятельности, знакомятся со вспомогательными историческими дисциплинами, не предусмотренными школьной программой.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.
Конкретные ожидаемые результаты.
Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности.
Сохранение исторической памяти и наследия, пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления, укрепление тесной связи между школой и родителями.
Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций:
-    исследовательских
-   менеджерских
-    коммуникативных
- презентационных
Механизм оценки результатов.
Результаты будут отслеживаться классными руководителями, учителями, директором школы. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств, отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. будут фиксироваться, заноситься в компьютер. Результаты будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.
Дальнейшее развитие программы
Программа будет продолжаться и охватывать все большее количество обучающихся.
Учебно-тематический план музейно-педагогической программы «Школьный музей»
(70 часов)

п/п Тема Количество часов
Всего Теоретических Практических
№1 Раздел «Наш музей»
Тема 1.История создания музея
Тема 2. Музейные экспонаты 2
1
1 1
1 1
1
№2 Раздел «История села Успенка»
Тема 1. История возникновения
Тема 2. Жизнь и быт села в дореволюционный период 4
2
2 2
1
1 2
1
1
№3 Раздел «История создания колхозов»
Тема 2.Создание колхозов
Тема 3. Люди труда 4
2
2 2
1
1 2
1
1
№4 Раздел «Курский край в годы Великой Отечественной войны»
Тема 1.Идет война народная…
Тема 2. Курская битва
Тема 3. Куряне-герои войны
Тема 4. Памятники войны
8
2
2
2
2
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
№5 Раздел «Касторенский район годы Великой Отечественной войны»
Тема 1. Военные действия
Тема 2. Оккупационный режим
Тема 3. Касторенцы в боевом строю
Тема 4. Освобождение
Тема 5. Памятники войны
Тема 6. Боевое пионерское знамя 12
2
2
2
2
2
2 4
1
1
1
1 8
1
1
1
1
2
2
№6 Раздел «Село Успенка в годы Великой Отечественной войны»
Тема 1. Односельчане в боевом строю
Тема 2. Быт и жизнь в годы войны
Тема 3. Освобождение
Тема 4. Ветераны войны
Тема 5. Память жива 15
3
3
3
3
3 5
1
1
1
1 10
2
2
2
2
3
№7 Раздел «Наше село сегодня»
Тема 1. Сельское хозяйство
Тема 2. Символика нашего села
Тема 3. Развитие села
Тема 4. Мои односельчане 8
2
2
2
2
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
№8 Раздел «Храм села»
Тема 1. История создания храма
Тема 2. Памятник истории и архитектуры 4
2
2 1
1 3
1
2
№9 Раздел «История школы»
Тема 1. Создание школы
Тема 2. Главные события школы
Тема 3. Символы нашей школы
Тема 4. Выпускники школы
Тема 5. Школа, в которой я учусь
10
2
2
2
2
2
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
№10 Раздел «Память жива»
Тема 1. Юный патриот 3
3
1
1 2
2
Итого часов 70 29 41
Содержание музейно-педагогической программы
«Школьный музей»
(70 часов)
Раздел №1.Наш музей (2 часа)
Тема 1. Создание музея (1 час)
Музей. Прошлое и настоящее. Экспонат. Экспозиция. Экскурсовод. Музейная реликвия. Правила поведения в музее.
Экскурсия «Первое знакомство с музеем»
Тема 2. Музейные экспонаты (1 час)
Экспонат, как носитель информации. Сохранность экспоната. Реликвия. Патриотизм.
Интервью у ближайших родственников «Семейная реликвия»
Раздел №2 История села Успенка (4 часа)
Тема №1. История возникновения села. (2 часа)
Первые поселенцы на Успенских землях. Карта села Успенка.
Экскурсия «Истоки»
Тема №2. Жизнь и быт села (2 часа)
Жизнь и быт села в дореволюционной России
Викторина «Старые названия и новые»
Раздел №3 История создания колхозов (4 часа)
Тема1. Создание колхозов (2часа)
Село Успенка в годы Гражданской войны. Первые председатель советов. Первые председатели колхозов. Первые колхозы – «Красный пахарь», «Красная звезда», «Верный путь», «Коминтерн», «Ударник»
Тема 2. Люди труда (2 часа)
Трудности первых пятилеток. Трудовые подвиги односельчан.
