Конспект познавательного занятия с детьми старшей группы Зимние праздники на Руси


Народные праздники на Руси. Старшая группаПрограммное содержание:
Образовательные задачи: Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
Развивающие задачи: Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание. Развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.
Воспитательные задачи: Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать его духовный мир.
Словарная работа: предки, обычай, колядки, благая весть.
Используемый материал: Иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Пасху; русских народных костюмов.  Открытки, календарь народных праздников. Картины русских художников: И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».
Ход занятия:
Беседа о русских народных праздниках.
Воспитатель: Ребята,  вы любите праздники? Почему?  Какие вы знаете праздники?
Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки?
Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать как?
Тогда давайте отправимся с вами  на экскурсию в прошлое.
Вы спросите, как? Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза, мы отправляемся в путешествие во времени.  
(Дети рассаживаются на коврике, закрывают глаза, звучит музыка).
Воспитатель: Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.
Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды (показывает иллюстрации), по особенному готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Послушайте звон колоколов. (Звучит запись звона колоколов).
Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.
Сейчас вы узнаете какие народные праздники были самыми великими и любимыми на Руси? 
Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Рождество.
Воспитатель: Как вы думаете, какой праздник изображен на этих иллюстрациях? (Ответы детей).
Правильно - это Рождество. Один из самых известных и любимых праздников.  
А почему этот праздник так называется?  (Ответы детей).
В этот день празднуют День рождения Иисуса Христа.  Кто из вас знает, как праздновали Рождество на Руси? Какими обычаями, обрядами отмечали этот праздник? (Ответы детей)
Первый обычай – ходили люди со звездой по домам, славили рождение Иисуса Христа. А еще был обычай в эти Святые вечера переодеваться. Приходили ряженые в костюмах животных: коз, медведей, коней. Рядились и нечистой силой: чертом, Бабой Ягой, кикиморой. (Рассматривание иллюстраций)
 На Рождество люди колядовали. А что такое колядки?  (Ответы детей)
Колядки – это песни, в которых славят хозяев дома, желают им хорошего урожая, богатства, добра. А вы знаете колядки? Давайте вспомним их.
Пение колядок.
Коляда, колядаНа кануне Рождества.Коляда пришла,Рождество принесла.
Пришла коляда
Накануне РождестваДайте коровку,Маслену головку!Дай Бог тому,Кто в этом дому.
Воспитатель: Хозяева одаривали колядников печеньем, конфетами, деньгами.
(Рассматривание сюжетных картинок).
Ребята, а вы на Рождество колядовали? Расскажите нам. (Рассказы детей).
Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Масленицу  и репродукций картин художников - И.Сурикова «Взятие снежного городка» и  Н.Кустодиева «Масленица». 
 Воспитатель:  Ребята, а теперь подойдите сюда и посмотрите на эти картины. Как вы думаете, что за праздник изображен на них?  (Ответы детей).
 Правильно, Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы, и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна.
 Как называли Масленицу? Какие слова ей говорили? (Ответы детей)
 Масленицу называли широкой, веселой; душа ль ты моя Масленица; сахарные твои уста, сладкая твоя речь; приезжай ко мне в гости на широк двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
Едет Масленица дорогаяНаша гостьюшка годоваяНа саночках расписныхНа конях вороных).
Что было принято на Масленицу? (Ответы детей).
Было принято делать чучело, наряжать его в девичий наряд и возить по улицам, а потом ставить там, где начиналось веселье).Как веселились русские люди на Масленицу?  (Ответы детей)
Гуляли целую неделю; в игры играли, плясали и обязательно пекли блины.
А почему блины были обязательным лакомством на Масленицу? (Ответы детей) Верно, круглая форма и золотистый цвет считались символом солнца; его ждали с нетерпением после долгой зимы.
В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения; чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.
А в какие игры играли на Масленицу? (Ответы детей)
Русские народные игры интересные, веселые – «Заря-заряница», «Лапта», «Гори, гори ясно!»
Давайте и мы с вами поиграем.
