Разработка педагогического совета «Через ИКТ- компетентного педагога к качественному обучению»


Педсовет «Через ИКТ- компетентного педагога к качественному обучению».
Цель педсовета: повышение качества обучения через повышение уровня ИКТ-компетентности педагогических работников школы.
Задачи педсовета:
Определить пути повышения качества обучения в школе.
Определить необходимость повышения ИКТ-компетентности учителя как одной из составляющих профессионализма педагога.
Проанализировать результаты анкетирования ИКТ-компетентности педагогических работников школы.
Познакомиться с опытом работы педагога-психолога школы, использующего программный продукт Матрос-Школы «Компьютерный психолого-педагогический мониторинг» для диагностики интеллектуальных качеств учащихся основной и старшей школы
Познакомиться с опытом работы учителя истории Даниловой Л. А. в среде ИИП «КМ-Школа» «Автоматизированное работе место учителя. Возможности и инструменты».
Познакомиться с требованиями к современному уроку. «Современный урок. Каким он должен быть?». Докладчик Степаненко Н. О.
Выявить проблемы и факторы, тормозящие внедрение ИКТ в образовательный процесс.
Наметить шаги по решению и устранению выявленных проблем, программу по повышению ИКТ-компетентности педагогических работников школы.
Уважаемый коллеги, тема нашего педагогического совета «Через ИКТ-компетентного педагога к качественному обучению».
Для того, чтобы вы лучше понимали о чем я буду сегодня говорить, я для вас подготовила раздаточный материал. Он состоит из толкового словаря, перечня программных продуктов, которые имеются в нашей библиотеке и в компьютерном классе, таблиц-характеристик уровней ИКТ-компетентности, современных требований к профессиональной компетентности учителя (эти материалы останутся у вас и, я надеюсь, будут помогать вам в работе). Также отдельно я раздала вам лист рефлексии. В ходе педагогического совета я бы хотела, чтобы вы проанализировали и ответили на предложенные вопросы. Ваши ответы на эти вопросы помогут выявить проблемы и факторы, тормозящие внедрение ИКТ в образовательный процесс.
В Концепции модернизации российского образования сказано, что главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
При этом главная задача школы - обеспечить качественное обучение. От чего же зависит качество обучения в школе? Прежде всего
от понимания каждым педагогом глобальных процессов и изменений, которые происходят в обществе;
от понимания педагогами требований, предъявляемых обществом к выпускнику школы (как называемый социальный заказ).
от квалификации и опыта педагогов, их компетентности,
от умения педагогов анализировать свою деятельность, готовности к повышению квалификации и педагогического мастерства;
от знания и использования педагогами современных технологий и методик обучения и воспитания (инновационная деятельность),
от разнообразия форм и методов, применяемых педагогами на уроке;
от качества применяемых образовательных ресурсов (средств обучения, контроля знаний и умений учащихся (ТСО)).
Итак, зададим себе вопрос «Как нам с вами повысить качество обучения в нашей школе?» Начнем с первого критерия. Качество зависит от понимания педагогами глобальных изменений, которые происходят в обществе.
Все вы знаете, что на дворе у нас 21 век, а он назван веком информатизации, или веком новых информационных технологий.
Информатизация общества – глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение и передача информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.
С процессом развития информационного общества связаны интенсивные процессы становления новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. В основе новой парадигмы лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитие через образование.
Одним из основных механизмов, обеспечивающих становление новой образовательной парадигмы и модернизацию российского образования, является информатизация образования, рассматриваемая как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность должна обеспечить школьникам возможность:
успешно продолжать образование в течение всей жизни;
подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, основанной на знаниях.
Совершенно очевидно, что новые требования предъявляются и к педагогическим работникам школы.