Экспедиция по сбору экспонатов для школьного музея «Далекое прошлое»
Раздел №4 Курский край в годы
Великой Отечественной войны (8часов)
Тема 1. Идет война народная… (2часа)
Начало войны. Первые неудачи.
Беседа со сторожилами села «Воспоминания о начале войны»
Тема 2. Курская битва (2 часа)
Коренной перелом. Северный фас Курской дуги. Южный фас Курской дуги.
Встреча с участниками походом по Курской дуге
Тема 3. Куряне – герои войны(2 часа)
Партизанское движение. Подпольные группы. Куряне – герои войны.
Литературно-музыкальная композиция «А куряне то мои…»
Спец.курс в 10 классе «Курская область в годы войны»
Создание авторской программы «Курская область в годы войны»
Тема 4. Памятники войны (2часа)
Памятники г.Курска и Курской области.
Краеведческая викторина «Помнить, знать, хранить!»
Раздел №5 Касторенский район в годы Великой
Отечественной войны (12часов)
Тема 1. Военные действия (2 часа)
Оккупация. Касторное – «второй Сталинград»
Экскурсия в краеведческий музей п. КастороноеТема 2. Оккупационный режим. (2 часа)
Местное население в период оккупационного режима. Концлагерь на территории Касторенского района. Деятельность касторенцев-патриотов в период оккупационного режима.
Поход к месту нахождения концлагеря
Тема 3. Касторенцы в боевом строю (2 часа)
Доблесть ратная и трудовая. Герои войны-касторенцы.
Поход по местам боев п. КасторноеТема 4.Освобождение (2 часа)
Освобождение п.Касторное и Касторенского района. Последствия войны.
Акция «Слава тебе, солдат!»
Тема 5. Памятники войны (2 часа)
Памятников Великой Отечественной войны на территории П.Касторное и Касторенского района
Экспедиция «По памятным местам Касторенского района»
Тема 6. Боевое пионерское знамя (2 часа)
1023 ордена Кутузова стрелковый полк. Походы школьников по мути Боевого пионерского знамени.
Экскурсия в музей Касторенской средней общеобразовательной школа №1
Раздел №6 Село Успенка в годы Великой
Отечественной войны (15 часов)
Тема 1. Односельчане в боевом строю(3часа)
Воспоминания участников войны. Воспоминания жен и вдов погибших.
Операция «Боевая награда»
Литературно-музыкальная композиция «Родина. Честь. Слава»
Тема 2. Быт и жизнь в годы войны (3часа)
Беседы со сторожилами села. Трудовой десант «Доброе утро, Успенка»
Тема 3. Освобождение села
Экспедиция по сбору материала об освобождении села Успенка
Тема 4. Ветераны войны (3 часа)
Рассказ о ветеранах войны. Встречи с ветеранами войны.
Операция «Ветеран»
Тема 5. Память жива (3 часа)
Педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание школьников»
Уроки мужества «Помнить, знать, хранить!»
Раздел №7 Наше село сегодня (8 часов)
Тема 1. Сельское хозяйство (2 часа)
Состояние и развитие сельского хозяйства села.
Встреча с Главой сельского совета и руководителем хозяйства
Тема 2. Символы села
Герб села.
Проект «Символы государства»
Тема 3. Развитие села (2 часа)
Проект «Моя страна – моя Россия»
Тема 4. Мои односельчане (2 часа)
Ветераны труда. Патриоты нашей Родины.
Конкурс сочинений «Мои земляки»
Раздел №8 Храм села (4 часа)
Тема 1. История создания храма (2 часа)
Православный Курский край. Первый храм села Успенка. Храм Димитрия Солунского и традиции села.
Праздник «Рождество»
Кружок «Основы православной культуры»
Тема 2. Памятник истории и архитектуры (2 часа)
Конкурс фотографий «Храмовая архитектура»
Проект «Сохранение храмовой архитектуры»
Раздел №9 История школы (10 часов)
Тема 1. История создания школы 92 часа)
Первые учителя. Тетради, фотографии бывших выпускников. Учителя – ветераны войны.
