Открытый урок по окружающему миру Как звери готовятся к зиме


Урок окружающего мира по теме:   Как  звери готовятся к зиме»
Учитель: Павлова А.Ф. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку.  (Слайд №1)(читает стихотворение на первом слайде)
Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы. Приготовить пенал, учебник, тетрадь на  печатной основе, карандаши. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений, доказывать. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.
Личностные: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения, осознание ценности природы и необходимости ее охраны.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, приводить его в порядок по окончании работы, адекватно воспринимать отзывы учителя и одноклассников о выполненной работе.
Коммуникативные:   с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и одноклассников.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности Сегодня на уроке я предлагаю Вам провести исследование, в котором вы выступите в роли настоящих учёных.- Ребята, скажите, а чем занимаются учёные?(Ответы детей) Молодцы!
Слайд №2
Учитель читает стихотворение:
А лес стоит загадочный,А лес стоит таинственный,Безмолвна тишина:Зверушек и пичужек -Всех спрятала зима 
- О чём это стихотворение? (зима, лес, звери)
– О каких изменениях в природе говорится в этом стихотворении?
- Сформулируйте тему урока: изменения в жизни животных с наступлением зимы. Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока-исследования. 3. Постановка учебной задачи. - Прежде, чем приступить к исследованию, учёные должны определить объект исследования.- А что же мы с вами будем исследовать? (Жизнь лесных животных).- Так что же будет являться объектом нашего исследования? (Ответы детей)Если обобщить ваши ответы, то объектом нашего исследования будет являться «Подготовка животных к зиме» (Слайд № 3)
-А зачем мы будем проводить исследование? (Ответы детей)- Молодцы! Из ваших слов можно сформулировать      ЦЕЛЬ исследования:«Узнать, как животные готовятся к зиме».
- Отличается ли жизнь животных от той, что они ведут летом? (Ответы детей)- Если обобщить ваши ответы, то можно предположить, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ.Предположение, которое делают ученые, называют ГИПОТЕЗОЙ.Гипотезу обязательно нужно проверить. Проверяя гипотезу, учёные получают новые знания. Вы сформулировали гипотезу таким образом:ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗИМЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ИХ ЖИЗНИ ЛЕТОМ Отвечают на вопросы  под руководством учителя, определяют объект исследования
Формулируют цель исследования: «Узнать новое о жизни лесных животных при подготовке к зиме» 4. Построение проекта выхода из затруднений. Организует работу в форме диалога.
Мы с вами, как настоящие учёные, проведём эксперимент для проверки гипотезы. Эксперименты бывают мысленные и реальные.Мы с вами проведём мысленный эксперимент.- Откройте учебники на стр. 30-31, и мы попадаем в лес вместе с героями учебника Мишей и Машей Ивановыми.
Слайд №4
- Как вы думаете, о чём спрашивает Миша сестру? (О том, как животные готовятся к зиме.)-  А как вы думаете, что Мише ответит Маша? (Животные готовятся к зиме по-разному: одни запасают пищу впрок, другие впадают в спячку. У животных меняется цвет шерсти и её густота.)Но жизнь животных с наступлением холодов не замирает. Давайте отгадаем загадки.
Кто по ёлкам ловко скачетИ взлетает на дубы?Кто в дупле орехи прячет,Сушит на зиму грибы?-О ком загадка?А как вы догадались, что это белка? (Ответы детей)
Слайды № 5, 6У белки на дереве домик – дупло. Оно очень большое и сухое. Обычно у них не один домик, а несколько. Белка запасла грибы и орехи ещё летом, а теперь отыскивает свои кладовые и кормится. С удовольствием ест и семена еловых шишек.- Всем хорошо известны слова детской песни «В лесу родилась ёлочка»-Пропойте тот куплет, где говорится о лесных зверях.(аудиозапись отрывка песни « В лесу родилась ёлочка»)«Трусишка зайка серенькийПод ёлочкой скакал,Порою волк, сердитый волкРысцою пробегал».- А кто из вас, ребята, заметил ошибку в словах этой песенки?
