Презентация по русскому языку Речеведение


АНАЛИЗ ТЕКСТА (1)В юности мы бываем жестоки к непохожести.(2) Мы её не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяем, скажем, настоящего мужчину. (4) Но ведь есть и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5)Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6)А «косая сажень» , открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд. (7) В жизни как раз не всё совпадает. (8)И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9)И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая , в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак. Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка. Не место красит человека, а человек место. Мал золотник, да дорог. Не всё то золото, что блестит. Муравей невелик, а горы сворачивает. Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка. Не место красит человека, а человек место. Мал золотник, да дорог. Не всё то золото, что блестит. Муравей невелик, а горы сворачивает. 2. К какому стилю относится текст? к публицистическомук научномук разговорномук официально-деловому 2. К какому стилю относится текст? к публицистическомук научномук разговорномук официально-деловому 3. Каков тап речи текста? Описание с элементами рассужденияРассуждение Повествование с элементами описания Описание 3. Каков тап речи текста? Описание с элементами рассужденияРассуждение Повествование с элементами описания Описание 4. Какое из средств связи предложений не используется в первых двух абзацах данного текста? Союз Синонимы Личные местоимения и лексический повтор Союз и частица 4. Какое из средств связи предложений не используется в первых двух абзацах данного текста? Союз Синонимы Личные местоимения и лексический повтор Союз и частица 5. В каком ряде перечислены все средства выразительности, которые используются в последнем абзаце текста? Вводные слова, ряды однородных членов, антитеза. Метафора, антонимы, синонимы Эпитеты, фразеологизмы, антонимыРазговорные выражения, эпитеты, гипербола 5. В каком ряде перечислены все средства выразительности, которые используются в последнем абзаце текста? Вводные слова, ряды однородных членов, антитеза. Метафора, антонимы, синонимы Эпитеты, фразеологизмы, антонимыРазговорные выражения, эпитеты, гипербола 6.(7) В жизни как раз не всё совпадает. (8)И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9)И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая , в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак_________________________________________________ Метафора Антитеза Эпитеты 7. Сколько микротем в данном тексте? 1) 12)23)34)4 8. С каким предложением связано 6-е предложение текста? 1.с 5-м2.со всеми предыдущими предложениями 3.с 1-м 4. 3-м Основные признаки текста. Текст (от латинского textys- «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь»)-это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединённых в целое единство темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.Тема- это обозначение предмета речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его произведении ( часто тема отображается в заглавии).Основная мысль (идея) текста предаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.Основными признаками текста являются:1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связанность);во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль. ФИГУРЫ РЕЧИ – это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное взаимодействие текстаАНАФОРА (=единоначатие) –повторени отдельных слов, или оборотов, или однородных синтаксических конструкций в начале предложений или стихотворных строк, стоящих рядом. (Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его последним днём)ЭПИФОРА (= концовка)-повторение слов или выражений в конце смежных предложений (мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник?)ПАРАЛЛЕЛИЗМ –одинаковые синтаксические построения соседних предложений. (Что ищет он в стране далёкой, Что кинул он в стране родной?)АНТИТЕЗА – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия (Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКАТРОПЫ – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти) ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик- с –пальчик)ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе , умная, бредёшь ты , голова?).МЕТАФОРА – переносное значение слова , основанного на уподоблении одного предмета или явления другому (шляпка гриба, шёпот волн, день помрачнел Выразительные средства языка- С помощью эпитетов, метафор автор даёт художественную характеристику образно, ярко описывает его, читатель зримо представляет картину, изображённую в тексте.