Физкультминутка.
Подвижная игра «Гори, гори ясно!»
Выставка пасхальных яиц.
Воспитатель: Отшумела Масленица. И начинался на Руси Великий пост. Люди начинали готовиться к самому великому и любимому  празднику.
Может, вы подскажете, как он называется? (Ответы детей)
Правильно, Пасха – ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю.
Послушайте стихотворение Майкова А. «Христос воскрес!»
Христос воскрес!Повсюду благовест гудит,Из всех церквей народ валит,Заря глядит уже с небес…Христос воскрес! Христос воскрес!
Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики.
Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами.  Красное яйцо – символ Пасхи.
Подойдите, посмотрите на выставку яиц. Эти яйца сделаны из фарфора, дерева, стекла, глины, их шили и расписывали бисером. В кондитерских продавались шоколадные яйца и сахарные.
Яиц надо было много изготовить – для подарков родным и близким.
Вот и мы с вами на Пасху будем расписывать яйца.
А сейчас пора возвращаться назад – в будущее. Садитесь на наш ковер-самолет, закрывайте глаза и послушайте волшебную музыку. (Звучит музыка)
Вот мы и вернулись в настоящее и нас ждут предпраздничные хлопоты. Хлопоты радостные. Мы с вами готовимся к любимому празднику всех детей, к Новому году, а потом будем праздновать Рождество.
Конспект занятия на тему «Традиции россиян.
Русские народные праздники».
Программное содержание: Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа, развивать понимание названий праздников и их смысл. Расширять кругозор детей, развивать их речь.
Ход занятия:
- Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, т. е. русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и у мели веселиться.
- Ребята, а вы любите праздники?
- А почему?
-Какие праздники вы знаете?
-Кто такие наши предки?
Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. А хотите узнать, как? Ну тогда давайте отравимся на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковер, закрывайте глаза и мы отправляемся в путешествие.
(Звучит музыка).
А теперь открывайте глаза и слушайте. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов
- С чего начинались праздничные дни на Руси?
- Чем занимались люди в праздничные дни?
- Как старались одеться люди?
- Какое угощение готовили? Какие добрые дела старались сделать?
Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю. Послушайте стихотворение, об этом празднике, которое написал поэт А. Майков.
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Благовест – благая весть! В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только старики, да маленькие дети. Во время Пасхальной службы
Всегда читается поучение Иоанна Златоуста, там есть такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть веселятся . Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям прощение.»
-О каком празднике я вам рассказала?
- В честь чего праздновали этот праздник?
-Что такое благовест?
На Руси отмечали много красивых праздников. Ребята. Сегодня вы узнали немного об одном из них, но скоро я расскажу вам о многих других.
Конспект занятия на тему «Куклы из бабушкиного сундука».
Программное содержание:
- воспитывать интерес к народному творчеству: дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки;
- развивать фантазию, вкус, творческое воображение;
- постепенно подводить детей к осмыслению понятия «народная игрушка»;
- знакомить с элементарными приемами рукоделия.
Ход занятия.
1. Воспитатель: - Давайте отправимся в путешествие в прошлое. Вспомним,
в гостях у каких кукол мы уже бывали? /Ответы детей/. А сегодня встретимся с новыми друзьями. /Читает/.
Как у дедушки Петра
Нет ни печки, ни шеста.
Одна липова доска,
Ой, да, лебеда,
Одна липова доска.
Воспитатель: О чем эта песня? /о старинной кукле-полене/.
- Какую куклу наши предки придумали позже? /Соломенную/. Прошло ещё много лет и люди придумали тряпичную куклу. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети. Но лишь мальчики начинали носить брюки, а девочки юбки ( в старину это было в 7-8 лет), игры у детей строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая «безликая» кукла выполняла роль оберега. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Так как кукла «безликая» - вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала такую куклу-оберег в колыбель к ребенку, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. Куколки были разного цвета, что развивало зрение малыша.
2. Физкультминутка «Мячики летают, ладошки помогают» (Приложение).