  В 2001г. Марк Пренски – известный исследователь проблем образования, автор многих обучающих игр и книг о них, а также программист, к которому обращаются за помощью такие крупные организации, как Nokia, Phaiser и Министерство обороны США, - ввёл понятие «цифровые аборигены» и «цифровые иммигранты». Под «цифровыми аборигенами» он подразумевает людей, которые уже родились в цифровую эпоху, а «цифровыми иммигрантами», людей, которые в неё попали. Эти понятия он ввел для того, чтобы подчеркнуть ту разницу, которая есть между детьми цифровой эпохи (т.е. учащимися) и их педагогами или родителями. Педагоги, как и любые иммигранты, владеют языком, но не как родным, а с некоторыми пробелами и часто с акцентом. Дети же «поколения Гугол» отличаются тем, что им не приходилось «учиться компьютеру», также как нам не приходилось учиться радио или телевизору. Сегодня для учащихся компьютер не является новинкой.
Как показывают исследования, дети мыслят иначе по той причине, что у них отличный от родителей опыт восприятия и работы с информацией. Отсюда возникает противоречие между традиционным обучением и использованием передовых технологий.
Школа должна быть обращена в будущее, иначе ученики теряют к ней уважение, считает ученые (Сеймур Поперт, профессор научно-исследовательской лаборатории методов и средств обучения Массачусетского технологического института, США. )
Поэтому применение информационных технологий для процесса обучения в 21 веке - это необходимость, диктуемая временем.
Что же собой представляют ИКТ?
Информационно-коммуникационные технологии – это совокупность средств, методов и производственных процессов, используемых обществом для сбора, обработки и распространения информации.
Компонентная структура ИКТ включает: СДЕЛАТЬ ГИПЕРССЫЛКИ СО СЛ!!!
технические средства ИКТ (аппаратные и коммутационные);
программные средства (это программное обеспечение);
информационные продукты;
информационные услуги.
Основным техническим средством ИКТ для информационной среды образования на сегодняшний день является персональный компьютер (ПК) или переносной портативный компьютер (ноутбук), возможности которого определяются его техническими характеристиками (тактовая частота и разрядность микропроцессора, объем оперативной памяти, размер жесткого диска и т. д.), установленным на нем программным обеспечением и наличием дополнительного периферийного, сетевого и телекоммуникационного оборудования.
К периферийному оборудованию, используемому в образовательном процессе, относятся:
микрофоны и акустические системы;
принтер (струйный или лазерный);
графический планшет;
различные виды манипуляторов;
сканер;
МФУ (принтер, копир, сканер);
цифровая видеокамера;
цифровой фотоаппарат;
web-камера;
мультимедийный проектор.
Эти все устройства нацелены на ввод и вывод информации, на облегчение человеку взаимодействие с компьютером.
К сетевому оборудованию относится оборудование, необходимое для работы в локальной сети и сети Интернет. Это модемы, распределители, концентраторы, маршрутизаторы и коммутаторы, спутниковые тарелки, а также различные кабели для передачи сигналов.
К программным средствам ИКТ относится:
системное ПО. Оно включает в себя базовое ПО и сервисное ПО. К базовому ПО относятся операционные системы (Windows 98, 2000, XP, Windows Vista, Windows 7), которые руководят работой всех устройств, входящих в состав ПК и обеспечивают диалог пользователя с компьютером. Также к базовому ПО относятся операционные оболочки, которые облегчают работу с файлами. Самыми распространенными ОО на сегодняшний день являются: FAR, NC, WC, TC.
К системному ПО также относится сервисное ПО. Это программы диагностики работоспособности ПК, программы обслуживания дисков, программы архивирования данных и антивирусные программы.
прикладное ПО предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. Это так называемые приложения общего назначения, к числу которых относятся текстовые редакторы или процессоры, табличные процессоры, средства создания презентаций, графические редакторы, средства машинного перевода текста (переводчики), средства создания компьютерной анимации, обучающие программы и игры.
К прикладному ПО также относятся программные комплексы для автоматизации работы различных учреждений, в том числе и образовательных. Самыми распространенными комплексами для автоматизации работы школы являются КМ-Школа (этот продукт установлен в нашей школе), Матрос-Школа (один элемент этого продукта, а именно автоматизированное рабочее место школьного психолога, также установлено в нашей школе), NET-Школа, Хронограф, 1С: Управление школой (этот продукт входит в состав стандартного базового пакета программного обеспечения школы и тоже есть в нашей школе).
