Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ПРОБУЙ, ТВОРИ, ИССЛЕДУЙ»


Приложение № 2
к приказу МБОУ «Школа №51»
от 01.09. 2016г. № 168

Рабочая программа
внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«ПРОБУЙ, ТВОРИ, ИССЛЕДУЙ»
5 класс
Составители: Мокина Е. Н., учитель математики, высшая квалификационная категория,
Сорокина Т.В., учитель информатики,
высшая квалификационная категория
г. Прокопьевск
2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Пояснительная записка
Настоящее время — это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, разработать план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
В условиях реализации ФГОС ООО учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере: ученик должен ориентироваться на нахождение общего способа решения учебных задач, хорошо владеть системой учебных действий, позволяющих решать эти задачи; уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы и адекватно оценивать качество его выполнения. Ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов формирования ученика в субъект учебной деятельности является его участие в учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышлении. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности, развитие творческих способностей, использование возможностей для самовыражения и самореализации.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования в условиях ФГОС ООО. Метапредметные компетенции, приобретенные учащимися в ходе проектной и исследовательской деятельности, станут основой для организации их дальнейшей научно-исследовательской деятельности при обучении в основной и средней школе.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектной, учебно- исследовательской деятельности.
Задачи:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
формировать умения и навыки исследовательского поиска;
формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
развивать логическое, алгоритмическое и системное мышление,
развивать познавательные потребности и способности, креативность,
развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
создавать предпосылки успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с математикой и информатикой.
Особенности организации учебного процесса
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Сроки реализации: 1 год.
Данный курс входит в раздел учебного плана для 5 классов «Внеурочная деятельность». На реализацию программы отводится 1 час в неделю.

Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъектность, системно-деятельностный и личностный подход, преемственность, результативность, сотрудничество и партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Занятия курса побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности, учат наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
альбом,
газета,
журнал,
коллаж,
выставка
коллекция,
макет,
модель,
плакат,
серия иллюстраций,
справочник,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия,
презентация
Методы проведения занятий: эвристическая беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, конференция, консультация. Методы контроля: защита исследовательских работ, публичное выступление, презентация проектов, Портфолио, участие в научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ, анкетирование.
В процессе освоения программы у учащихся формируются навыки самостоятельной исследовательской и проектной деятельности: умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления полученного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме работы ; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

результаты формируемые умения средства формирования
Личностные формирование у учащихся мотивации к обучению, навыков самоорганизации и саморазвития,
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического и творческого мышления.
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
Регулятивные •учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве ;•планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные развивать умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации,
добывать необходимые знания и с их помощью выполнять конкретные действия,
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
владеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять расширенный поиск информации с использованием информационных ресурсов и Интернет-ресурсов
Коммуникативные учиться выполнять различные роли в группе (лидер, исполнитель, критик ),
уметь координировать свои усилия с усилиями других,
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Предметные результаты
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений.
Уровни результатов работы по программе
Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного социального действия.
В результате освоения программы учащиеся научатся:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Система оценки достижения планируемых результатов
При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании основываемся на том, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. При оценке степени сформированности у учащихся умений и навыков проектной и исследовательской деятельности, можно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование предметных знаний,
количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
владение рефлексией;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.

Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
альбом,
газета,
журнал,
коллаж,
выставка,
коллекция,
макет,
модель,
плакат,
иллюстрации ,
справочник,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия,
презентация
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: защита проектных и исследовательских работ, публичное выступление, выставка, презентация, участие в научно-практической конференции , конкурсах исследовательских и творческих работ.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
1.Теоретический блок.
Способы мыслительной деятельности
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практические задания. Работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Практические задания . Правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
2. Практический блок. «Проектная мастерская»
Самостоятельные проекты.
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации.
Работа на компьютере: структурирование материала, создание презентации, выпуск брошюры.
Работа над проектом.
3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.  
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/пНаименование тем Количествочасов УУД
всего теория практика Введение (1 ч.)
1. Что такое проект. 1 1 Л.: формировать мотивацию к обучению, навыков самоорганизации и саморазвития.
Р.: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
К.: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
1 . Теоретический блок (16 ч.)
Способы мыслительной деятельности (7 ч.)
2 Что такое проблема 1 1 Л.: формировать мотивацию к обучению, навыков самоорганизации и саморазвития.
Р.: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
К.: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
3 Как мы познаём мир 1 1 4 Удивительный вопрос 1 1 5-6 Учимся выдвигать гипотезы. 2 1 1 7-8 Источники информации 2 1 1 Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.)
9 Выбор темы исследования 1 Л.: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Р.: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
П.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
К.: формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
10 Цели и задачи исследования 1 11-12 Методы исследования. Мыслительные операции. 2 13-14 Сбор материала для исследования. 2 15 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы 1 16-17 Обобщение полученных данных. 2
2. Практический блок ( 13 ч.)
«Проектная мастерская» . Самостоятельные проекты ( 9 ч. )
18-19 Планирование работы 2 2 Л.: формировать мотивацию к обучению, навыков самоорганизации и саморазвития,
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Р.: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
К.:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
20-21 Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. 2 1 1 22-23 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. 2 1 1 24-26 Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации. 3 1 2 Индивидуальные проекты ( 4 ч.)
27-
28 «Любимый посёлок Северный Маганак в задачах».
«Математика здоровья».
2 - 2 Л.: прививать интерес к исследовательской работе, и истории родного края, к людям, славящим его;
Р.: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
«Тайны кодов».
«История возникновения систем счисления». 29
-
30 « Ох, уж эти проценты».
«Значение числа в судьбе человека». 2 - 2 «Исторический ракурс: от абака до персонального компьютера».
3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся ( 4 ч.)
31-32 Подготовка к защите. 2 - 2 Л.: прививать интерес к исследовательской работе, и истории родного края, к людям, славящим его
Р.: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
33-34 Защита проектов. 2 - 2
Календарно-тематическое планирование
№ п/пДата Наименование раздела.
Тема урока
Кол-во часов Формы контроля
1 Что такое проект 1 Беседа
Презентация исследовательских работ учащихся.
2 Что такое проблема 1 Беседа
Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
3 Как мы познаём мир 1 Игры на внимание.
4 Удивительный вопрос 1 Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».
5-6 Школа «почемучек». Учимся выдвигать гипотезы. 2 Беседа, работа в парах, тренинг
Игра «Найди причину».
7-8 Источники информации 2 Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Оформление списка использованных электронных источников.
9 Выбор темы исследования 1 10 Цели и задачи исследования 1 Практика
11-12 Методы исследования. Мыслительные операции. 2 Практика
Анкетирование
Эксперимент
13-14 Сбор материала для исследования. 2 Практика
15 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы 1 Практика, работа в группах
16-17 Обобщение полученных данных. 2 Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
18-19 Работа над проектами . Планирование работы 2 Беседа, исследовательская работа в группах
20-21 Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. 2 Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
22-23 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. 2 Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
24-26 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. 3 Практика
27-
28 « Любимый посёлок Северный Маганак в задачах».
«Математика здоровья »
«Тайны кодов».
«История возникновения систем счисления». 2 Посещение музея, сбор информации, работа в библиотеке, встреча с интересными людьми, обсуждение в группах
29-
30 Ох, уж эти проценты».
«Значение числа в судьбе человека».
«Исторический ракурс: от абака до персонального компьютера».
2 Сбор и анализ информации,
31-32 Подготовка к защите. 2 Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
33-34 Защита проектов. 2 Школьная конференция « Старт в науку»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Литература для учителя:
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Горячев А.В., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах. 5 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2010. – 90с.
Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Игровые методы обучения).
Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 112 с.
Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.
Литература для учащихся:
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.
Босова Л.Л. Развивающие задачи по информатике (задачник). — М: Образование и информатика, 2000.
Интернет - ресурсы:
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Задачи и головоломки (http://math.all-tests.ru/taxonomy/term/9)
Логические задачи и головоломки (http://www.smekalka.pp.ru/)
Занимательные задачи по информатике.  Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. (http://gdz.ru/book/class-5/informatika/bosova-zanimatelnye-zadachi)
Материально – техническое обеспечение
Компьютер.
Проектор.
Экран, интерактивная доска.
Ксерокс, сканер, фотоаппарат . Принтер.
Тематические таблицы
Приложение № 1
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Вам дается 2 минуты для того, чтобы запомнить слова, изображенные на рисунке. Можете переписать их. Потом закройте рисунок и напишите по памяти, столько слов, сколько сможете вспомнить. Если Вы записали меньше пятнадцати слов, советуем Вам всерьез заняться тренировкой внимания, памяти.
 

Так какое же число скрыто под машиной?

(В действительности же, картинку надо просто перевернуть.)
3.
Следующая задача 
(Маленькие дети не могут составлять уравнения или искать математические закономерности, поэтому они замечают, что значение зависит от количества кружочков в каждой цифре. В "9" один кружочек, в "8" — два, в "1" — ни одного, а, значит, 2581 = 2.4.

