Методическая разработка открытого урока Путешествие на бумажном планере в Страну знаний


Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
городского округа город Фролово
Методическая разработка открытого урока
«Путешествие на бумажном планере в «Страну знаний»
Разработчик: Шевлякова Марина Павловна,
педагог дополнительного образования
2016г.
Темаоткрытого урока: "Путешествие на бумажном планере
в "Страну Знаний"
Рекомендация: Данный урок можно проводить в кружках по начально-техническому моделированию, на занятиях по ФГОС, а так же в творческих или летних лагерях.
Цель: Научить детей изготавливать бумажный планер нормальной схемы, регулировать его и правильно запускать.
Задачи:
научить детей изготавливать самолет по технологической карте, соединять при помощи клея детали различных материалов (картон и деревянную рейку);
развивать у учащихся пространственное мышление, глазомер, чувство равновесия, творческое воображение;
воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение анализировать.
Материалы и инструменты: ножницы, линейка, кисточка, клей ПВА, бумажные салфетки; деревянная рейка сечением 0,5 см х 0,5 см. и длиной 20см; детали планера (распечатанные на листе А4 ватмана), иллюстрация планера, образец планера нормальной схемы, технологическая карта.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, игрушка «Незнайка».
Ход занятия:
Организационный момент.
-Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем занятие. А чтобы занятие пошло каждому впрок - активно включайся в работу, дружок!
- Давайте проверим готовность к занятию. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах:
Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела,
Будем клеить, мастерить –
Всё должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Линейку, рейку положи,
В порядке вещи содержи.
- Все готовы?  Молодцы!
Сообщение темы и задач урока.
Слайд «Путешествие на бумажном планере в «Страну Знаний».
"Путешествие на бумажном планере
9082117079 в "Страну Знаний"
- Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Он принёс в подарок вам загадки:
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром.
Железная птица
В небе кружится,
По сигналу пилота
На землю садится.   (Самолёт.)
-Правильно, ребята, самолет! Сегодня мы поговорим о самолетах.
- Ребята, расскажите Незнайке, а что это такое – самолет? (Ответы детей).
 – Правильно, самолет – это воздушное судно. А если быть точнее, то это - воздушное судно, предназначенное для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного относительно других частей аппарата крыла, создающего подъёмную силу.
- Давайте запишем на доске все новые для вас слова и узнаем, что они означают:
1) воздушное судно-это летательный аппарат;
2) тяга-сила движения самолета;
3) подъемная сила-сила потока воздуха под крылом.
- С этими словами вы еще будите встречаться на дальнейших занятиях. А пока Незнайка хочет загадать вам ребусы. Если вы их разгадаете, то узнаете, как называются элементы конструкции самолета. (Дети разгадывают ребусы).
Слайд «Ребусы».
52012852686054987925268605222059526860547694852686052002155268605
30834039153019570-34721.
Крыло
2382520353060
2145030-3175256540-31752.
Киль
49834541819071859915169545161544016954513852321819073.
3890925930892565401638302580831306846 Е=И Н
Стабилизатор
3772172350264
415688434457417932403378204. У=Ю
Ф
Фюзеляж
- Итак, повторим хором! (Педагог показывает детали самолета). Это: крыло, киль, стабилизатор, фюзеляж. Молодцы, ребята!
-А может ли самолет летать без двигателя? (Ответы детей).
- Может! Даже загадка есть:
С виду это самолет.
Крылья есть и есть пилот.
Хорошо летать умеет,
Но мотора не имеет.
- Этот летательный аппарат называется – Планер.
- На сегодняшнем занятии, вы ребята, научитесь самостоятельно изготавливать планер по технологической карте, соединять при помощи клея детали различных материалов, научитесь регулировать планер и правильно его запускать. Вы изготовите комнатную модель бумажного планера и запустите его в «Страну знаний».
Новый материал.
Слайд «Изображение планера».