инструментальное ПО – это средства, предназначенные для создания программного обеспечение, т.е. того же системного или прикладного. Его составляют разнообразные языки программирования, трансляторы, компиляторы, отладчики, вспомогательные системные программы и графические пакеты.

Что же собой представляет информационный продукт?
Информационный продукт является результатом интеллектуальной деятельности человека. Он может быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.
Иначе говоря, информационный продукт – это совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационными продуктами являются web-страницы, web-сайты и web-порталы, электронные каталоги и электронные библиотеки в сетевом доступе, различные базы данных (Интернет–ресурсов, организаций, библиотек, персоналий), а также информационно-поисковые и справочные системы.
Информационные услуги – это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.
При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение.
Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.
База данных – совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.
С появлением компьютеров существенно увеличились объемы хранимых баз данных и соответственно расширился круг информационных услуг.
К основным видам информационных услуг относятся:
выпуск информационных изданий (рефератных сборников, библиографических указателей, обзорных и справочных изданий);
ретроспективный поиск информации (это целенаправленный (по заявке пользователя) поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла);
традиционные услуги научно–технической информации, которые осуществляются по предварительному заказу и включают в себя подготовку обзоров в виде рукописей или подготовку переводов текстов.
дистанционный доступ к удаленным базам данных, который организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря резкому росту числа пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей, а также высокой оперативности предоставления услуг. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам (у нас так оформлена КМ-Школа). Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации. Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:
непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;
косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;
услуга Downloading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;
регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.
Также к информационным услугам относится
обслуживание программного обеспечения (приобретение и обновление)
обучение и тренинги.
В литературе существует несколько подходов к позиционированию средств ИКТ в учебном процессе. Наиболее перспективным и содержательным представляется подход, при котором в качестве основного критерия классификации выступает область методического назначения средств ИКТ.
Итак, по области методического назначения все средства ИКТ (технические, программные, информационные продукты и услуги) можно разделить на:
обучающие (сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности);
тренажеры (предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала);
информационно-поисковые и справочные (сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации);
демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;
имитационные (представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик);
лабораторные (позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании);
моделирующие (позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью исследования и изучения);
тестирующие (предназначены для контроля и оценки результатов обучения);
расчетные (автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции);
учебно-игровые (предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме).
На сегодняшний день в школе имеются необходимые технические и программные средства для внедрения педагогами школы ИКТ в учебно-воспитательный процесс. А именно: оборудован конференц-зал (в нем имеется компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор, DVD-плеер и видеомагнитофон). Любой учитель на любом уроке может прийти в конференц-зал, чтобы провести там урок или внеклассное мероприятие. Компьютеры установлены в кабинетах истории, физики, английского языка, музыки, в начальном звене в кабинетах Степаненко Н. О. и Флегонтовой Л. И. Есть компьютер в кабинете школьного психолога и старшего вожатого. Буквально недавно пришел компьютер в кабинет химии и биологии.
Когда речь заходит о применении компьютера в деятельности учителя-предметника, возникает сразу несколько вопросов:
целесообразность применения компьютера;
различные подходы к организации уроков с использованием компьютера;
средства для применения на уроках.
Говоря о целесообразности применения компьютера, хочу сказать, что применять или не применять компьютер – это решение принимает сам учитель. Из каких соображений он может сделать такой вывод?
Компьютер применяется там, где есть возможность автоматизировать деятельность и сэкономить время для обработки результатов (например, всевозможные тестирующие и контролирующие программы).
Компьютер применяется для демонстрации наглядного материала при его отсутствии на бумажных носителях или бедной иллюстративной базе.
Компьютер применяется для обучения. Здесь речь идет о применении всевозможных обучающих программ, к выбору которых учитель должен подходить очень ответственно, т. к. не все программные продукты, производимые сейчас, имеют хорошие рекомендации. В Интернет постоянно публикуются рейтинги образовательных ресурсов. С этими рейтингами педагог должен знакомиться, чтобы решить, применять ту или иную обучающую программу.