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
- Каждый кто скажет, из какого материала сделана игрушка, выйдет на ковер. /Игрушки из дерева, из стекла, глины, из пластмассы и т. д./
Последнюю игрушку достает воспитатель, делая вид, что из «чудесного мешочка».
- Из какого материала сделана эта кукла? /Она сделана из ткани./
- Она тряпичная. /Дети повторяют/. Её название – кукла-пеленашка.
-Вам нравится эта кукла? Хотите, я научу вас делать такую?
4. Этапы выполнения работы: фото 10, 11.
1) Нарезаются квадратные куски хлопчатобумажной ткани размером
15х15 см.
2) Кусок ткани складывается пополам и сворачивается в валик.
3) Валик перетягивается жгутом красного цвета.
4) Выделяется голова.
5) Надевается яркий платок размером 8х8 см.
5. Самостоятельная работа детей.
Дети объединяются парами.
6. Итог занятия.
Воспитатель: - Ребята, покажите ваших кукол? Как они называются? /Куклы-пеленашки/.
- А как по-другому мы можем назвать наших кукол? /Куклы-обереги, тряпичные куклы, народные куклы/.
- У наших кукол нет глаз, рта, носа. Они какие? /Безликие/.
- Мне очень понравились ваши куклы. У вас они получились очень славные. А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? /Ответы детей/.
7. Игра с тряпичными куклами-пеленашками «Дочки-матери».
Конспект занятия на тему «Игра не пустая забава»
Цель: Активизировать познавательную деятельность детей, используя историю быта и традиций, обрядов русского народа.
Задачи: - воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
развивать интерес к истории своего народа;
совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных видов движений;
формировать навыки управления своей деятельностью;
Ход занятия:
Ведущая: Здравствуйте ребята!
Пришла я к вам издалека.
Я бабушка – Cказительница, да ключей хранительница.
Ключей не простых, от волшебного сундучка,
В нем сказки, были, да небылицы живут.
Открывает сундук. Достает из сундука иллюстрации и картинки обрядовых праздников на Руси. Рассказ:
«Одной из характерных черт обрядовых игр является продолжение жизни, бессмертие человеческого рода, призыв к счастью, благополучию, долголетию, богатому урожаю, хорошему приплоду скота.
Жизнь человека всегда была неотделима от жизни природы. Наиболее любимыми играми были и, наверное, и сейчас остаются: «Коршун», «У медведя во бору», «Волк в лесу».
Давайте и мы поиграем с вами в игру «У медведя во бору».
Считалка: Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо сада.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.
Проводится игра, а затем Сказительница продолжает свой рассказ:
«Обряд – это, прежде всего передача культуры народа. Обряд требует соблюдения определенного ритуала. В сельской местности в настоящее время говорят «играть свадьбу», «играть крестины», «играть проводы», «играть песни» и т. д.
Слово «играть» в Тамбовских говорах выступает в значении «веселиться», «шутить», «баловаться». И мы с вами поиграем в игру «Бояре». В эту игру играли на свадьбах.»Дети делятся на две команды (мальчики и девочки)
- Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
- Бояре, вы зачем пришли?
Молодые, вы зачем пришли?
- Бояре, мы невесту выбирать,
Молодые, мы невесту выбирать.
- Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
- Бояре, нам вот эта мила.
Молодые, нам вот эта мила. (Указывают)
(После этого один из бояр-гостей разбегается и «врезается» в цель между боярами-хозяевами, пытаясь ее «разбить». Если это удалось, то он забирает с собой кого-то из тех, чьи руки удалось ему расцепить. Теперь хозяевами становятся гости. Игра продолжается до тех пор, пока в одной цепи есть хотя бы два человека).Сказительница – На праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою.
Игра «Перетягивание каната»
«Петушиный бой»
Сказительница – Не один праздник на Руси не обходился без хоровода.
Как у наших у воротСобирается народ.
Собирается народ
На веселый хоровод.
