Конспект познавательного занятия для детей старшей группы «Чудо-ложка»


Конспект познавательного занятия
для детей старшей группы
«Чудо-ложка»
ДУУ «Антошка» г. Ровеньки, Луганская обл.
Воспитатель Коростылева Н.А.
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами металлов.: Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск).
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.
Упражнять детей в отгадывании загадок.
Закреплять умения сравнивать предметы по количеству, используя в речи: больше, меньше, равно.
Продолжать учить соотносить число и цифру.
Формировать умение оформлять свою мысль в устной речи.
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.
Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Предварительная работа: проведение опыта: оставили гвоздь в ёмкости с водой на несколько дней. Он покрылся ржавчиной.
Материалы и оборудование:, ложки (металлические, деревянные, пластмассовые, подносы, ёмкости с водой, бросовый материал, пластилин. металлические предметы, стаканы с водой, салфетки, колокольчик, варенье, тарталетки, деревянные ложки для разукрашивания, краски, кисточки.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребятки. Я так рада вас видеть и пришла я к вам не с пустыми руками, а с угощением.
Дети: Какое?
Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете.
Если сахар и малину
На плите в тазу сварить,
То гостей зимою длинной
Будет чем мне угостить.
Дети: Варенье.
Воспитатель: Хотите попробовать?
Дети: Да
Воспитатель: А чем вы будете пробовать? Руками?
Дети: Ложками.
Воспитатель: А есть ли у вас ложки?
Дети: Нет
Воспитатель: И где же нам их взять? Куда нужно пойти, если что-то нужно приобрести?
Дети: В магазин.
Воспитатель: Правильно, вот туда мы и отправимся. А пока идём до магазина, выучим одну веселую чисто говорку. Её нужно произнести медленно, но правильно.
В ложке у Тимошки рожки, а не рожки.
В ложке у Антошки кашки немножко, а у Тимошки в ложке немножко картошки.
Воспитатель: Вот мы и подошли к магазину, который нам нужен. Здесь продаётся посуда, значит мы здесь можем купить ложки.
Посмотрите, ребята, на этой витрине ложки разные. Чем они отличаются?
Дети: По размеру.
Воспитатель: Как узнать, какая ложка нам нужна?
Дети: Большая для первых блюд, средняя – десертная, маленькая – чайная.
Воспитатель: Хорошо. Значит нам нужна какая ложка?
Дети: Чайная ложка.
А посмотрите на соседнюю витрину. Чем ложки отличаются на ней?
Дети: по материалу, из которого они сделаны. Пластмассовые, деревянные, металлические (железные).
Воспитатель: Ложка пластмассовая потому что сделана из ….
Дети: Пластмассы.
Воспитатель: Ложка деревянная, потому что сделана из ….
Дети: Дерева.
Воспитатель: Ложка металлическая, потому что сделана из ….
Дети: Из металла.
Воспитатель: Молодцы. А посмотрите, здесь даже указана цена. Сколько стоит пластмассовая ложка?
Дети: 15 рублей.
Воспитатель: А деревянная?
Дети: 30 рублей, а металлическая стоит 25 рублей.
Воспитатель: Хорошо, возьмите по одной пластмассовой ложке.
Дети: Одной ложки не хватило.
Воспитатель: Так-так, значит ложек оказалось меньше, на сколько меньше ребята?
Дети: На одну.
Воспитатель: Возьмите по одной деревянной ложке. Всем хватило на этот раз?
Дети: Да, ложек столько же, сколько и нас. Поровну.
Воспитатель: А теперь возьмите металлические ложки. Их тоже поровну?
Дети: Нет, ложек больше.
Воспитатель: на сколько ложек больше?
Дети: На две ложки.
Воспитатель: Ребята, нам теперь пора пройти на кассу, оплатить нашу покупку. Перед вами три копилки с деньгами: красная, жёлтая и синяя. Красные, вы возьмите такую монетку, чтоб заплатить за пластмассовую ложку. Жёлтые – за деревянную, а синие – за железную.
(Дети выбирают среди монет нужную им цифру, подходят на кассу, совершают покупку.)
Воспитатель: Хорошо. Теперь, когда у нас есть ложки, давайте вернемся в свою группу. Скажите, какой ложкой будет удобней кушать варенье: пластмассовой, деревянной, металлической?
Дети: Металлической ложкой (поясняют свой ответ)
Воспитатель: А давайте мы сегодня с вами познакомимся со свойствами металла, а с некоторыми мы уже знакомы, значит просто их вспомним.
Опыт № 1
«Тонет – не тонет»
Дети в емкость с водой опускают три ложки. Что произошло с деревом, с пластмассой, а что с металлом? (дерево и пластмасса не утонули, а металл утонул). Почему утонул металл? (Потому что металл тяжелее).
Опыт № 2 «Теплопроводность»
На столе ёмкость с горячей водой. Дети кладут все три ложки в воду, и вынимают из воды на салфетку. Проверяют температуру каждой ложки. Пока обсуждается результат проделанной работы, ложки тем временем остывают, но не одинаково. Металлическая ложка, в отличии от других, дольше всех сохранила тепло. Это говорит о том, что металл обладает теплопроводностью.
Опыт № 3
«Что тяжелее»
Дети берут два предмета, один из которого металлический. Взвешивают на ладонях и определяют, какой тяжелее. Вывод: металлическая ложка тяжелее других.
Воспитатель подтверждает результаты опыта с помощью весов. (взвешивает)
Опыт № 4
«Отражение»
Посмотрите внимательно на ложки и скажите, в какой из них вы видите свое отражение?
Опыт № 5
«Ну-ка, ложка, заиграй»
Взять по очереди сначала пластмассовую ложку и поиграть с соседом. Затем деревянной и металлической. Скажите при игре на каких ложках звук был самый громкий? Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята. Ну вот все у нас ложки есть. Но я вам предлагаю смастерить свою.
Перед вами заготовленные вами и вашими родителями деревянные ложки, я предлагаю их разукрасить .Какие красивые, яркие ложки у вас получились
Ну а сейчас пора полакомиться. Берите чайные металлические ложки, а пока берете, давайте повторим её свойства:
Теплопроводность и звукопроводимость высокая, тонет, потому что тяжёлый, с металлическим блеском, его поверхность отражает предметы.
Подходите ко мне с ложкой, положите себе в тарталетку варенье. Угощайтесь.
Кушайте на здоровье.