Сколько применять компьютер на уроке? Здесь ответ однозначный. Применять надо в соответствии с санитарными нормами.
Исходя из целесообразности формируются подходы к организации уроков с использованием ИКТ.
Если это один компьютер в классе и есть мультимедийный проектор, то, как правило, компьютер используется для демонстрации нового материала, показа моделей, опытов, которые опасно проводить в реальной жизни.
Если это компьютерный класс, то компьютеры можно использовать для контроля знаний учащихся, проведения тренингов, тестирования по различным предметам школьного курса или для обучения учащихся на уроках информатики.
Если говорить о средствах, то учитель может применять на уроках готовые программные средства или информационные продукты либо может применять собственные разработки с помощью стандартного программного обеспечения.
На сегодняшний день в школе имеется следующее программное обеспечение (посмотрите на распечатку):
энциклопедии, репетиторы, самоучители и электронные библиотеки наглядных пособий по различным предметам школьного курса. С их помощью учитель-предметник может организовать мультимедийное сопровождение любого этапа урока: проверку знаний, изучение нового материала, тренинг, контроль и самостоятельную работу учащихся;
информационная компьютерная среда «Начальная школа», предназначенная для создания мультимедийных уроков в начальной школе;
в 2008 году школой был приобретен компьютерный психолого-педагогический мониторинг Матрос-Школы, который представляет собой автоматизированную систему сбора, хранения и представления психолого-педагогической информации о каждом ученике основной и старшей школы.
Опытом работы с этой программой сейчас поделиться педагог-психолог нашей школы Гладун Е. Н.
Также в нашей школе установлен сетевой информационный интегрированный продукт «КМ-Школа». Эта программа позволяет автоматизировать рабочие места директора, завучей, учителя. В состав продукта входит База Знаний, которая включает готовые мультимедиа-уроки, тренажеры, тесты, контрольные задания, презентации, модели экспериментов и опытов, обучающие игры, а также полтора миллиона электронных объектов (графики, видео, анимации, энциклопедических статей и т.д.) для подготовки и проведения наглядных уроков по следующим предмета школьного курса: алгебра, английский язык, биология, география, геометрия, история, литература, математика, ОБЖ, окружающий мир, русский язык, физика и химия.
Уникальная структура «КМ-Школы», действующая по принципу «конструктора», дает возможность учителю не только использовать вышеуказанные готовые методические единицы, но и модифицировать их, а также расширять контент самостоятельно, добавляя необходимые тексты, изображения, звуковое и видео- оформление.
С возможностями и инструментами автоматизированного рабочего места учителя вас сегодня познакомит Данилова Л. А.
Наличие этих программных средств предоставляет широкий спектр компьютерных инструментов для организации деятельности педагогического коллектива школы. Вместе с тем, вышеперечисленные информационные программные продукты – это инструменты, которые требуют от педагога дополнительных теоретических знаний и практических умений, или как говорят сегодня компетентностей.
Слова компетенция и компетентность вы, наверное, очень часто слышите сегодня. Последнее время в научной педагогической литературе ведется дискуссия по уточнению этих понятий. Различные авторы трактуют их по-своему. В Интернет появилось множество работ посвященных уточнению и разведению этих понятий. При подготовке к сегодняшнему педсовету я перебрала множество энциклопедических и словарных статей, посвященных этим понятиями, и хочу вам привести несколько трактовок этих понятий.
Итак, если заглянуть в словарь, то компетенция, в дословном переводе с латинского означает надлежащий, способный. Т. е. компетенция – это совокупность знаний, умений человека в определенной области.
По мнению доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского компетенция – это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция – это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли.
Компетентность же – это мера соответствия требованиям компетенции, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека, - пишет А. В. Хуторской.
Понятие «педагогическая компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии и саморазвитии личности, считает доктор психологических наук Лариса Максимовна Митина.
Профессиональная компетентность педагога … не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике, - говорит Владимир Николаевич Введенский.
