«Схема конспекта урока» (по Распутину в таблице)

Схема конспекта урока
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Креповская средняя общеобразовательная школа
Урюпинского муниципального района Волгоградской области
Педагог:_Солодкова Клавдия Павловна___________________________________________
Предмет:_литература_________________________________________Класс__9___________________________
Тема урока «Матёра - российская Атлантида?» (75-летию В.П. Распутина посвящается._15 марта 2012г.)___________________________________________________________________________________
(При написании конспекта урока на каждом из его этапов отражены цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок )

Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)

1.
1. Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;






описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)



Дать представление о жизни и творчестве писателя - современника В.Г. Распутина;
познакомить с героями повести “Прощание с Матёрой ”,
акцентировать внимание девятиклассников на связи изображаемых событий в произведении с реальной жизнью Сибири 70-х годов XX века – строительство Братской ГЭС;
развивать литературный познавательный интерес при знакомстве с новым автором и произведением, поставленными в нем проблемами.



Способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно – философских проблем его произведений на примере повести “ Прощание с Матёрой ”;
сопоставить проблемы изучаемого произведения с ранее изученными произведениями русской литературы XX века (Ф.А. Абрамов, В. Белов, А.И. Солженицын, В.П. Астафьев, В.М. Шукшин – деревенская тематика их творчества).
Задачи урока. Создание рабочей атмосферы, важно настроить учеников на нужный лад.
Учащиеся должны иметь представление о писателе В. Распутине, его жизненном и творческом пути, проблематике произведения “ Прощание с Матёрой ”, об ответственности перед своей малой родиной и отражении данной темы в художественной литературе.

Обращение к иллюстративным и наглядным средствам обучения ( просмотр кадров кинофильма Л. Шепитько и Э. Климова « Прощание» по мотивам повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» (3 минуты).
Постановка аналитических и проблемных вопросов при изучении нового произведения. ( «Матё -ра – российская Атлантида?»)







2.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:


определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;




описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;




описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;


определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;


описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.





1. Работа с картой Сибири, знакомство с местоположением Братска, Ангары.
2. Сооружение макета острова Мещёра. (Фотография класса прилагается)
3. Презентация « Сибирь в жизни В.Г. Распутина».
4. Определение жанрового своеобразия произведения. (Повесть).

Познакомить с духовными ценностями человеческой жизни и культуры на примере художественной литературы, в частности творчества писателя В. Распутина.
Уметь вести дискуссию.


Задача – контроль за уровнем усвоения подготовленного к уроку материала, исправление и пояснение ошибок.


Групповое обсуждение, обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по теме « Мещёра - российская Атлантида?». Учиться разрешать спорный вопрос или проблему.
Сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.


Поставленные перед учащимися цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.



Формирование позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности.
Создание проблемной ситуации. ( Председатель поссовета Воронцов говорит о « большом», государственном деле. Получается, что деревенские жители мешают решить эту государственную задачу - зачистить дно будущего водохранилища?)

Создание проблемной ситуации;
Нахождение способа решения путём догадки или выдвижение предположений и обоснования гипотез; доказательство гипотезы, проверка правильности решения

Содействие возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы, конструктивность критики.




Цели и задачи способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально значимых качеств личности.

3
3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);


определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;



изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);


































описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;


описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;






описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;



описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;





.

Выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников.
Обсуждение главного вопроса через последовательное осмысление предложенных заранее вопросов и заданий.

Задача – ознакомление ученика с новым материалом. Закрепление и совершенствование знаний.
Уметь комментировать прочитанный фрагмент, отвечать на аналитические и проблемные вопросы, давать оценку центральным эпизодам, высказывать свою точку зрения на проблемы произведения и аргументировать их, выразительно читать, художественно пересказывать.

Обучающиеся, заранее разделенные на группы и подготовленные к рассуждению по каждому конкретному вопросу (1-4 вопросы и задания), освещают свое понимание конкретного фрагмента. Пятый вопрос о понимании финала произведения обращен ко всему классу: обучающиеся высказывают личное мнение. Шестое задание - сформулируйте свое понимание идеи повести - дается как групповое задание. После короткого обсуждения представители каждой группы дают краткие формулировки идеи произведения, которые желательно записать в тетради.
Примерные вопросы и задания к уроку.
Почему, на ваш взгляд, В.Распутин написал повесть «Прощание с Матерой»? Как связано
это произведение с реальной жизнью в Сибири?
2. Как описываются в повести остров Матера и его жители? Кто более ^' ' запомнился и почему? Дайте характеристику членам семьи Пинигиных, подругам Дарьи, Богодулу, Петрухе и другим жителям Матеры.
Кому противостоят жители Матеры в своем стремлении достойно проститься с родиной? Охарактеризуйте действия и образ жизни «пожогщиков» и «обсевков». Каково отношение к ним автора?
4. Прочитайте фрагменты текста, в которых говорится о подготовке Дарьей своей избы к уничтожению. Каковы мотивы поведения Дарьи? Чье
поведение по отношению к родному дому противопоставляется поведению Дарьи? Как оценивает автор разные типы отношения к дому? В чем это
выражается?
5.Как вы понимаете финал произведения? Как в финале выявляется авторская позиция по отношению к изображаемому?
6.Сформулируйте свое понимание идеи повести.