Сказительница – Хоровод обозначает движение по кругу, цепью, восьмерками или другими фигурами с песнями, а иногда со сценическим действием. Русские хороводы бывают праздничные и обычные, сельские и городские, дневные и вечерние. Они распределяются по временам года, свободным дням жизни. Эти обряды, дошедшие из глубины столетий, являются одним из средств, при помощи которых древний человек хотел разбудить мать-природу, ускорить приход весны.
Водили хороводы либо за деревней в поле, либо на свободном месте, а иногда просто на деревенской улице. И мы поиграем в хороводную игру
«Ручеек».
Сказительница – Держа друг друга за руки, мы должны оставаться всегда дружными не только в игре, но и в жизни.
Но какой праздник без русской карусели?
Игра «Карусели»
Сказительница – Мы сегодня с вами поиграли,
И много нового узнали.
А теперь вам домашнее задание. Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и атрибуты к этим играм положите в волшебный сундучок, и мы с вами в них поиграем.
- А мне пора прощаться,
До свиданья говорить.
Конспект занятия на тему «Эти мудрые русские сказки».
Программное содержание: Воспитывать любовь к родному языку, к родной земле, чувство гордости за свой народ; воспитывать доброту, отзывчивость, готовность прийти на помощь, трудолюбие, бережное отношение к природе. Учить использовать в речи пословицы и поговорки, драматизировать отрывки из сказок.
Ход занятия:
Воспитатель – Ребята, вы любите сказки?
- Да.
- Я знаю, что сказки вам читают мамы и папы, рассказывают бабушки и дедушки, сказочные герои обращаются к вам с экранов телевизоров. Многие из сказок, особенно любимые, вы знаете почти наизусть и все таки, готовы слушать снова и снова. Давайте подумаем вместе, чем же нас притягивают сказки? За что мы их так любим? (Ответы детей). Сказка, ребята, это особый прекрасный мир, где может произойти любое чудо, где действуют добрые сила и силы зла, где героев подстерегают разные опасности, им приходится преодолевать трудности, но неизменно добро побеждает зло, на помощь слабым и беззащитным приходит сильный и смелый герой, а такие качества человека как доброта, трудолюбие, терпение – вознаграждаются.И так, как говорится, это была присказка, а сказка ждет вас впереди. Рассаживайтесь рядком да поговорим с вами ладком.
Расскажу я вам историю, которая произошла с одним моим знакомым мальчиком, по имени Ваня. С раннего детства все его очень любили, нежили, баловали, старались выполнить любое желание и не заметили… как он превратился в злого ленивого мальчика. Ничего не стоило Ване обидеть девочку, дернуть за хвост соседскую кошку, бросить камень в пробегающую собаку, сломать дерево.
Однажды, перебегая улицу, он толкнул старушку и даже не попросил у нее прощения, не заметил он и того, что старушка проводила его долгим задумчивым взглядом и что-то прошептала. А это, ребята, была не простая старушка, а волшебница. Она решила наказать плохого мальчика и превратила его в Ивашку – грязную мордашку.
Из красивого ухоженного мальчика он превратился в страшного уродца. Прохожие на него оглядывались, дети смеялись, друзья… просто не узнавали. Никакие советы умных докторов не помогали ему.
Такая вот грустная история. А вот и сам Ивашка.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуй, Ивашка!
- Ребята, а не могли бы вы помочь моему горю?
Воспитатель – Ох, Ивашка, хоть ты и заслужил такое наказание, мы попробуем помочь тебе, потому что надеемся, что ты исправишься. Ну что ребята, поможем Ивашке?
- Поможем!
Воспитатель – В соседнем лесу за большим болотом, на опушке, живет Баба-Яга. Она-то уж точно, что-нибудь посоветует. Только дорого к ней очень трудная. Одному никак не пройти. Придется нам, ребята, проводить Ивашку. Вы согласны?
- Да!
(Дорога с препятствиями: мостик, кустарник, кочки, тропинка под деревьями).
(Подошли к избушке).