- Сравнение помогает конкретизировать описание предмета, дать ему более точную характеристику, помочь читателю яснее представить описываемое явление или предмет. -Роль синтаксических средств: с помощью простых предложений в составе сложного , однородных членов, повтора слова. Помогает выделить главное слово или понятие, наиболее значимое для автора; средство создания эмоциональности речи Инверсия Акцентирует внимание читателя на наиболее значимых для автора словах и понятиях Лексический повтор Помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чём он пишет… Синтаксичес-кий паралле-лизм Создают эмоциональный пафос текста, передают взволнованность речи автора, различные его чувства Риторические вопросы и восклица-ния Цель Изобрази-тельные средства С чего начинать работу над частью С1. Тема текста. 2. Проблема(ы), поставленные автором. 3. Высказывания, отражающие позиции автора. 4. Смысл заглавия текста, если заглавие есть, а если его нет, то подумай, какой бы ты предложил заголовок, отражающий основную мысль или его тему. 5. Особенности жанра данной статьи. 6. Роль стиля речи и типа речи в раскрытии основной мысли автора. 7. Своеобразие композиции статьи. 8. Роль синтаксических и лексических языковых средств в создании эмоционального пафоса текста, выражении авторской позиции. Выразить мнение о прочитанном тексте - интересно ли было тебе читать этот текст? - актуален ли этот текст? -что нового открыл для себя в тексте? -интересна ли тема, предложенная автором? -каков твой взгляд на проблемы, поставленные в тексте? Основные правила, которые помогут избежать ошибок в работе.Не начинай своё сочинение словами: - Я заинтересовался…-Мне понравилась статья …-Передо мной статья …-Я внимательно прочитал статью …-Автор хорошо написал статью ...2. Отбери для доказательства своей точи зрения самые убедительные, бесспорные аргументы. 3. Следи за логикой изложения мыслей. 4. При определении изобразительно-выразительных средств и их роли в тексте не ограничивайся общими фразами типа: «В статье много разных языковых средств выразительности», «Средства выразительности играют важную роль в тексте» и т.п. Надо объяснять их роль, привести примеры. 5. Следи за речью. Помни, что фразы типа «композиция построена», «привлекает внимание композиция построения текста» - это речевые ошибки. 6. Не считай свою точку зрения единственно правильной, соблюдай корректность в суждениях, вступай с автором в уважительный диалог. 7. Не забывай, что ты пишешь сочинение –рассуждение о достоинствах текста. ФИНАЛ СОЧИНЕНИЯ- Автор , безусловно, прав, утверждая...Безусловно, нельзя не признать правоту автора…Автор углубляет наши представления о том, что…- Автор заставляет задуматься о …Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывания о том, что…- Вызывает сомнение тезис о том, что…-Нельзя не поспорить с автором о том, что…- Кажется спорной мысль о том, что … ТЕКСТ АВТОР СТИЛЬ ТИП РЕЧИ ЖАНР ТЕКСТА ТЕМА ТЕКСТА ЧАСТИ ТЕКСТА НАЧАЛО И КОНЕЦ ТЕКСТА ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ ТЕКСТА ФОНЕТИКА МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИС ТЕКСТА ИДЕЯ ТЕКСТА ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ТЕКСТА ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Грамматические ошибкиСловообразовательные (нарушена структура слова)Морфологические (нарушена форма слова)Синтаксические (нарушена структура словосочетания или предложения) Более повеселее, самый важнейший вопрос Ошибочное образование формы прилагательного выбора, договора Ошибочное образование формы существительного Благородность, завпечатлеть Ошибочное словообразование Примеры Вид ошибки Речевые ошибки, лексические недочётыНарушение лексических норм, ошибки в использовании языковой единицы – это речевые ошибки Искажение значения слова Повторение одного и того же слова. Употребление однокоренных слов в контексте. Нарушение лексической сочетаемости. Нарушение стилистического единства отбираемых языковых средств. Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. Неразличение оттенков значения , вносимых в слово приставкой или суффиксом. Автор описывает интерьер из одноименного романа «Обломов». Употребление слова в несвойственном ему значении Примеры Вид ошибки Притча это малый повествовательный жанр наз…дательного х…рактера. Содержание ее представлено обычно в ал…егорической форме и является как (бы) ил…юстрацией той или иной нравствен…ой идеи. Пробл…матика притч… (не) исчерпа..ма. Ал..егорический смысл произведения об…зательно тут (же) раз…ясняется так предупрежда…тся возможность (не) верного его ист..лкования. Притча один из древнейших жанров в мировом фол..кл..ре и литературе она пр..шла к нам из Византии и получила большое распростр..нение в (древне) русской литературе. В XVII на Руси по… вились переводные притчи (древне) греческого баснописца Эзопа например притча О жене и курице Некая жена вдовица име курицу, на всяк дни яицо родящую. Помысли себе, яко аще болши курицы ячмени предъ(ла)гати, будет дважды днем родит. И сице сотвори. Курица же, отолстевши и тучна, ниже единого яица днем родити возможе.Толк. Притча являет, яко любостяжания ради болши желающия и настоящая погубляют.Из кн.: Древнерусская притча Спасибо за внимание