Развитие логического мышления и интеллектуальных умений и навыков в процессе пересказа отдельных отрывков, ответов на проблемные вопросы при анализе произведения.



Весь класс решает познавательные задачи. Два-три обучающихся с высокими учебными возможностями подбирают по теме дополнительный материал из других источников.

Вопрос может обращаться не ко всем, а к конкретному человеку в инициативной группе или учитель регулирует равномерное распределение вопросов между членами группы.

Использование видеофильма (4 минуты). Кадры используются те, что дают наибольший эффект, наиболее действенные, обеспечивают наилучшее выполнение задачи. («Дарья готовит свою избу к сожжению» и заключительные минуты фильма).




Цели, ставящиеся перед учащимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов.

Задачи конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока.





Создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке (организацию рабочего пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме урока и т.д.).


4.
4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;


описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.




описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;


Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.






Постараться предвосхитить возможные вопросы ученика.
Пояснение значения возникших при дискуссии понятий и терминов.





Задача – коррекция самостоятельной работы, отслеживание уровня усвоения свежего, только что рассмотренного материала.




Вопрос – визитная карточка дискуссии. А парадокс – неожиданное, своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу. В нем неизменно присутствует
вызов;
неожиданный вопрос;
реплика – краткое возражение, замечание с места. Она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.



Время для уточняющих вопросов, общей оценки результатов (похвалы или порицания) и прощания. Задача – грамотное завершение работы и подведение итогов.





Оценивание не только итогов обучения, воспитания и развития, но и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя и учащихся, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп должно всё-таки эту часть учащихся « расшевелить», поможет понять, о чём была речь - о человеческой памяти, об истоках мудрости, познания жизни.




5.
5. Задание на дом, включающее:

постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;


определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.



Просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать.
( Эссе на одну из тем: «Ушла ли под воду Матера?»; «Как я понимаю традицию»).



Закрепить пройденный материал, проконтролировать уровень усвоения и навыки самостоятельной работы (зависит от индивидуальных особенностей ученика).



Создавать у ученика положительный эмоциональный настрой, вселять уверенность в своих силах.



Урок-дискуссия.
Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р. Роллан).
Поскольку дискуссия – это спор, то основные цели ее проведения следующие:
1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников;
2) воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.
Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.
Как показывает практика, определенная подготовка к учебной дискуссии необходима. Методика включает три этапа:
1) предварительная подготовка,
2) проведение дискуссии,
3) подведение итогов.
Задачи первого этапа:
1. Выбрать тему.
2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.
3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.
4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т.д.).
Второй этап – это проведение дискуссии.
1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.
2. В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, при которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.
3. Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.
4. Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная система вопросов, которые представляют интерес для учащихся и могут вызвать их на откровенный разговор. Помнить, что вопрос – визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии, о которой следует помнить: парадокс – неожиданное, своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу. В нем неизменно присутствует
вызов;
неожиданный вопрос;
реплика – краткое возражение, замечание с места. Она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.
5. Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их с тем, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее, направлять дискуссию в русло намеченной цели.
6. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.
7. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.
8. Не спешить навязывать готовое решение.
9. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.
Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с пометкой своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.
Любой спор, даже идущий по всем правилам логики, может погубить одно обстоятельство: если участники дискуссии забывают об этике спора. Поэтому в начале дискуссии следует напомнить учащимся правила спора
.
Учебная дискуссия - это групповое обсуждение, обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса или проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.
Принципами организации дискуссии являются содействие возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы, конструктивность критики. Чтобы дискуссия была эффективной, обучаемым необходимо обладать определенными базовыми знаниями. Это могут быть знания, переданные посредством предыдущих занятий или знания из профессиональной области работы в сфере государственного управления.
.
Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом.
Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально значимых качеств личности.







Круглый стол.
Матёра - российская Атлантида?

Тип занятия: комбинированный.

Цели занятия.

Образовательные:
дать представление о жизни и творчестве писателя - современника В. Распутина;
познакомить с повестью “Прощание с Матёрой, ” способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно – философских проблем его произведений на примере повести “ Прощание с Матёрой ”;
сопоставить проблемы изучаемого произведения с ранее изученными произведениями русской литературы XX века («деревенская» тематика).