Вечер памяти «Учительница первая моя…»
Тема 2. Главные события школы (2 часа)
Начальная Успенская школа. Семилетняя Успенская школа. Восьмилетняя Успенская школа. Средняя общеобразовательная школа. МОУ «Успенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области. МКОУ «Успенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области
Родительское собрание «Содружество школы и семьи в воспитании и формировании Гражданина»
Тема 3. Символы нашей школы (2 часа)
Школа – маленькое государство
Проект «Символы моей Родины»
Создание авторской программы «Символика государства Российского»
Элективный курс «Символика государства Российского»
Тема 4. Выпускники школы (2 часа)
Рассказ о выпускниках школы.
Вечер встречи с выпускниками
Тема 5. Школа сегодня (2 часа)
Главные цели и задачи, стоящие перед школой. Проблемы школы. Программа развития школы. Переход на ФГОС.
Публичный доклад руководителя школы
Раздел №10 Память жива (3 часа)
Тема 1. Юный патриот (3 часа). Обзорная экскурсия по музею «Память жива»
Краеведческая конференция «Моё Отечество»
Методическое обеспечение музейно-педагогической программы
Название раздела, темы
Форма работы Методы обучения Дидактический материал Формы подведения итогов
Раздел №1.
«Наш музей» Обзорная экскурсия.
Беседа, практическая работа
Самостоятельная работа.
Беседа. Мини—исследование.
Словесные
Демонстрационные
Практические
Частично – поисковые.
Объяснительно – иллюстративные
Экспозиции музея.
Опрос.
Защита мини-проектов.
Раздел №2. «История села Успенка»
Беседа.
Анализ документов.
Викторина.
Сообщение.
Исследование
Словесные.
Демонстрационные.
Практические.
Частично – поисковые .
Объяснительно – иллюстративные
Экспозиция музея.
Опрос.
Экскурсия лекторской группы по школьному музею.
Раздел №3
«История создания колхозов»
Беседа.
Практикум.
Экскурсия.
Самостоятельная работа. Историческое исследование.
группа.
Словесные.
Наглядные.
Практические.
Частично – поисковые.
Объяснительно – иллюстративные
Экспозиция музея.
Фотографии старых построек.
Опрос.
Викторина,
Экскурсия лекторской группы по школьному музею.
Раздел №4.
«Курский край в годы Великой Отечественной войны» Рассказ. Работа с картой. Историческое исследование
Экскурсия.
Поход.
Встречи
Литературно-музыкальные композиции.
Спец. Курс.
Викторины.
Словесные.
Наглядные.
Практические.
Частично – поисковые.
Экспозиции музея,
Интернет – ресурсы
Мультимедийные средства обучения.
Фотографии.
Экспозиционный материал
Интернет – ресурсы по военной истории в Курском крае. Опрос.
Экскурсия лекторской группы.
Раздел №5. «Касторенский район в годы войны» Беседа.
Историческое исследование.
Рассказ.
Самостоятельная работа.
Встречи.
Походы.
Акции.
Экспедиции.
Экскурсии.
Словесные.
Наглядные.
Практические.
Частично – поисковые.
Объснительно – иллюстративные
Экспозиции музея.
Фотографии.
Экспозиционный материал.
Интернет – ресурсы по военной истории. Опрос.
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
Экскурсия по музею.
Поход.
Раздел №6.
«Село Успенка в годы Великой Отечественной войны»
Беседа.
Экскурсии к
памятникам.
Трудовой десант.
Исследование.
Педагогический совет.
Уроки мужества.
Словесные.
Наглядные.
Практические.
Частично – поисковые.
Объснительно – иллюстративные Экспозиции музея.
Фотографии. Рассмотрение памятников.
Возложение цветов у памятника
Воспоминания очевидцев Экскурсии к памятникам военной истории.
Защита мультимедийных презентаций.
Раздел №7
«Наше село сегодня» Беседа. Самостоятельная работа.
Встречи.
Экскурсия.
Проект.
Конкурс сочинений.