451485193675
4__
3__
1__
2__
5__
- Планер - это один из видов летательных аппаратов, тяжелее воздуха. Если на самолете есть двигатели и воздушные винты, то у планера, так как он безмоторный, подъемная сила создается крылом во время полета.
- Части модели планера имеют такие же названия, как у настоящего самолета. Давайте посмотрим сами и покажем Незнайке. (Педагог показывает части планера).
- На экране мы видим такие части конструкции планера, как:
1) Фюзеляж – это основная часть модели;
2) Крыло – часть, которая поддерживает модель в полете;
3) Стабилизатор – это горизонтальная поверхность в хвостовой части планера, служит рулем высоты (вверх, вниз);
4) Киль – это вертикальная плоскость в хвостовой части планера, служит рулем поворота (влево, вправо);
5) Груз – необходим для центровки планера.
Физкультминутка.
- Лётчики должны быть быстрыми. Сейчас мы покажем Незнайке, какие мы ловкие и быстрые. (Звучит детская песня «Самолеты»).
Руки ставим все вразлёт:Получился самолёт.Мах крылом туда – сюда,Делай раз, делай два.Руки в стороны держите,Друг на друга посмотрите.Раз, два, раз, два.Опустите руки вниз И на место все садитесь.
- Очень хорошо! Вот какие ловкие у нас ребята!
Практическая работа.
- Прежде чем приступить к работе, мы должны повторить правила техники безопасности.
Слайд «Техника безопасности при работе с ножницами и клеем».
28082892340
- Ребята, вместе с Незнайкой сегодня вы построите простейшую комнатную модель бумажного планера нормальной схемы. Давайте обратимся к чертежу, который есть у каждого из вас.
Слайд «Чертеж деталей бумажного планера нормальной схемы».
14302279102 к
л
еКиль
йСтабилизатор
Грузк л е й Крыло
.
с г и бс г и б
к л е й к л е й- На чертеже мы видим крыло, стабилизатор, киль, груз. Так же у вас есть деревянная рейка – это фюзеляж самолета.
Слайд «Технологическая карта»
- Технологическая карта поможет вам изготовить планер самостоятельно. Дети, обратите внимание, в технологической карте написан порядок действий по изготовлению планера и необходимые инструменты и материалы для работы.
Технологическая карта изготовления комнатной модели бумажного планера нормальной схемы.
№ Порядок действий Используемые инструменты и материалы
1 Вырезать детали планера Ножницы, чертеж деталей планера на ватмане
2 Отогнуть крылья по линии сгиба Линейка, деталь крыльев планера
3 Протянуть деталь груза между линейкой и столом, скрутить в рулон Линейка, деталь груза
4 Приклеить части крыльев в указанных местах Клей ПВА, кисточка, деталь крыльев, бумажные салфетки
5 Приклеить груз, свернутый в тугой рулон в начале рейки Клей ПВА, кисточка, деревянная рейка, деталь груза, бумажные салфетки
6 Приклеить крылья на расстоянии 7 см. от начала рейки Линейка, клей ПВА, кисточка, деревянная рейка, деталь крыльев, бумажные салфетки
7 Приклеить киль на конце рейки в указанном месте Клей ПВА, кисточка, деревянная рейка, деталь киля, бумажные салфетки
8 Приклеить стабилизатор снизу на конце рейки Клей ПВА, кисточка, деревянная рейка, деталь стабилизатора, бумажные салфетки
9 Просушить модель - Теперь, ребята, вы приступайте к работе, а Незнайка посмотрит, как у вас это получается. (Дети приступают к изготовлению планера под тихую музыку. Педагог помогает отстающим детям).
- Ваши планеры собраны! Ребята, вы научились собирать планер, а Незнайка увидел, как это можно сделать. Теперь, для того, чтобы планеры хорошо летали, их необходимо отцентрировать. Для этого поставьте планер на палец, в том месте, где на крыле стоит точка, при помощи груза уравновесьте модель планера (как весы). Модель готова!
