Рабочая программа по элективному курсу Основы русской словесности. От слова к словесности Р.Альбетковой 6 класс ФГОС


Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» составлена на основе
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644)
3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования по литературе и Примерной основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку
4.Программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности От слова к словесности»
4.Учебного плана МОБУ «СОШ № 4»г.Оренбурга
Цели и задачи обучения предмету
Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у обучающихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.
К задачам элективного курса относятся:
Учить ребят читать и понимать любой текст (в том числе художественный).
Учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи.
Учить ребят создавать собственный текст.
Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе.
Познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности.
Раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. И вместе с тем имеет собственные задачи. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – прежде всего как явление искусства слова.
Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова — и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.
Программа «Русская словесность» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы..Место учебного предмета «Русская словесность. От слова к словесности» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение элективного курса «Русская словесность. От слова к словесности» в 6 классе отводится 35 часов
Количество учебных недель 35.
Рабочая программа предусматривает изучение элективного курса «Русская словесность. От слова к словесности» в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.
Программой предусмотрено проведение:
1) контрольных работ: 2
Результаты обучения.
Личностные Формирование основ художественной культуры Формировать потребность в общении с художественными произведениями Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира Формирование основ художественной культуры
МетапредметныеР. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. критически оценивать содержание и форму текста. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения
Предметные владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Употребление языковых средств
Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.
Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.
/// Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и с поставленной целью.
Средства художественной изобразительности
Понятие о средствах художественной изобразительности.
Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.
/// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.
Юмор в произведениях словесности
Юмор в жизни и в произведениях словесности.
Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.
Значение употребления средств создания юмора в произведении.
/// Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.
Произведения устной народной словесности
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.
Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии.
Предание о реальных событиях.
/// Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.
Эпическое произведение, его особенности
Что такое эпическое произведение.
Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.
Герой произведения и автор произведения.
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом Произведении.
/// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.
Лирическое произведение, его особенности
Что такое лирическое произведение.
Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
Двусложные и трехсложные размеры стиха.
Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Стиховая пауза.
/// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.
Драматическое произведение, его особенности
Что такое драматическое произведение.
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.
Сюжет драматического произведения.
Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.
Требования к уровню подготовки обучающихсяК концу второго года обучения обучающиеся должны:
различать слова по их стилистической окраске;
уметь находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значение;
уметь работать со словарями синонимов, антонимов, омонимов;
понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;
уметь сочинять рассказ по собственным впечатлениям, используя в нём элементы различных типов речи, диалога и монолога;
уметь отличать произведения различных жанров друг от друга
Литература и средства обучения
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2007
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности». М.: Дрофа, 2000
Жаркова З.Читаем поэзию вместе./ Учитель, 1998, №2
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М: Просвещение, 1970
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997
Носкова В.Б. Формирование жанрового мышления как начало литературного образования школьников./Дискурс, 1996, №1
Суворова Е. Праздник, который всегда с тобой./Литература, 1994, № 14
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 5-9 класса. М.: Дрофа, 2009
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 5-9 класса. М.: Дрофа, 2009
Арсирий А.Т. В страну знаний – с дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2007
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М.: Дрофа, 2007
Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. М.: Дрофа, 2007
Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 2007
Шанский Н.М. Занимательный русский язык. М.: Просвещение, 1996
Раздел Количество часов
Употребление языковых средств 8
Средства художественной изобразительности 8
Юмор в произведении словесности 4
Произведения устной народной словесности 3
Эпическое произведение, его особенности 4
Лирическое произведение, его особенности 4
Драматическое произведение, его особенности 4
Календарно-тематическое планирование
Тема Содержание программы дата Планируемые результаты Примечание
Предметные МетапредметныеЛичностные Употребление языковых средств 8 ч
1 Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление средств в зависимости от условий и цели высказывания. Языковые особенности художественного текста. владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. критически оценивать содержание и форму текста.
К.высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
Формирование основ художественной культуры 2 Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика. Языковые особенности художественного текста. анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. критически оценивать содержание и форму текста
К. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; Формирование основ художественной культуры 3 Входная контрольная работа Слово как единица языка. проводить лексический анализ слова;
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П.излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
К. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; Формирование основ художественной культуры 4 Диалектизмы.