Профессионализм учителя сегодня рассматривается как синтез компетенций, включающий в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.
Педагогическая ИКТ-компетенция определяется, как способность педагога решать профессиональные задачи с использованием средств и методов ИКТ. Она включает:
общепользовательскую компетенцию (владение аппаратными и программными средствами на пользовательском уровне);
общепедагогическую компетенцию (готовность к решению образовательных задач средствами ИКТ);
и специфическую (предметную) компетенцию (применение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета).
Процесс развития ИКТ-компетенции педагога можно условно разбить на несколько этапов. (Обратите внимание на распечатанную таблицу, которая так и называется Уровни ИКТ-компетентности учителя-предметника).
На первом этапе происходит формирование базовой ИКТ- компетентности, т.е. формирование оптимального инварианта знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя.
Она включает:
наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office и организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе ИКТ;
использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
Второй этап связан с подготовкой тьютора, наставника обучения, который должен обладать организационно-управленческой ИКТ-компетентностью, рассматриваемой как способность и готовность передать свои знания в сфере ИКТ коллегам и учащимся.
На следующем этапе осуществляется формирование предметно-углубленной ИКТ-компетентности учителя, соответствующей осознанному методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета (этот этап может следовать как за вторым, так и за первым этапом, не каждый учитель-предметник может и должен выполнять роль тьютора). Обладание предметно-углубленной компетентностью позволяет учителю стать педагогом-консультантом.
Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной ИКТ-компетентности, обладание которой позволяет видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс школы, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого межшкольного взаимодействия и т.п. (таблицы развития ИКТ-компетентности)
Сегодня мне бы хотелось остановиться немного на результатах анкетирования педагогических работников нашей школы, проведенного в декабре прошлого года. В анкетировании участвовали 33 педагогических работника школы. По результатам анкетирования 23 педагога (69,7%) имеют компьютер дома, 6 педагогов (18,2%) планируют приобретение компьютера. 17 педагогов (51,5%) имеют выход в Интернет, а 13 педагогов (39,4%) планируют подключение к Интернет. 14 учителей (42,4%) ежедневно используют компьютер в своей педагогической деятельности, 10 учителей (30,3%) используют компьютер несколько раз в неделю, 2 педагога (6%) используют ПК 1 раз в неделю, 2 педагога (6%) используют ПК несколько раз в месяц и 5 педагогов (15,2%) совсем не используют компьютер в своей педагогической деятельности.
Проведенное исследование показало, что все учителя осознают необходимость применения ИКТ в образовательном процессе. Среди причин, мешающих использовать ИКТ
5 педагогов (15,2%) указали на отсутствие доступа для подготовки к уроку, причем 3 человека из этой «пятерки» имеют компьютер дома;
9 педагогов (27,3%) назвали отсутствие времени для освоения;
2 педагога (6%) указали на отсутствие нужного программного обеспечения;
1 педагог (3%) назвал причину отсутствия необходимой техники;
и 1 педагог (3%) назвал отсутствие времени для подготовки к уроку.
15 педагогов (45,5%) не видят причин, мешающих внедрению ИКТ в образовательный процесс, и это радует.
Радует еще и то, у наших учителей есть стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, внедрению нового. 23 (63,6%) педагога школы назвали причиной, побудившей применять ИКТ желание соответствовать статусу современного педагога, 10 педагогов (30,3%) эффективность работы коллег, использующих ИКТ. (Для гистограммы (решение администрации – 1 человек (3%), материальное поощрение – 1 человек (3%), ИКТ помогает в работе – 1 человек (3%).
Результаты анкетирования показали, что наиболее используемыми педагогами школы являются следующие программные ресурсы:
по степени использования на 1 месте стоит текстовый редактор MS Word (его используют 26 педагогов (78,8%), с последующей распечаткой текста 25 учителей (75,8%);
2 место занимают программы для создания презентаций MS Power Point и Movie Maker. Эти программы используют 22 педагога (66,7%).
3 место занимают электронные таблицы MS Excel. Их в своей работе используют 19 педагогов школы (57,6%).
