Конспект урока литературного чтения Л.Н. Толстой Прыжок 3 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ольховская средняя общеобразовательная школа»
Ольховского района Волгоградской области
Конспект урока по литературе в 3 классеЛ.Н. Толстой «Прыжок»
подготовила
учитель начальных классов
Ильчук Елена Викторовна
УМК «Планета Знаний» 3 «А» класс МБОУ Ольховская СОШ
Ильчук Е.В.
Оборудование: портрет Л. Толстого, учебник Литературное чтение 3 класс Э.Э.Кац, рабочая тетрадь к учебнику Э.Э. Кац «Литературное чтение», компьютер, проектор.  
Цели:                   - познакомить детей и провести анализ рассказа «Прыжок» Л.Н. Толстого, ввести новые слова в лексику учащихся, работать над пониманием логики событий, над пониманием подтекста поступков героев;- показать нравственные качества героев, формировать представление о способах изображения переживаний в эпическом произведении, с помощью которых человек может догадаться о сущности переживаний;-  совершенствовать технику чтения, отрабатывать навыки беглого, сознательного, выразительного чтения, продолжать работу над артикуляцией, над дыханием, развитие мышления, памяти, внимания, воображения и речи.
Этапы: Ход урока:
1. Орг. момент Для урока чтения нам понадобится учебник, тетради по чтению  и ваше хорошее настроение
2.Развитие речевого дыхания Набрали воздух. На медленном выдохе произносим:
* Храбрость - это когда на страх уже не хватает времени. (...)Леонид С. СухоруковБлагоразумие - лучшая черта храбрости. (...)Вильям ШекспирПрежде, чем сделать шаг вперёд убедись, что перед тобой нет пропасти.
- Поднимите руки, кому уже хватает воздуха?
3. Артикуляционная гимнастика Дети повторяют за учителем (хором)
Ли-ли-ли: в синем море корабли.
Ля-ля-ля: мачта корабля.
4. Интеллектуальная разминка Когда пешком идешь, ты пешеход, а кто ты, если сел на пароход? (пассажир)
Вокзал для корабля?
Самый главный человек на корабле?
Имя писателя, с которым  мы познакомились вчера?
Как звали его папу?
Где родился Л.Н. Толстой?
Какие рассказы мы читали? (Косточка,  Птичка…)
Краткое дополнение биографии Л.Н.Толстого:
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября (28 августа) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии. Льву не было и двух лет, когда умерла его мать, а через несколько лет скончался и отец. В 1840 году детей Толстых переселили в Казань.
Образование Лев Толстой получал на дому вначале от гувернёра-француза Сен-Тома́, затем немца Ресельмана.
В 1843 году Л. Н. Толстой стал студентом Казанского университета, где два года проучился на восточном факультете и два года на юридическом.
Весной 1851 года, по совету старшего брата Николая, чтоб сократить расходы и расплатиться с долгами, Лев Николаевич уезжает на Кавказ. Осенью в 1851 году стал юнкером 4-й батареи 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове под Кизляром. Вскоре Л. Н. Толстой стал офицером. Когда в конце 1853 года началась Крымская война Лев Николаевич перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице и Силистрии. С ноября 1854 года по август 1855 года участвовал в обороне Севастополя. В это время Толстой пишет рассказы о моряках - севастопольцах. Лев Николаевич не понаслышке знает о жизни моряков и офицеров, об их быте и развлечениях.
5. Объявление темы урока Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Л.Н.Толстого  «Прыжок»- По названию можно сказать,  о чем  будет  этот рассказ? (да)  (Но мы не знаем, куда был совершен прыжок и не знаем причину)- Может быть во время работы над словарной работы, кто-то догадается о чем пойдет речь?
