Конспект урока по русскому языку по теме «Зачем нужны знаки препинания»

Ход урока
1. Оргмомент: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Посмотрите, пожалуйста, на экран (включается видеоролик «Точка, точка, запятая»).
Какое настроение вызывает у вас этот веселый человечек?
Правильно, приподнятое настроение. Улыбнитесь все. Начинаем урок русского языка.
Записывают в тетради число, классная работа.
2. Определение темы урока:
Уроки бывают разные, и сегодня мы выступим в качестве исследователей. У нас будет урок-исследование. А что мы будем исследовать с вами, узнаем, поработав с небольшим стихотворением.
1. Прочитайте стихотворение.
Очень- очень странный вид: Речка за окном горит,  Чей-то дом хвостом виляет,  Песик из ружья стреляет,  Мальчик чуть не слопал мышку,  Кот в очках читает книжку,  Старый дед влетел в окно,  Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
- Вот что значит запятая!

2. Вам понравилось это стихотворение? Что не так в этом стихотворении?
3. Чем объяснить его смысловую нелепость?
Ответ: Непонятен смысл стихотворения.
4. Как можно это избежать?
Ответ: Нужно по-другому расставить знаки препинания.
5. Запишите стихотворение, расставляя знаки препинания так, чтобы восстановить его первоначальный смысл.
6. Прочитайте стихотворение в соответствии с теми знаками препинания, которые вы поставили.
Очень - очень странный вид: Речка за окном, горит  Чей-то дом, хвостом виляет  Песик, из ружья стреляет  Мальчик, чуть не слопал мышку  Кот, в очках читает книжку  Старый дед, влетел в окно  Воробей, схватил зерно
Да как крикнет, улетая
- Вот что значит запятая!

7. Что случилось со стихотворением? Ответ: Речь стала не стихотворной. Исчезла рифма. Но появился смысл.
8. Что помогло стихотворению получить смысл?
Ответ: Знаки препинания.
9. Зачем Борис Заходер неправильно расставил знаки препинания?
Ответ: Автор Борис Заходер неправильно расставил их, чтобы показать, как они важны. Они влияют на смысл стихотворения.
Значит, как мы назовём тему сегодняшнего нашего урока?
Ответ: Да, правильно. Тема нашего урока «Зачем нужны знаки препинания». Записывают тему урока в тетрадях.
3. Формулировка цели:
Ребята, после того, как вы записали тему урока, давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего нашего урока-исследования.
Ответ:
Цель: Исследовать функции знаков препинания. Выявить роль знаков препинания в предложении. Научиться правильно расставлять знаки препинания в предложениях.
4. Выдвижение гипотезы:
Как в любом исследовании мы с вами должны выдвинуть гипотезу, которую в конце урока мы либо докажем, либо опровергнем.
Я предлагаю в качестве гипотезы следующее предположение: Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.
5. Проверка гипотезы:
Приступим к доказательствам.
Доказательство №1:
Сегодня на уроке мы употребили выражение «Функции знаков препинания». А что обозначает термин «функция». Обратимся к лексическому значению этого слова. У вас на партах лежат листочки, на которых даны все значения этого слова.
Сколько значений имеет этот термин?
Давайте прочитаем их.
Какое из значений наиболее точно объясняет выражение «функции знаков препинания»?
Доказательство №2:
А какие функции знаков препинания вы знаете?




Хорошо, вспомнили.
Доказательство №3:
Рассмотрим эти функции в тексте. Прочитайте текст, соблюдая интонацию.
1.Прекрасную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, в шерсти, в чешуе 2. И удивительные там происходят события! 3. Только там может попасть в рот медовый дождь или грибной снег, только там можно увидеть чудо – зверя, услышать кузнечика.
4. Ребята, думаете, звери не разговаривают? 5. Разговаривают! 6. И звери, и птицы, и рыбы. 7. Лягушки, ящерицы, жуки, пауки 8. Даже травы, кусты и деревья. 9. Разговаривает каждый на своем языке. 10. Понимают их язык только те, кто хорошо их знает, кто среди них не чужой. А свой. 11. Чужие слышат в лесу просто шум, свои – лесные разговоры. 12. «Берегите лес, друзья, охраняйте лесных жителей»,- звучат отовсюду приветливые голоса.
1. Какие знаки препинания вы здесь увидели?
2. Выпишите примеры предложений с разными функциями знаков препинания (3 предл.). Объясняют, почему в предложении стоит тот или иной знак препинания.
Как вы думаете, почему в предложениях поставлены именно эти знаки препинания?
Нужны ли они в тексте?
Ответ: Знаки препинания влияют на интонацию и содержание предложений.
6. Вывод по результатам исследовательской работы.
Мы с вами приводили примеры предложений, тем самым доказывали функции знаков препинания.
 Давайте обратимся к нашей гипотезе: Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.
Доказали или опровергли мы гипотезу?
 Ответы учащихся.
7. Физкультминутка
8. Применение знаний в учебной деятельности
:
Вся исследовательская работа направлена на конечный результат: создание текста сочинения-рассуждения на тему   «Зачем нужны знаки завершения».
В любом деле есть образцы. И сегодня мы с вами создадим текст сочинения-рассуждения тоже по образцу.
Задание:  закончите предложения так, чтобы у вас получился текст. 
Чтение сочинений - рассуждений    учащимися
 9. Рефлексия:
1. Пунктуация изучает знаки препинания и их постановку. Если мы не
будем придерживаться пунктуационных правил, то с нами произойдёт то же самое, что в сказке Аминадава Моисеевича Каневского.
«Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искали фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало – он ко всему стал относиться бесстрастно, равнодушно без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. Никакие события не вызывали у него любопытства, где бы они не происходили: на Земле, в космосе или даже в собственной квартире».

Какой вывод можно сделать из этой сказки?
 Ответ: Знаки препинания очень важны и  без них нельзя обойтись.
2. А сейчас оценим нашу работу на уроке. А в этом нам опять помогут знаки препинания (., ?, !).
Если вам тема понятна, гипотеза вами подтверждена, цели достигнуты, выберите знак препинания точку.
Если у вас на уроке преобладало эмоциональное настроение, то выберите восклицательный знак.
Если у вас есть вопросы, которые вы хотели бы задать себе, окружающим, если у вас знакомство со знаками препинания не закончится на сегодняшнем уроке, то выберите вопросительный знак.
3. Оцените себя.
10. Учитель делает выводы по тому, как оценили дети свою деятельность.
Учитель подводит итого по уроку, выставляет оценки.
11. Домашнее задание:
Дифференцированное задание:

1) Упр. 332 (Спишите стихотворение, расставляя знаки препинания) Упражнение №1 должны выполнить все.

А упражнение №2 и №3 выполняем по выбору. Или упражнение №2, или упражнение №3.


2) Подобрать из художественного текста (не менее 6 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведение А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».


3) Написать письмо другу, в котором вы расскажите как надо вести себя в лесу, если ты заблудился. (В вашем тексте-письме должно быть не менее 6 предложений)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



15