(Пояснение: Сначала вам кажется, что это фигура, у которой нет какого-то общего со всеми признака. Но тут происходит самое интересное:— Да, № 2 без белой рамки.— Но как же тогда № 3 — единственный круг?— № 4 — зеленый, когда остальные красные.— № 5 явно меньше остальных...Логика загадки в том, что только № 1 не содержит явных отличий от большинства. И в этом его главное отличие. Поздравляем тех, кто нашел ответ. Не дайте вашим способностям пропасть зря.)Следующая задача Конец формы
5. На острове живут два племени: молодцы. Которые всегда говорят правду, и лжецы, которые всегда лгут. Путешественник встретил островитянина, спросил его, кто он такой, и когда услышал, что он из племени молодцов, нанял его в проводники. Они пошли и увидели вдали другого островитянина, и путешественник послал своего проводника спросить его, к какому племени он принадлежит. Проводник вернулся и сказал, что тот утверждает, что он из племени молодцов. Спрашивается: был проводник молодцом или лгуном?
( На острове на данный вопрос никто не мог ответить ничего, кроме того, что он молодец. Так как проводник воспроизвел правильно этот единственно возможный ответ, то ясно, что он молодец.)6. Перед судом стоят три человека, из которых каждый может быть либо аборигеном, либо пришельцем. Судья знает, что аборигены всегда отвечают на вопросы правдиво, а пришельцы всегда лгут. Однако судья не знает, кто из них абориген, а кто - пришелец. Он спрашивает первого, но не понимает его ответа. Поэтому он спрашивает сначала второго, а потом третьего о том, что ответил первый. Второй говорит, что первый говорил, что он абориген. Третий говорит, что первый назвал себя пришельцем. Кем были второй и третий подсудимые?
(Второй – абориген, третий – пришелец.)
7. В перерыве в классе оставалось девять учеников. Один из них разбил окно. На вопрос учителя были получены следующие ответы:
Якоб. Это сделал Джек.
Боб. Это неправда.
Мария. Я его разбила.
Джон. Сделала это либо Мария, либо Анна.
Джек. Боб лжет.
Том. Это была Мария.
Лео. Нет. Мария окно не разбивала.
Анна. Ни Мария, ни я этого не делали.
Розалия. Анна права, но Джек также не виновен.
Если из этих девяти высказываний три, и только три истинны, кто разбил окно
(Окно разбила Анна.)
8.Сколько треугольников на рисунке?

9. Читайте внимательно и ничего не записывайте: «Торпедо» возглавляет турнирную таблицу, «Спартак» находится на пятом месте, а «Динамо» как раз посередине между ними. Если «Локомотив» опережает «Спартака», а «Зенит» занимает место сразу же за «Динамо», то какая из перечисленных команд находится на втором месте? На раздумье дается 30 секунд.
(Локомотив)
9. Найти одинаковые пары.

( Вторая и пятая пары.)
Представьте, что Вы раскрасите рисунок следующим образом: части, отмеченные квадратом, - голубым цветом, крестиком – серым, треугольником – синим, точкой – коричневым, вертикальной черточкой – черным, галочкой – зеленым, кружком – желтым (солнце – тоже), двумя горизонтальными черточками – красным. Неотмеченные части останутся белыми. Теперь попробуйте без реального раскрашивания определить, что нарисовано на картинке.

11. Из этих 18 кружков только два совершенно одинаковы. Найдите их.

(Кружки под номерами 4 и 14)
12. Впишите в свободный сектор последнего кружка число, которое соответствовало бы закономерности, объединяющей все остальные числа.
Следующая задача 
(52. Числа во втором кружке получены путем деления на два числа, вписанных в первый кружок. Числа в третьем кружке получены путем удвоения чисел, вписанных в первый кружок.)Следующая задача 13. Какую из пяти фигур, изображенных внизу, Вы поместили бы в свободный квадрат?

(Фигуру под номером 2. Она не имеет прямых углов, как и все фигуры в квадратах.)14. Какому закону подчиняются числа, размещенные в этих фигурах? Какое число надо вписать в свободный квадратик?

Следующая задача (16. Верхнее число делится на число, записанное справа внизу, и результат удваивается. Так получается число, поставленное в условном квадратике.)15. Попробуйте решить, какое слово нужно вписать вместо точек в скобках:18 (ВИЗА) 9381 (….) 75
(Джаз. Цифры соответствуют порядковому номеру букв в алфавите: 1 – а, 2 – б, 3 – в и т. д. Цифры нужно заменить соответствующими буквами и читать получившееся слово справа налево.)Следующая задача 16. Какое число нужно поставить вместо вопросительного знака, чтобы сохранить закономерность, которой объединены остальные числа таблички?
 

(13. Сумма крайних чисел в каждом ряду дает число, расположенное в середине ряда.)17. Отыщите закономерность, которой подчиняются числа, расположенные в секторах круга, и поставьте недостающее число.
 

(39. Каждое число, следующее за тройкой, образуется путем удвоения предыдущего и вычитания соответственно единицы, двух, трех и т. д. 22 × 2 = 44, 44 – 5 = 39.)