6. Словарная работа
  Откройте тетрадь на печатной основе на с.32 №1.Подберём синонимы и антонимы к словам (работаем в парах):
синонимы антонимы
раззадориться взобраться защищать опомниться 2. Прочитайте словосочетания, объясните их значения:сорвала шляпу – …скинул куртку – …бросился догонять -…
7. Предварительная подготовка Учитель:  Как раньше, до изобретения пароходов, совершали морские плавания? (на парусниках)
Миша Касымов сейчас расскажет нам о таком паруснике:
Термин "палуба" объединяет все горизонтальные настилы в корпусе корабля, каждый из которых имеет своё название.
Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень пород дерева.
Мачта — вертикальный деревянный столб.
Мачты возвышались на 15-25м, т.е. высота достигала размеров 3-5эт. дом
На мачтах перекладины, на кот. держатся паруса. От перекладины, к др. перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок.
Скорость парусного корабля небольшая, поэтому плавание продолжалось долго.
Учитель:  Как вы думаете, скучала ли команда во время долгого плавания?( И если команде удавалось побывать в жарких странах, они нередко раздобывали себе обезьянку, веселого, шаловливого зверька, который  развлекал людей в свободную от нелегкой службы минуту. Но бывало, что проказы зверька становились причиной неприятных происшествий. Об одном из них, случившемся очень давно поведал в рассказе «Прыжок» Л.Н. ТолстойУчитель:  По названию можно сказать, кто будет главным героем?
8. Учебник Вот мы сейчас все и узнаем (чтение учителем)
9. Первичное восприятие -  Кому из героев вы больше сопереживали? -  Какие чувства вы испытали?-  Когда вам было страшно? Когда вы почувствовали облегчение?
- Какой из типов изложения событий преобладает в рассказе: повествование, описание, рассуждение?- Как вы догадались? Слов,  какой части речи больше в  тексте повествовании?- Что в этом рассказе вас рассмешило?
10. Физ. минутка Я называю слова из текста. Дети выполняют определенные движения, в зависимости от того какой частью речи  являются эти слова. (Существительное - присесть; глагол-прыжок; прилагательное –руки вверх)
11. Творческая  работа       -    Как вы думаете,  у этой истории мог бы быть др. конец?
12. Работа над выразительностью Каким тоном надо читать самый напряженный момент? В каком темпе?   Как мы будем читать тихо или громко?Найдите этот момент. Кто попробует голосом передать переживания героев?
13. Выборочное чтение - Найдите в тексте слова - действия, которые сообщают нам, как развлекала матросов обезьяна?- Найдите слова-действия, которые совершал мальчик пытаясь догнать обезьяну.- Какие слова- действия использует автор описывая поведение капитана- Как реагировали люди на происходящее сначала?- Как изменилось их настроение?- Как они повели себя после того, как мальчик прыгнул в воду? - Слова, какой части речи вы называли?
14. Групповая работа Характеристика персонажей. Дети делятся на 4 групп. Каждая группа получает задание подготовить краткий пересказ от имени:
мальчика.
капитана корабля
матросов
обезьянки
и охарактеризовать предложенных героев.
15. Основная мысль произведения. Наши родители очень нас любят! А мы порой совершаем необдуманные поступки, заставляя их переживать за нас и предпринимать неотложные и порой опасные действия!
16. Итог урока Почему рассказ называется «Прыжок»?Как вы думаете, мальчик сам бы догадался прыгнуть в воду?Был ли другой путь к спасению?Как вы думаете, если бы мальчик не прыгнул, отец бы выстрелил?Как вы думаете,  было ли отцу страшно?Можно ли сказать, что отец тоже совершил прыжок?
Д/З Спасибо всем за урок.-  Как вы считаете, легко ли быть хорошим читателем?- Что для этого надо делать? Я надеюсь, вы все меня порадуете  завтра своим выразительным чтением
Рефлексия – Понравилось ли вам произведение, с которым вы познакомились?
– Что вы вынесли для себя из этого произведения? – Что вас удивило?
Использованная литература:
1. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка 2. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – Ростов н/Д.
3. Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецов
4. Биография. Толстой Лев Николаевич
Интернет ресурсы:
а) http://viki.rdf.ru/item/3143/б) http://festival.1september.ru/articles/594467/