Воспитательные:
познакомить с духовными ценностями человеческой жизни и культуры на примере художественной литературы, в частности творчества писателя В. Распутина;
способствовать воспитанию патриотизма, коллективизма, интереса к природе своей страны, активной гражданской позиции, морального облика, мотивации учебной деятельности;

Развивающие: способствовать развитию:
логического мышления и интеллектуальных умений и навыков в процессе пересказа отдельных отрывков, ответов на проблемные вопросы при анализе произведения;
навыков устной связной речи и культуры речи при индивидуальных сообщениях, ответах на поставленные проблемные вопросы, анализе центральных эпизодов повести, художественном пересказе отрывков повести;
выразительного чтения, внимания и памяти при чтении произведения, работе с книгой, учебником;
литературного познавательного интереса при знакомстве с новым автором и произведением, поставленных в нем проблемах;
профессиональных качеств, интересов и способностей в процессе выполнения домашнего задания и практического выполнении обязанностей учащихся при подготовке к уроку; мировоззренческих (нравственных) представлений в процессе усвоения нового материала;
развития связной письменной речи в процессе выполнения домашнего задания.

Приемы обучения

Вступительное слово преподавателя; индивидуальные задания и сообщения учащихся; обращение к иллюстративным и наглядным средствам обучения; постановка аналитических и проблемных вопросов при изучении нового произведения; самостоятельная деятельность учащихся при работе с текстом, ответах на аналитические вопросы, выразительном чтении отдельных отрывков, художественном пересказе эпизодов.


Задачи урока

Учащиеся должны:

Иметь представление (знать):
о писателе В. Распутине, его жизненном и творческом пути, проблематике произведения “ Прощание с Матёрой ”;
об ответственности перед своей малой родиной и отражении данной темы в художественной литературе;

Уметь:
комментировать прочитанный фрагмент, отвечать на аналитические и проблемные вопросы, давать оценку центральным эпизодам, высказывать свою точку зрения на проблемы произведения и аргументировать их, выразительно читать, художественно пересказывать, сопоставлять изученные произведения XIX–XX века, поведение их героев, работать с учебным пособием по литературе, текстом произведения;

Дидактический материал: тестовый материал для актуализации знаний; карточки-задания с вопросами по знанию текста и комментированию центральных эпизодов; индивидуальные задания и сообщения; иллюстрации к произведениям; фрагменты фильма Л. Шепитько и Э. Климова « Прощание» (по мотивам повести В. Г. Распутина « Прощание с Матёрой»); физическая карта Западной Сибири; макет острова-деревни Матёра.

ХОД УРОКА.
I.Вступление.
1.Просмотр кадров кинофильма «Прощание» ( Сцена на разорённом кладбище. 3 минуты).
2. Аналитическая беседа.
- Что обеспокоило местных жителей?
- О каких больших планах страны поведал селянам председатель поссовета Воронцов?
3. Слово учителя о писателях-шестидесятниках, кого волновала жизнь села на фоне наступающей по всей стране цивилизации: о Ф.А. Абрамове, В. Белове, поэте Н.М. Рубцове, об А.И. Солженицыне, о В.М Шукшине, В.П. Астафьеве и о В. Г. Распутине. Валентин Григорьевич Распутин задаётся вопросом о смысле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии. О том, что делает человека человеком: о мужестве и достоинстве, о терпении и вере. В. Распутин создаёт образы русских женщин, носительниц нравственных ценностей народа, его философского мироощущения, развивающих и обогащающих образ сельской праведницы.
В « Прощании с Матёрой» наиболее полно воплотилась русская идея соборности, слияния человека с миром, Вселенной, родом.
3. Презентация ( домашнее задание) « Сибирь в жизни В.Г. Распутина».
II
Обучающиеся, заранее разделенные на группы и подготовленные к рассуждению по каждому конкретному вопросу (1-4 вопросы и задания), освещают свое понимание конкретного фрагмента. Пятый вопрос о понимании финала произведения обращен ко всему классу: обучающиеся высказывают личное мнение. Шестое задание - сформулируйте свое понимание идеи повести - дается как групповое задание. После короткого обсуждения представители каждой группы дают краткие формулировки идеи произведения, которые желательно записать в тетради.
Примерные вопросы и задания к уроку.
Почему, на ваш взгляд, В.Распутин написал повесть «Прощание с Матерой»? Как связано
это произведение с реальной жизнью в Сибири?
2. Как описываются в повести остров Матера и его жители? Кто более ^' ' запомнился и почему? Дайте характеристику членам семьи Пинигиных, подругам Дарьи, Богодулу, Петрухе и другим жителям Матеры.
Кому противостоят жители Матеры в своем стремлении достойно проститься с родиной? Охарактеризуйте действия и образ жизни «пожогщиков» и «обсевков». Каково отношение к ним автора?
4. Прочитайте фрагменты текста, в которых говорится о подготовке Дарьей своей избы к уничтожению. Каковы мотивы поведения Дарьи? Чье
поведение по отношению к родному дому противопоставляется поведению Дарьи? Как оценивает автор разные типы отношения к дому? В чем это
выражается?
5.Как вы понимаете финал произведения? Как в финале выявляется авторская позиция по отношению к изображаемому?
6.Сформулируйте свое понимание идеи повести.