Воспитатель – Посмотрите, ребята, избушка стоит, точь-в-точь как в сказке, к нам задам, к лесу передом. Ивашка, а ты помнишь, какие слова нужно сказать, чтобы избушка к нам повернулась?
- Нет, забыл.
Воспитатель – Ребята, а вы знаете? Давайте все вместе скажем: «Избушка-избушка, стань к лесу задом, а к нам передом».
(Появляется Баба-Яга, нюхает).
- Человеческим духом пахнет. А, это ты, Ивашка, пожаловал?
- Бабушка-Яга, что мне делать? Помоги моему горю.
- И не рассказывай, знаю я твою историю, видела в волшебном зеркале все твои проделки.
- Я больше не буду, никогда не буду!
Дети – Помоги ему бабушка, подскажи, как от уродства избавится.
Баба-яга – Ну ладно, так и быть, раз уж вы так за него просите – помогу. Но сначала отгадайте мои загадки.
В каких сказках живет Баба-Яга? («Гуси-лебеди», «Терешечка», «Лягушка царевна»).
Какие волшебные предметы помогают людям в сказках? (Волшебное яблочко, ковер-самолет, сапоги-скороходы, клубочек, колечко, гребешок).
Баба-яга – А что это вы так за него переживаете, все помочь хотите?
Воспитатель – А мы, Баба-Яга, всегда стараемся помочь тому, кто попал в беду.
Баба-яга – Ну, так и быть, уговорили. Дам я тебе, Ивашка, волшебный клубок. Он поведет тебя в страну сказок. Только туда ты пойдешь один. И так же, как дети помогли тебе, поможешь тому, кто будет нуждаться в твоей помощи. Но помни, что хорошие дела под силу только человеку с добрым и смелым сердцем.
Воспитатель – Ну что ж, Ивашка, ты иди, а мы будем ждать твоего возвращения.
- До свидания, ребята!
- До свидания, Ивашка, доброго тебе пути!
Конспект занятия на тему «Русская матрешка» .Программное содержание:
воспитывать интерес к народному творчеству; дать представление о том, как народные мастера делают игрушки; познакомить с историей русской матрешки;
развивать навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из листа, сложенного пополам, с предварительно нарисованным контуром;
развивать навыки вырезания одинаковых элементов аппликации из бумаги, сложенной вдвое, втрое;
развивать чувство цвета и композиции при построении узора, размещении его на предложенной форме.
Материалы для занятия: разные матрешки, иллюстрации с их изображением; белая и цветная бумага, гофрированная бумага, клей, кисточки, клеенки, салфетки, фломастеры.Ход занятия .I. Загадка: Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка... (Матрешка)
II. Рассматривание матрешек и рассказ.
Первых матрешек сделали более ста лет назад. Деревянная матрешка была похожа на простую деревянную девочку. В большой семье кукол одна меньше другой. Прошло много лет, а матрешка остается по- прежнему любимой игрушкой детей.
Раньше матрешек вырезали из дерева вручную, затем обмазывали слоем глины и покрывали льняным маслом. После того как матрешку хорошо просушивали, мастер наносил узор на игрушку: одних «одевали» в сарафаны, других- в зимнюю одежду, третьих в узорчатые платки. Каждой кукле рисовали свое лицо, поэтому каждая матрешка имеет разное его выражение: одна улыбается, а другая грустит. И каждая из них держит что- нибудь в руках: букет цветов, расписной платочек и т. д.
Хороши матрешки. Ни в одной другой стране мира не делают таких игрушек, поэтому матрешка- символ России, всего русского. 111 .Физкультминутка «Мельница» . (Приложение 1) Г/.Последовательность выполнения работы.
вырезать матрешку по контуру;
выбрать способ выполнения аппликации: украсить сарафан вырезанными из цветной бумаги узорами; использовать способ обрывания; гофрированную бумагу;
- дорисовать лицо матрешки. V. Анализ работ.
VI.Итог занятия. Чтение книги С. Маршака «Матрешки»
Ребенок и окружающий мир
Народные праздники на Руси: Масленица
Старшая группа
ВоспитателиМогильницкая Н.П. , Оленева И.В.