Чуть меньше половины (приблизительно 45% педагогов школы) используют в своей работе обучающие программы, цифровые энциклопедии и словари, а также обучающие игры.
На сегодняшний день это говорит о том, что печатным возможностям компьютера в нашей школе отдается должное, но коллектив уже ушел от понимания значимости компьютера как эквивалента печатной машинки, а видит другие, более широкие возможности его использования.
54,6 % (18 учителей) используют компьютер для контроля знаний учащихся, тестирования;
42,4% (14 учителей) используют компьютер для объяснения нового материала или его закрепления;
39,4% (13 педагогов) используют возможности ПК для проведения проектных работ
33,3% (11 педагогов) для проведения исследовательских работ.
С помощью компьютера учителя школы могут реализовать следующие задачи:
81,8 % (27 учителей) могут сделать поурочное планирование;
69,7% (23 педагога) могут найти учебные материалы к уроку в Интернет;
63,6% (21 педагог) могут подготовить урок с использованием ИКТ,
54,6% (18 педагогов) могут использовать ИКТ для мониторинга развития учеников.
Однако использовать Интернет-технологии (электронную почту, форумы, конференции) могут только порядка 30% учителей школы. Электронный адрес имеют только 12 педагогов. Это, наверное, можно объяснить тем, что 48,5% педагогов не имеют дома выхода в Интернет. Но, даже имея такую возможность непосредственно в школе, мало кто из учителей спешит ею воспользоваться. Значит, такая форма общения и получения информации пока учителями не востребована и не развита в полной мере. Кроме того, большая часть учителей (66,7%, 22 учителя поиск информации) понимает значимость ИКТ как источника информации, и только 27,3% (9 человек) придает значение общению и обмену опытом через Интернет. Таким образом, деятельность по получению, потреблению готовой информации пока преобладает над деятельностью по отдаче, активному обмену информацией.
Результаты анкетирования уровня владения ИКТ по 5 бальной шкале (даже без тестирования) показали, что базовую ИКТ-компетентность имеют приблизительно только 13 педагогов школы (42,1%) (знаю на «4» -5 человек (15%), знаю на «5» - 9 человек (30,1%), всего 14 человек (45,1%); умею на «4» -4 человек (13,4%), знаю на «5» - 9 человек (28,7%), всего 13 человек (42,1%).
А это очень низкий результат.
Сегодня учитель на своих уроках не просто должен передавать, «транслировать» готовые знания, но и развивать компетенции учащихся. Компетентностный подход – один из тех, которые на сегодняшний день противопоставлены «знаниевому». Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. И формировать эти компетенции должны сегодня мы с вами, т.е. учителя. И даже формировать ИКТ-компетентность учащихся сегодня должен не только учитель информатики, но и все учителя школы на уроках по своим предметам.
И совершенно очевидно, что сегодня в нашей школе ни о каком компетентностном подходе в целом говорить мы не можем, так как более половины учителей не имеет даже базовой ИКТ-компетентности.
Сегодня предъявляются новые требования не только к подготовке педагога, но и к уроку. Каким должен быть современный урок? Каковы его отличительные черты?
Об этом нам расскажет сегодня в своем выступлении Степаненко Н. О.
Изменились требования к современному уроку, изменились требования к компетенции педагогов. А это значит, что нашу с вами ИКТ-компетентность необходимо поэтапно повышать.
Прежде всего, за счет оснащения учебных кабинетов компьютерной техникой. Буквально неделю назад локальная сеть школы была значительно расширена. Было создано еще 6 автоматизированных рабочих мест с доступом к серверу КМ-Школы. К локальной сети были подключены кабинеты английского языка, химии и биологии, русского языка, истории, а также начальная школа. Мы ожидаем поступления мультимедийных проекторов, которые будут установлены в учебных кабинетах.