Словесные.
Наглядные.
Практические.
Частично – поисковые.
Объяснительно – иллюстративные
Воспоминания очевидцев. войны.
Описания.
Встречи с руководителями.
Раздел №8
«Храм села»
Беседа.
Практическое занятие.
Самостоятельная работа.
Беседа. Мини—исследование.
Работа кружка
Конкурс фотографий
Проект
Презентация Словесные.
Наглядные
Практические
Частично – поисковые
Объяснительно – иллюстративные
Информационно – коммуникационные
Фотографии, семейные реликвии.
Воспоминания.
Архивные данные. Интернет – ресурсы.
Начало реставрации храма.
Раздел №9
История школы Беседа.
Практическое занятие.
Самостоятельная работа.
Мини—исследование.
Вечер памяти.
Родительское собрание.
Элективный курс.
Проект.
Публичный доклад. Наглядные.
Практические.
Частично – поисковые.
Объяснительно – иллюстративные
Информационно – коммуникационные
Фотографии
Воспоминания
Описания.
Экспозиция музея.
Вечер встречи с выпускниками
Программа развития школы.
Раздел № 10
«Память жива» Беседа.
Практическое занятие.
Самостоятельная работа.
Конференция.
Наглядные.
Практические.
Частично – поисковые.
Объяснительно – иллюстративные.
Экспонаты музея.
Экспозиции. Краеведческая конференция
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Концепция модернизации российского образования до 2020года
2.Новый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.Источник:http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=3703. Федеральный Закон от 26 мая 1996г. №54-ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ».
4. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) // Письмо Минобразования РФ от 12.03.03 №28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений».
5. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений // Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социаль­ной защиты детей МинОбрНауки РФ от 12.01.2007г. №06-11
6.Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
7. Годунов Б.Н., .Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
8. Мы создаем музей: Методический сборник в помощь начинающему руководителю школьного музея. / Сост.: Данилевская Т.Г., ст. методист ОГОУДОД "ОЦДОГПВ". - Воронеж: Хронограф, 2010 г.
9. Константинов Ю.С. , Куликов В.М. Педагогика школьного туризма.-М.: ИДЮТи, 2002 г.
10. Персии А.И. Краеведение и школьные музеи. М, 2006.
11.Патриотическое воспитание в школе. - М.: Арис-Пресс, 2002.
12. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. - 2001. - №4.
13. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания. М, 2005
14. Решетников Н.И. Экспозиция школьного музея. - М., 1986
15. Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу-краеведу._М.1994 г.
16. Туманов В.Е. Школьный музей. - М., 2002
17. Традиции военно-патриотического воспитания // Завуч. - 2000. - №7.
18. Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы: сборник статей. - М.: ЦДЮТ и КМО РФ, 2004.
19. Шляхтина Л.М., Фокин СВ. Основы музейного дела. -
СПб., 2000
20. Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев // Воспитание школьников. - 2001. - № 3.
21.  http://elibrary.udsu.ru
22. nsportal.ru›Школа›
23. ddut.tumos.gov.spb.ru24. ethnography.omskreg.ruЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Арцыбашева Т.Н. Православный Курский край, Курск, 2004 г.
Бочаров А.Н., Манжосов А.Н., Травина А.С., Хотенков В.Я., Филатов К.Т. Доблесть ратная и трудовая, Курск, 1990 г.
Давыдков В. Анализ Курской битвы (историко-документальная эпопея), Курск, 2005 г.
Златоверховников Н.И. Памятники и другие достопримечательности Курской губернии, Курск, 1902 г.
История и современность Курского края, Курск, 2000 г.
Мошенский А.И. По памятным местам на Курской дуге, Курск, 1973 г.
Морохин В.Н. Методика собирания фольклора. М.: Высшая школа, 1990.
Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся.-М: ФЦДЮТиК, 2002 г.
Ротмистров П.А. Танковое сражение под Прохоровкой, М., 1960 г.
Юный краевед. Научно-популярный журнал для детей и юношества -ООО «Школьная библиотека, 2006 г.»
smolpedagog.ru
sch5-aykhal.ru
sch1133.mskzapad.ru›О нас›