В современных православных семьях довольно часто празднуют масленичную неделю. Знаем ли мы, что это за неделя и как рассказать об этом празднике ребенку.
Словарь: Масленица, праздник, неделя, блины, солнце, весна
Историческая справка для любознательных родителей
В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбою, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым - одним из самых любимых в народе.
Каждый день масленицы имеет свое название:
понедельник - "встреча",вторник - "заигрыш",среда - "перелом",четверг - "широкий",пятница - "Тещины вечера",суббота - "проводы",воскресенье - "прощеный день".Накануне первого дня масленицы хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с язычных времен: в то время наши предки-славяне отмечали приход весны, и традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного.
Женщины выходили к воде и просили месяц: "Месяц, месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко, подуй на опару". Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. "Блин не клин, живота не раcколет", - говорилось в народе.
Во вторник, на "заигрыш", приглашались девицы и парни - покататься со снежных гор, поесть блинов. Всем было очень весело. В среду теща приглашала на блины зятя. С четверга начиналось настоящее масленичное гуляние, недаром этот день назывался "широким". Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья.
Парни строили ледяные крепости с воротами, внутри помещалась "стража". Потом конные и пешие "атаковали" крепость: пешие лезли по ледяным стенкам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами. После окончания боя победители и побежденные вместе шли пировать.
По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму. В воскресенье его сжигали. В пятницу, "на тещины вечера", наступала очередь зятьев угощать своих тещ и оказывать им всевозможные почести. В субботу, на "проводы", все родственники собирались вместе за столом. Проводы масленицы, "прощеное воскресенье", сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, которое олицетворяло зло, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями.
В "прощеное воскресенье" было принято просить друг прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими - подготовиться к Великому Посту.
Современному малышу, несомненно, будет интересно узнать о таком интересном празднике, а тем более поучаствовать в его праздновании в кругу семьи.
Практически все элементы празднования масленицы можно повторить в современной семье. В первую очередь, следует уделить внимание родственникам - можно навестить бабушек и дедушек, дядей и тетей, а также пригласить их к себе на блины. Прекрасный повод пообщаться.
Конечно, вместе с ребенком печем блины - и тонкие кружевные, и толстые дрожжевые, подаем их с вареньем, сметаной, творогом сладким и творогом с зеленью, с икрой, с рыбой - с соленой красной, с селедкой, смешанной с брынзой и зеленью. Не забывайте, что участие ребенка обязательно. Он, действительно, может помочь - подать тарелочки, кастрюльки; насыпать муку; помешать тесто; намазать блины маслом, посыпать их сахаром. А сколько впечатлений?! Тем более Вы, уважаемые родители, должны помнить, что для ребенка это не просто "техническая работа", а в полном смысле слова развитие и обучение.
На масленичной неделе обязательно найдите время всей семьей, а может быть и вместе с друзьями покататься с горки, покататься на лошадках или пони. А еще ничего, кроме погоды, не может помешать собрать друзей с детьми и построить снежную крепость. Особенно здорово, когда это будут делать еще и папы.
День прощеного воскресенья - очень не простой по своей сути день. Но этот день может оставить много незабываемых впечатлений и сплотить Вашу семью. Вы можете вместе с ребенком вспомнить неприятные моменты общения, выразить свои чувства по этому поводу и попросить друг у друга прощения. Маленькие дети часто не понимают смысла такого обычая, но с удовольствием исполняют его.
Существует много пословиц о Масленице, вместе с ребенком Вы можете попытаться понять их смысл:
Не житье, а Масленица. На горках покататься, в блинах поваляться. Масленица семь дней гуляет. Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить. Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Масленица объедуха, деньгами приберуха. Блины брюха не портят. Это Масленица идет, блин да мед несет. Без блинов - не Масленица. Блин не клин, брюха не расколет. Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
Помните, каждую пословицу необходимо объяснить ребенку, ведь это народное творчество и многие слова будут непонятны ребенку.