Профессионализмы. Слово как единица языка. Слово как единица языка. проводить лексический анализ слова;
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
К. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; Формирование основ художественной культуры 5 Заимствованные слова. Неологизмы. Слово как единица языка. Слово как единица языка. проводить лексический анализ слова;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
К. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; Формирование основ художественной культуры 6 Стилистические возможности имени существительного. Анализ текста
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Слово как единица языка. проводить лексический анализ слова;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
К. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; Формирование основ художественной культуры 7 Стилистические возможности имени прилагательного. Анализ текста
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. критически оценивать содержание и форму текста
К. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; Формирование основ художественной культуры 8 Стилистические возможности глагола. Анализ текста
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. критически оценивать содержание и форму текста
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формирование основ художественной культуры Средства художественной изобразительности 8 ч 9 Понятие о средствах художественной изобразительности. Сравнение, аллегория, эпитет. Анализ текста Основные особенности языка художественной литературы Опознавать различные выразительные средства языка;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. критически оценивать содержание и форму текста
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формирование основ художественной культуры 10 Метафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении Анализ текста Основные особенности языка художественной литературы Опознавать различные выразительные средства языка;
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
К. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; Формировать потребность в общении с художественными произведениями 11 Олицетворение. Метонимия. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении Анализ текста Основные особенности языка художественной литературы Опознавать различные выразительные средства языка;
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формировать потребность в общении с художественными произведениями 12 Синекдоха. Гипербола. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении Анализ текста Основные особенности языка художественной литературы Опознавать различные выразительные средства языка;
Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
К. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; Формировать потребность в общении с художественными произведениями 13 Порядок слов в предложении. Инверсия, повтор. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении Анализ текста Основные особенности языка художественной литературы Опознавать различные выразительные средства языка;
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
К. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; Формировать потребность в общении с художественными произведениями 14 Риторический вопрос и риторическое восклицание. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении Анализ текста Основные особенности языка художественной литературы Опознавать различные выразительные средства языка;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
К. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; Формировать потребность в общении с художественными произведениями 15 Антитеза. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении Анализ текста Основные особенности языка художественной литературы Опознавать различные выразительные средства языка;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
К. строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения Формировать потребность в общении с художественными произведениями 16 Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности. Анализ текста Основные особенности языка художественной литературы Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении Опознавать различные выразительные средства языка;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формирование основ художественной культуры Юмор в произведении словесности 4 ч 17 Юмор в жизни и в произведениях словесности. Анализ текста Специфика художественного текста Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. критически оценивать содержание и форму текста
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формирование основ художественной культуры 18 Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов Анализ текста осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формирование основ художественной культуры 19 Соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др. Основные особенности языка художественной литературы анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формировать потребность в общении с художественными произведениями 20 Значение употребления средств создания юмора в произведении. Анализ текста осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формировать потребность в общении с художественными произведениями Произведения устной народной словесности 3 ч 21 Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Отражение в языке культуры и истории народа
Устное народное творчество. Жанры фольклора.