Регулировка и запуск модели планера.
- А теперь самый ответственный момент. Будим учить наши планеры летать! (Педагог сопровождает рассказ показом регулировки на модели планера).
1. Рули высоты подогните вверх.
2. Запуск производите легкими толчками под небольшим углом вниз.
3. Полет с резким снижением называется пикированием. Для устранения пикирования на модели увеличьте угол отклонения руля высоты вверх.
4. Взмывание модели вверх с последующим падением на нос называется кабрированием. Для устранения кабрирования на модели увеличьте балансировочный груз.
5. При отклонении модели в сторону регулировку производить устранением перекоса крыла и отклонением киля в противоположном направлении.
- Обращаю ваше внимание на закон, который вы должны усвоить:
Запрещается запускать модель в сторону наблюдателей!
Закрепление материала.
- Ребята, у вас получились замечательные планеры, которые вы научили летать. Но мы с вами не выполнили ещё одной главной задачи нашего занятия. Мы должны запустить наши планеры в "Страну Знаний". Предлагаю вам выстроиться в «линеечку». (Все дети выстраиваются в «линейку»).
- Я буду поочередно задавать вопросы, а вы покажите свои знания, и будите поочередно отвечать на них. Тот, кто первым ответит на вопрос правильно, запускает свой самолёт в "Страну Знаний". Затем я буду задавать следующий вопрос, а вы снова отвечать, и т.д.
Вопросы:
1. Вместе с Незнайкой назовите и покажите на ваших моделях основные части планера. (Ответы детей: крыло, фюзеляж, стабилизатор, киль). Молодцы! Запускаем самолёт в "Страну Знаний"!
2. Напомните Незнайке, чем отличается планер от самолета? (Ответы детей). Правильно, планер – безмоторный летательный аппарат.
3.Что такое «крыло»? (Ответы детей). Крыло – это часть самолета, которая поддерживает модель в полете.
4.Что такое «самолет»? (Ответы детей). Самолет-это воздушное судно.
5. Что такое «тяга»? (Ответы детей). Тяга-это сила движения самолета.
6. Как называется сила потока воздуха под крылом? (Ответы детей). Верно! Подъемная сила.
7.Подскажите Незнайке, что служит рулем высоты планера? (Ответы детей). Молодцы! Это стабилизатор.
8.Что такое «фюзеляж»? (Ответы детей). Это основная часть модели планера.
9. Что служит рулем поворота планера? (Ответы детей). Киль!
10.Ребята, напомните Незнайке, при помощи чего можно уравновесить модель планера? (Ответы детей). При помощи груза.
11. Как можно устранить пикирование планера? (Ответы детей). Нужно увеличить угол отклонения руля высоты вверх.
12.Подскажите Незнайке, что нужно сделать, чтобы приклеить бумагу к деревянной рейке? (Ответы детей). Верно! Нужно аккуратно нанести кисточкой небольшое количество клея на рейку в месте соединения деталей и крепко прижать к ней бумажную деталь, зафиксировать на некоторое время, затем просушить.
- Молодцы, ребята! Вы показали свои знания, правильно ответили на вопросы и показали Незнайке как красиво летят ваши планеры в «Страну знаний».
Подведение итогов.
- Итак, ребята, подведем итоги сегодняшнего занятия. Сегодня вы:
1) познакомились с названиями основных частей планера;
2) научились самостоятельно изготавливать комнатную модель бумажного планера нормальной схемы по технологической карте;
3) научились регулировать планер и правильно запускать его. Вы все вместе побывали в «Стране знаний»!
- А Незнайка, побывав на сегодняшнем нашем занятии, смог узнать много нового! Чтобы Незнайка смог стать таким же умным, ловким, самостоятельным и творческим, как вы, пусть он чаще приходит к нам гости, правда, ребята? Давайте дружно, все вместе пригласим его. (Дети хором произносят вместе с педагогом). При-гла-ша-ем!
Слайд «Незнайка со словами благодарности».