Статья для конкурса Учитель года 2016 Я-учитель


Школьный конкурс «Учитель года-2016»
Эссе «Я-учитель, или осмысление жизненного опыта»
МБОУ Затонская СШ
Кокина С.А.
Далекий 1977 год… Мечты…
«Все что было или есть, началось с мечты». Я не помню, кто сказал эти слова, но мне они близки мне, потому что мой жизненный путь начался с мечты- мечты стать учителем.
В том далеком 1977 году я –ученица 8 класса. В нашей школе проходит районный семинар. Мы, восьмиклассники, замещаем учителей. Я веду математику в пятом классе… Вот именно в этот день, на этом уроке и родилась моя мечта стать учителем, учителем начальных классов. Хотелось начинать обучение с нуля, стоять у истоков обучения.
Мечта моя вполне осознана. Я шла к ней целых семь лет.
Первая ступенька в профессии.
1981 год. Я работаю пионерской вожатой в Останкинской школе. Мне очень интересно. Дети забегают ко мне в вожатскую на каждой перемене, а после уроков мы вместе репетируем, рисуем, что-то мастерим, разучиваем танцы. Еще больше влюбляюсь в школу, в свою будущую профессию. В свободное время я посещаю уроки Кральковой Веры Глебовны. И учусь, учусь каждый день. Учусь общению с детьми, с их родителями, учусь доверять детям и своей интуиции.
1982 год. Дзержинское педагогическое училище.
Я-студентка первого набора Дзержинского педагогического училища. Мне нравится все. Учусь с удовольствием, с радостью. Особое внимание уделяю спец. предметам, читаю труды педагогов-новаторов. И учусь на примере своих педагогов. Мой классный руководитель и учитель русского языка и литературы Евгения Ивановна Торопова. Для меня и моих одногруппниц она стала примером порядочности, честности, любви к своему делу, к своей профессии, настоящим наставником. Возникло желание стать такой же как Она, но желание вполне мотивированное , обусловленное внутренней потребностью. С особым трепетом отношусь к практике. Здесь в училище она большая: каждую неделю посещаем уроки, а самостоятельная практика - целых два месяца.
Помню, как 42 пары глаз пристально наблюдали за мной, молодой студенткой –практиканткой. Было очень трудно: во-первых, это городские дети; во-вторых, это четвертый класс, а в- третьих, их 42 человека. Но, желание быть учителем не пропало, наоборот окрепло. Я считаю, что мне в жизни повезло. В трудные минуты жизни мне встречались хорошие учителя. Так, Жанна Евгеньевна, мой педагог-наставник, кропотливо учила меня педагогическому мастерству. Именно, в училище я твердо поняла, что смогу быть учителем. Я многое знаю и уже много умею, но самое главное у меня есть любовь к детям и большое желание быть с ними.
1983-1986 год.
Я студентка Горьковского педагогического института. У меня за плечами опыт работы в загородном лагере «Березка», двух месячная практика. Одногруппницы смотрят на меня с уважением, советуются со мной. А я? Я углубилась в теорию, увлеклась психологией младшего школьника. К окончанию института я уже четко понимала, что у каждого человека должно быть ключевое умение, ключевая компетенция, которую он совершенствует всю жизнь. Самое главное, что я умела,-было связано с образованием, и я чувствовала в себе желание быть хорошим учителем.
Я-учитель.
И вот 1986 год.
Я-учитель начальных классов. Уже более 26 лет работаю в родной школе. Работаю с учителями, которые учили меня. Сравниваю себя с ними и спрашиваю: достаточно ли во мне сил и мудрости, чтобы учить других, что, кроме знаний, я могу дать тем, кто приходит ко мне на урок? Что я как учитель должна, могу, имею право? Что важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне? Умение доступно и понятно объяснить учебный материал? Провести интересный урок? Увлечь полезным делом? Вооружить теми умениями, которые обозначены в требованиях ФГОС? Или подготовить к испытаниям ЕГЭ, обеспечив высокие баллы? Скорее всего это нужно и важно. Но, мне кажется, что важнее другое. Для ребенка важнее, что бы его понимали и принимали таким, какой он есть. Важно, чтобы он мог поделиться с кем-то своими переживаниями, идеями, мыслями.
Ребенку важно, чтобы учитель мог стать для него другом и помощником. Несомненно, стать таким учителем сложно, трудно. Но именно такой учитель нужен современной школе. Миру не нужны люди с готовым багажом знаний. Миру нужны люди, умеющие эти знания добывать на протяжении всей жизни, быть мобильным и коммуникабельным, способным к изменениям, умеющим адаптироваться в разных жизненных ситуациях. И основы всего этого должна заложить школа, а значит учитель.
Я глубоко убеждена, что когда ученик сталкивается с трудностью, когда его жизненный опыт и знание ему не помогают, то он на пути осмысления. Поэтому стараюсь на уроках создавать проблемные ситуации, в которых приобретение нового знания и умения становится вызовом для ребенка, его личностным переживанием. Я стараюсь чувствовать ребенка, сопереживать ему, оказывать искреннюю моральную поддержку, для которой порой достаточно приободряющего взгляда.
Я-учитель, страдающий от вечной нехватки времени, порой засыпающий над детскими тетрадками, радующийся, как ребенок, любому успеху своих учеников, старающийся быть для них интересным человеком. И слава богу, я знаю, как учить и чему учить своих учеников, потому что постоянно учусь у них, своих учеников. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Каждый день я учусь учить ребят умению учиться.