Рекомендации по предупреждению неуспеваемости обучающихся

Деятельность по предупреждению неуспеваемости обучащихся

Основные принципы неуспеваемости учащихся

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.
3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Причины неуспеваемости

Внутренние по отношению к школьнику

Недостатки биологического развития:
а) дефекты органов чувств;
б) соматическая ослабленность;
в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;
г) психологические отклонения.

Недостатки психического развития личности:
а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;
б) слабое развитие воли;
в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

Недостатки воспитанности личности:
а) недостатки в развитии моральных качеств личности;
б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;
в) недостатки трудной воспитанности.

Внешние по отношению к школьнику

Недостатки образования личности:
а) пробелы в знаниях и специальных умениях;
б) пробелы в навыках учебного труда.

Недостатки опыта влияния школы:
а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;
б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).

Недостатки влияния внешкольной среды:
а) недостатки влияний семьи;
б) недостатки влияний сверстников;
в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
5. Различные формы взаимопомощи.
6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к обучащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников

1.Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у обучащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;
б) включение в тематику педагогических советов, заседаний методических советов, объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся;
2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, устранение и профилактика.
3. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения обучащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.
4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства и воспитания, установленные межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.
5. Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.
6. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.
7. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений и прочих проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.
8. Постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществлять специальный контроль над работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы.
9. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Формируемые отношения

1-ый этап

2-ой этап

3-й этап

4-й этап


Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости
Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал



Отношение к процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель-
-ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса
Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса
Ученик действует самостоятельно


Отношение к себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий
Поощрение успеха к работе, требующих некоторых усилий
Поощрение успеха в работе, требующий значительных усилий


Отношение к учителю(коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет
Доброжелательность,
внимание, личное расположение, помощь, сочувствие
Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.




Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении


1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для касса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.

2. При изложении нового материала.

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал.

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.

4. При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.



Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении


В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
Предложения учащимся примерного плана ответа;
Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления;
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.;
Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
Напоминание приема и способа выполнения задания;
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
















15