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира Формирование основ художественной культуры 22 Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих. Специфика художественного текста Отражение в языке культуры и истории народа
Устное народное творчество. Жанры фольклора. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира 23 Легенда как создание народной фантазии. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Отражение в языке культуры и истории народа
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира Эпическое произведение, его особенности 4 ч 24 Что такое эпическое произведение. Литературные роды (эпос, лирика, драма) владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. критически оценивать содержание и форму текста
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формировать потребность в общении с художественными произведениями 25 Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера в сюжете произведения. Специфика художественного текста Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический геройвладеть навыками различных видов чтения осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формирование основ художественной культуры 26 Герой произведения и автор произведения. Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический геройвладеть навыками различных видов чтения осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формировать потребность в общении с художественными произведениями 27 Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении. Специфика художественного текста Основные особенности языка художественной литературы владеть навыками различных видов чтения осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. критически оценивать содержание и форму текста
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формирование основ художественной культуры Лирическое произведение, его особенности 4 ч 28 Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Специфика художественного текста Литературные роды (эпос, лирика, драма) владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формирование основ художественной культуры 29 Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. критически оценивать содержание и форму текста
К. строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, Формировать потребность в общении с художественными произведениями 30 Рифма: её смысловое, эстетическое, ритмообразующее, композиционное значения. Мужские, женские и дактилические рифмы. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. критически оценивать содержание и форму текста
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формировать потребность в общении с художественными произведениями 31 Роль аллитерации в стихотворном тексте. Стиховая пауза. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития Р.оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. критически оценивать содержание и форму текста
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формировать потребность в общении с художественными произведениями Драматическое произведение, его особенности 4 ч 32 Что такое драматическое произведение. Литературные роды (эпос, лирика, драма) владеть навыками различных видов чтения осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
П. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формирование основ художественной культуры 33 Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка Основные особенности языка художественной литературы владеть навыками различных видов чтения анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формировать потребность в общении с художественными произведениями 34 Сюжет драматического произведения. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
владеть навыками различных видов чтения анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
П. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Формирование основ художественной культуры Формировать потребность в общении с художественными произведениями 35 Итоговая контрольная работа Оценочные материалы
Итоговая контрольная работа
1.Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово
А. Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.
Б. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.
В. Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге.
2.Укажите предложение, в котором есть профессионализм.
А. Шкатулку принесли в комнату и вытерли с нее пыль.
Б. В сарае то стучал молоток, то визжала пила.
В. Эспланада – это широкая улица с аллеями.
3Укажите верное утверждение
А Диалектизмы – это слова, одинаковые по звучанию.
Б. Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.
В. Диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.
4.Укажите предложение, в котором есть историзм
А. Русские толковые словари имеют многовековую историю.
Б. На юноше был надет праздничный кафтан.
В. Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
5.Укажите предложение, в котором есть архаизм
А. Леса стоят в жемчужном инее.
Б. Шуми, шуми, послушное ветрило.
В. Принцесса отвернулась и заплакала.
6.Укажите предложение, в котором есть неологизм.
А. По радио передали штормовое предупреждение.
Б. Школа оснащена компьютерами последнего поколения.
В. Лодка всплыла у самого берега.
7.Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.
А. Фотограф приготовил фиксаж.
Б. Солдаты атаковали форт.
В. Маляр размешал палитру в ведре.
8.Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово
А. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.
Б. Вяленую обувь в Сибири называют пимами.
В. Употребление синонимов делает нашу речь более выразительной.
9.Укажите предложение, в котором есть неологизм
А. Вдоль берега плавали парусники.
Б. Этот доклад я прочитал в Интернете.
В. В доме зажглись огни.
10.Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.
А. На мшарах растет много клюквы.
Б. Стрелы лежали в колчане.
В. Хирург сделал надрез скальпом.
11.Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями:
1) сравнение 2) эпитет 3) метонимия 4) метафора
12.Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия:
1) метафора 2) литота 3) олицетворение 4) эвфемизм
13. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
1) сравнение  2) синекдоха 3) метонимия 4) метафора
14.Художественное, образное определение- это ...
1) эпитет 2) метафора 3) анафора 4) олицетворение
15.. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение:
1) литота 2) нисходящая градация 3) метафора 4) гипербола
16. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.
1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления столетия.
2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана платок, встряхнул им, и из платка вдруг  выпала большая белая роза.
3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
4)   Сквозь дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
17.   Укажите предложение, в котором содержится эпитет.
1) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того были неблестящими, стала проигрывать.
2) Мы ходили по городу и фотографировали все подряд при разном освещении.
3) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.
4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.
18. В каком предложении средством выразительности речи является метафора?
1)  Горе людское собралось сюда и слушает мою песню.
2)  Очень мне жаль, что ни с улыбкой, ни без улыбки не провожала меня мать.
3)  Вот так штука!
4)  Рюрик, по-моему, человек неистребимый.
19.Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.
1) Студент ушёл огорчённый.
2) Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.
3) Недавно в Петербурге восторженный студент спросил его, в чем тайна его музыкального гения.
4) Я сажусь за рояль, как сапожник садится тачать сапоги.
20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.
2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?
3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.
4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.