Слайд №7(заяц)Таким образом, одним из способов перенесения зимних холодов является смена «сезонных нарядов» зверей. Цвет их шубки помогает им маскироваться.- А зачем зайчику нужна маскировка? (Ответы детей)Обобщая, ваши ответы можно сделать вывод, что зайцу нужно постоянно передвигаться по лесу в поисках пищи. При этом самому не стать пищей для волка или лисы, поэтому ему необходима смена цвета шубки.-Какие звери ещё меняют цвет шубки? (волк) Слайд №8
Лиса (Слайд №9)
-Как ещё звери спасаются от холода? (Впадают в спячку медведь, ёж)Слайд №10, 11 (медведь) Слайд №12(ёж)В снежном убежище им приходится тратить меньше энергии для поддержания температуры тела. Жир и греет, и питает его зимой.Медведь в берлоге крепко спит,И его нельзя будить.Он с осени свой жир копил,Много ел и много пил.Ему зимой одна работа –Крепко спать и весны ждать. Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации учебника на с.30-31, делают предположения, выводы об изменениях в жизни животных с наступлением холодов, предлагают выход из проблемной ситуации, находят фенологическую ошибку в куплете песни «В лесу родилась ёлочка». 5. Первичное закрепление.ФизминуткаФизминутка (Слайд №12) ЁЖ
Ёжик топал по тропинкеИ грибочек нес на спинке.(Ходьба на месте маленькими шажками)
Ёжик топал не спеша,Тихо листьями шурша.(Шарканье ногами)
А навстречу скачет зайка,Длинноухий попрыгайка.Шубку серую своюОн сменил на белую.(Прыжки на месте, руки перед грудью)
Идет по лесу серый волк,Голодный волк – серый бок.(Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед)Чтоб волку не попасться на зубок,Ты, ёж, свернись скорей в клубок.(Сесть на корточки и сгруппироваться)
 Организует работу с интерактивным диском «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс часть 1» на интерактивной доске.
Урок 6, задание 7 «Животные, впадающие в спячку» (Правильные ответы: медведь, ёж, ящерица)
Урок 5, задание 6 «Какие животные меняют цвет шерсти» (Правильные ответы: заяц, волк, белка) Повторяют движения за учителем соответственно словам стихотворения - физминутки.
Выполняют задания, отвечают на вопросы по интерактивному диску. Определяют, какие животные впадают осенью в спячку, меняют цвет шерсти. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организует работу в ТПО с.21 №20.
Работа в парах. На картинке в тетради изображены животные. Кто это? (мышь-полёвка, птица поползень, белка). Проведите карандашами разных цветов линию от каждого животного до корма.
Сделайте взаимопроверку тетрадей. Если у вашего соседа всё выполнено верно, нарисуйте внизу страницы красный кружок, если допущены ошибки –  нарисуйте красный треугольник.
Расскажите с помощью иллюстраций  о кладовых животных.
Слайд № 13 мышь-полёвка
Слайд №14 поползень
Слайд №15 белка Выполняют задание в ТПО с. 21 №20, работают в паре, осуществляют взаимопроверку. Формулируют ответы о запасах мыши-полёвки, поползня, белки. 7.Рефлексия деятельности - Мы предположили, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ при подготовке к зиме отличается от их жизни летом. (гипотеза)- Доказали ли мы эту гипотезу? (Ответы детей)- Что является доказательством нашей гипотезы? (Ответы детей)- МОЛОДЦЫ! Из-за наступивших холодов изменился способ питания и меховой покров зверей.- А цель нашего исследования была: узнать новое о жизни лесных зверей зимойНо много нового и интересного вы можете узнать, прочитав хрестоматию, детские энциклопедии, которые могут быть не только напечатанными, но и электронными, из научно-популярных телевизионных программ и документальных фильмов, из интернета(Слайд №16).
Ребята, вы сегодня были на уроке настоящими учёными.
Давайте дадим оценку нашему уроку.
У вас на столах находятся листочки с изображением грибов. Если вам всё понравилось на уроке и вам было интересно, раскрасьте шляпку гриба жёлтым цветом, если было скучно – коричневым, а если вы все это уже знали и хотите для себя узнать ещё больше, то красным цветом.
Давайте прикрепим изображения ваших грибов на доску.
 Благодарю вас за помощь, за активную работу на уроке
(Слайд №17) Осуществляют рефлексию своей деятельности.
Дают оценку уроку с помощью рисунка.