В прошлом году в школе была организована курсовая подготовка 25 педагогических работников школы по программе «Использование информационных технологий в профессиональной педагогической деятельности». Для многих учителей школы эта курсовая подготовка была первичным обучением компьютерной грамотности и послужила своеобразным толчком, трамплином для дальнейшего использования компьютера в ежедневной работе. Однако хотелось бы отметить, что ИКТ-компетентность нельзя просто получить, пройдя курсовую подготовку. ИКТ-компетентность можно только выработать! Курсовая подготовка – это только начало. После прохождения курсовой подготовки учитель возвращается в свою обычную среду, и полученные знания часто остаются невостребованными, так как учитель не отрабатывает на практике то, чему его научили. Без применения через пару месяцев эти знания просто стираются. Поэтому кроме наличия компьютера очень важно еще и внутреннее стремление педагога к самосовершенствованию, к самообразованию, к применению на практике новых информационных технологий. Это стремление не должно быть навязано извне, а должно отвечать профессиональным запросам личности учителя. Т. е. профессиональная готовность педагога к использованию средств ИКТ – это важнейший фактор формирования педагогической ИКТ-компетенции.
Я считаю, что ИКТ-компетентность учителя, его мастерство должно формироваться через постоянную систематическую учебу на месте, в школе.
Анализ анкетирования выявил необходимость организации в этом и следующем учебном году целой системы поддерживающего обучения, которая позволит поддерживать те знания в области ИКТ, которые у педагогов имеются на данный момент и создать необходимые условия для постоянного пополнения этих знаний и умений, а также позволит перейти от «обучения» к «образованию» и самообразованию.
Анкетирование выявило также и то, что педагогические работники нашей школы имеют различный уровень подготовки в области ИКТ. Если для одних учителей на сегодняшний день подготовка урока с использованием ИКТ не составляет труда, то для других даже сделать поурочное планирование – непосильный труд.
Поэтому разноуровневая готовность учителей к использованию ИКТ должна предусматривать разноуровневую систему поддерживающего обучения.
Проект по повышению ИКТ-компетентности учителей нашей школы «От ИКТ-компетентного учителя к качественному обучению» будет включать следующие программы.
Прежде всего, это программа «Дистанционное обучение». В школе организовано дистанционное обучение в
Университете открытых образовательных технологий компании «Кирилл и Мефодий» г. Москва;
Педагогическом университете «Первое сентября» г. Москва;
Коми республиканском институте развития образования и переподготовки кадров г. Сыктывкар;
Планируется на следующий учебный год дистанционное обучение в
центре дистанционного образования «Эйдос»;
Уже в этом учебном году проходят дистанционное обучение 13 педагогов школы. Дистанционная курсовая подготовка для каждого педагога была подобрана индивидуально в соответствии с начальным уровнем его ИКТ-компетентности. (информация о дистанционном обучении)
Следующая программа проекта - это «Обучающие и практико-ориентированные семинары».
В этом учебном году планируется проведение серии внутришкольных обучающих семинаров. Тематика семинаров будет затрагивать те направления и те компетенции, уровень владения которыми согласно проведенному анкетированию оказался ниже среднего. А именно:
Электронная почта;
Работа с ИИП «КМ-Школа».
Сетевые Интернет-технологии.
На следующий 2010-2011 учебный год планируется проведение следующих внутришкольных практико-ориентированных семинаров:
Применение интерактивной доски на уроке,
Разработка и применение цифровых образовательных ресурсов,
Современные интерактивные технологии как средство активизации образовательного процесса.
Закреплять приобретенные дистанционно знания и отрабатывать навыки, полученные на семинарах, мы будем в рамках следующих программ. Первая программа «Конкурс «Открытый урок с использованием ИКТ».
Задачи конкурса:
реализация творческого потенциала педагогов школы;
повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов школы;
обмен опытом использования ИКТ;
Это выход на общественность с «продуктами» для участия в
научных конференциях и семинарах;
профессиональных фестивалях и конкурсах:
- Республиканский Фестиваль педагогических идей «Информационные технологии в образовательном пространстве», проводимом ГОУ ДПО «КРИРО и ПК» при поддержке МО РК;
- Всероссийский Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», проводимый издательским домом «Первое сентября»;
- Всероссийский конкурс «Мультимедиа урок в современной школе», проводимый Международным Институтом Развития «ЭкоПро» и образовательным порталом Мой университет;
- Российском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»;
- Всероссийский открытый заочный конкурс «Мастерская Учителя».
