Константин Симонов. Слово о писателе.


Константин Симонов. Слово о писателе.
Константин Симонов родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье военного. Отец его погиб на фронте в 1-ю мировую войну. Вырастивший мальчика отчим Александр Григорьевич Иванишев был преподавателем в военных училищах. Вся жизнь Симонова связана с армией. После войны этой внутренней связи не давали прерываться творческие интересы писателя, сосредоточенного на изображении Великой Отечественной войны.     Интерес и любовь к литературе пробудила у будущего поэта его мать Александра Леонидовна Иванишева. Она много читала, сочиняла стихи. Первые стихи К. Симонов написал в семилетнем возрасте.     Детство и юность Константина прошла в Рязани и Саратове, в семье с почти армейским укладом жизни. Симонов в своей автобиографии писал:     “Наша семья жила в командирских общежитиях. Военный быт окружал меня, соседями были тоже военные, да и сама жизнь училища проходила на моих глазах. За окнами, на плацу, производились утренние и вечерние поверки. Мать участвовала вместе с другими командирскими женами в разных комиссиях содействия; приходившие к родителям гости чаще всего вели разговоры о службе, об армии.     Вечерами отчим сидел и готовил схемы к предстоящим занятиям. Иногда помогал ему. Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Все делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому бы то ни было слово требовалось держать, всякая даже самая маленькая ложь презиралась...”     1934 г. — К.Симонов поступил в Литературный институт им. Горького в Москве.     Со второго курса он стал учиться на дневном отделении, полностью отдавшись литературным занятиям, усердно посещал лекции и семинары, много читал и продолжал писать стихи.     Вспоминая свои студенческие годы, Симонов пишет не только о товарищах по институту, не только о преподавателях, прежде всего о времени.     В 1934 г. была напечатана поэма Симонова “Беломорцы”    Симонов, как и другие молодые поэты предвоенной поры, опирался прежде всего на опыт романтической поэзии о гражданской войне. Именно в этот период формируется основная тема Симонова — тема мужества и героизма, носителями которого являются люди, причастные к бурным событиям своей эпохи. Например, поэма “Победитель”, 1937 г.; “Ледовое побоище”, 1938 г.; “Суворов”, 1939 г.; пьесы “История одной любви”, 1940 г. ; “Парень из нашего города”, 1941 г.     В начале Великой Отечественной войны Симонов направляется на фронт в качестве военного корреспондента газеты “Красная звезда”. В своих военных работах Симонов одним из первых обратился к теме русского человека на войне: 1942 г. — пьеса “Русские люди”, Государственная премия СССР, 1943 г.; 1943—1944 гг. — повесть “Дни и ночи”, Государственная премия СССР, 1946 г.     Лирика военных лет принесла Симонову еще более широкую популярность. Он показывал войну “в настоящем ее выражении, в крови, в страданиях, в смерти”, нарисовав почти пустынную и печальную в своей наготе” многострадальную землю, по которой прошла война, страшные развалины городов, пепелища деревень и сел.     В феврале 1942 г. в газете “Правда” опубликовано стихотворение “Жди меня», принесшее ему необыкновенную популярность. Это стихотворение (как и напечатанное в следующем месяце “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...”, и еще одно, появившееся через полгода, начинавшееся строкой “Если дорог тебе твой дом...”), затем десятки, если не сотни раз, перепечатывались во фронтовых и армейских газетах, выпускались, как листовка, постоянно читались по радио, переписывались друг для друга, отсылались с фронта в тыл и из тыла на фронт. Эти стихи учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы. Они помогали не только воевать, но и жить.     Лирика военных лет собрана в два сборника «С тобой и без тебя» и «Война».    Когда кончилась война, Симонову еще не было тридцати. Все главное, казалось, впереди. Отечественная война была для него, как и для всех, кто прошел через ее испытания, ни с чем не сравнимым потрясением. И жизнь не остановилась, она обрушивалась множеством забот, неотложных дел, не давала ни минуты покоя. Мирное время сразу же навалилось новыми большими и трудными обязанностями: в течение наскольких лет возглавляет «Литературную газету» и журнал «Новый мир»   К этому прибавлялись следовавшие одна за другой заграничные командировки в Японию, США, Каналу и Китай.      В первые послевоенные годы он провел в командировках не меньше времени, чем в войну.
С середины 60-х гг. Симонов создает трилогию “Живые и мертвые” (Ленинская премия, 1974): романы “Живые и мертвые” (1954—1959, одноименный фильм, 1964), “Солдатами не рождаются” (1963—1964, одноименный фильм, 1969) и “Последнее лето” (1970—1971) эпически широкое художественное исследование пути советского народа к победе в Великой Отечественной войне. К трилогии по материалу примыкают “Южные повести” (1956—61), повести “Из записок Лопатина” (1965), “Двадцать дней без войны” (1972) и другие произведения. Многие его произведения переведены на языки народов СССР и иностранные языки.     В 1974 г. Симонову присвоено звание Героя Социалистического Труда.     Скончался писатель в Москве 28 августа 1979 года. Как он завещал, прах его был развеян под Могилевом на Буйническом поле.     Трудно вспомнить литературный жанр, в котором не пробовал бы свои силы успешно К. Симонов: его перу принадлежат лирические стихи и исторические поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии. Постоянно выступал он как публицист и литературный критик. Много занимался документалистикой в литературе, в кино, на телевидении. Его произведения-пример мужества и стойкости русского человека в годы испытаний.