Вторая программа «Конкурс-смотр творческих групп на создание условий для роста ИКТ-компетентности педагогов».
Задачи конкурса:
повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов школы;
создание условий для самоопределения педагогов в теоретических подходах к повышению ИКТ-компетентности.
Формируются творческие группы учителей школы. В каждой творческой группе есть учителя, имеющие уже сегодня базовый уровень ИКТ-компетентности, есть учителя-тьюторы. На заседании каждой творческой группы в начале работы программы определяется ИКТ-компетенция, требующая повышения уровня у большинства педагогов, входящих в группу. Например: работа с электронными таблицами, или работа с интерактивной доской, или работа с файлами, или создание web-страниц. Далее каждая творческая группа работает над повышением этой компетенции.
По завершению работы учитель от каждой творческой группы представляет теорию, рассказывает систему техник (как обучали), показывает практику, т.е. проводит мастер-класс и демонстрирует итоговые материалы в виде презентационной сессии, наработанные каждым учителем, подтверждающие рост одной из ИКТ-компетентностей педагогов. Педагоги, входящие в состав каждой творческой группы оказывают этому учителю необходимую помощь.
Результаты работы творческих групп могут быть представлены в виде готовых «продуктов» для участия в фестивалях, конкурсах, конференциях. Материалы можно будет опубликовать на сайтах сетевых сообществ учителей.
На 2011-2012 учебный год планируется программа «Конкурс интерактивных презентаций».
Задачи конкурса:
повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов школы в области создания презентаций, используя различные технические приемы;
создание интерактивных презентаций и пособий;
накопление интерактивного материала для последующего участия в конкурсах, фестивалях и конференциях.
В начале работы программы будет проведен практикум «Технические приемы создания интерактивных презентаций», далее педагогические работники школы будут разрабатывать интерактивные презентации индивидуально или в группах по следующим направлениям: «Интерактивная игра», «Интерактивная викторина», «Интерактивный тест», «Интерактивный тренажер». Итоговые материалы будут демонстрироваться учителями на презентационной сессии.
Результаты могут быть представлены в виде готовых «продуктов» для участия в фестивалях, конкурсах, конференциях. Материалы можно будет опубликовать на сайтах сетевых сообществ учителей.
В завершении своего выступления я бы хотела вернуться к слайду, на котором изображены «цифровые аборигены» и «цифровые иммигранты». Да, хотим мы с вами этого или нет, но все мы являемся «цифровыми иммигрантами». Изменить это мы не можем. Но от каждого из нас зависит, насколько мы сможем обустроиться в цифровом информационном мире. Уже сегодня кто-то из нас обустроился лучше, а кто-то хуже. Профессия учителя – это постоянная учеба. «Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются», - сказал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. И я с ним в этом совершенно солидарна. Мы с вами должны идти в ногу со временем, постоянно обновлять и пополнять свои знания, развивать компетенции, для того чтобы повысить качество обучения, быть полезными и интересными нашим ученикам.
Спасибо за внимание.
Но, поскольку это педсовет, то мы с вами должны сегодня принять решение
Я подготовила проект решения педагогического совета.
Проект решения педагогического совета.
Продолжить интеграцию ИКТ в образовательный процесс с целью повышения его качества.
В целях развития единого информационного пространства школы, создания личных информационных пространств педагогов использовать сервер «КМ-Школа».
Педагогам активно использовать имеющееся программное обеспечение и Базу Знаний «КМ-Школы» для подготовки уроков с использованием ИКТ.
Принять программу по повышению уровня ИКТ-компетентности педагогических работников школы «Через ИКТ-компетентного педагога к качественному обучению».
Обобщать и активно распространять опыт педагогических работников школы, внедряющих ИКТ в образовательный процесс, через участие в семинарах, конференциях и конкурсах педагогического мастерства.