III
V Домашнее задание: напишите эссе на одну из тем: «Ушла ли под воду Матера?»; «Как я понимаю традицию»; «Символы вечности в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»; «Дарья и Андрей - два звена одной цепи».



IV




Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В новой повести “Прощание с Матерой”, рассказывающей о затоплении деревень в период строительства ГЭС.
...Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Матера. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Здесь ковались характеры и испытывались судьбы. И стоять бы островной деревеньке века. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни вместе с пашней, полями и лугами, для стариков – погибель. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. И природа вторит им своей болью. В этом повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков. В произведениях Распутина все переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни.

« Прощание с Матёрой»

Старикам и старухам, носителям народной памяти, во всех повестях писателя противостоят те, кого, используя выражение из «Прощания с Матерой», можно назвать «обсевками».

Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин, подобно другим писателям-«деревенщикам», видит истоки бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем писатель предъявляет высокие требования к самой личности. Для него неприемлемы индивидуализм, пренебрежение такими народными национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэтической манере.

От повести к повести усиливается в распутинском творчестве трагизм авторского мировосприятия.

И все же писатель верит в духовное здоровье русского народа, передавая свою веру в образах-символах (солнца, царского лиственя, таинственного зверька).

романтическое противоречие, сгущенное до символической картины, возникает уже на первых страницах «Прощания с Матерой». Согласию, покою и миру, прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера (читателю ясна этимология слова: мать-родина-земля), противостоит запустение, оголение, истечение (одно из любимых слов В. Распутина). Стонут избы, сквозит ветер, хлопают ворота. «Темь пала» на Матёру, утверждает писатель, многократными повторами этого словосочетания вызывая ассоциации с древнерусскими текстами и с Апокалипсисом. Именно здесь, предваряя последнюю повесть В. Распутина, появляется эпизод пожара, а перед этим событием «звезды срываются с неба».

Носителям народных нравственных ценностей писатель противопоставляет современных «обсевков», нарисованных в весьма жесткой манере. Лишь внука Дарьи Пинигиной наделил писатель более или менее сложным характером. С одной стороны, Андрей уже не чувствует себя ответственным за род, за землю предков (не случайно он так и не обошел родную Матеру в свой последний приезд, не простился с ней перед отъездом). Его манит суета большой стройки, он до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является извечными ценностями.

И в то же время, показывает Распутин, «минутное пустое глядение на дождь», завершивший семейную дискуссию, «сумело снова сблизить» Андрея, Павла и Дарью: не умерло еще в парне единство с природой. Объединяет их и работа на сенокосе. Андрей не поддерживает Клавку Стригунову (для писателя характерно наделять уничижительными именами и фамилиями персонажей, изменивших национальным традициям), радующуюся исчезновению родной Матеры: ему жалко остров. Более того, ни в чем не соглашаясь с Дарьей, он ищет бесед с ней, «ему для чего-то нужен был ее ответ» о сущности и предназначении человека.

Другие антиподы «старинных старух» показаны в «Прощании с Матерой» совсем иронично и зло. Сорокалетний сын Катерины, болтун и пьяница Никита Зотов, за свой принцип «лишь бы прожить сегодняшний день» лишен народным мнением своего имени – превращен в Петруху. Писатель, с одной стороны, видимо, обыгрывает здесь традиционное имя балаганного персонажа Петрушки, лишая его, правда, той положительной стороны, которая все-таки была у героя народного театра, с другой – создает неологизм «петрухать» по сходству с глаголами «громыхать», «воздыхать». Пределом падения Петрухи является даже не сожжение родного дома (кстати, это сделала и Клавка), но издевательство над матерью. Интересно отметить, что отвергнутый деревней и матерью Петруха стремится новым бесчинством привлечь к себе внимание, чтобы хоть так, злом, утвердить свое существование в мире.

Исключительно злом, беспамятством и бесстыдством утверждают себя в жизни «официальные лица». Писатель снабжает их не только «говорящими» фамилиями, но и емкими символическими характеристиками: Воронцов – турист (беззаботно шагающий по земле), Жук – цыган (т. е. человек без родины, без корней, перекати-поле). Если речь стариков и старух выразительна, образна, а речь Павла и Андрея – литературно правильна, но сбивчива, полна неясных для них самих штампов, – то Воронцов и ему подобные говорят рублеными, не по-русски построенными фразами, любят императив («Понимать будем или что будем?», «Кто позволил?», «И никаких», «Вы мне опять попустительство подкинете», «Что требуется, то и будем делать. Тебя не спросим»), В финале повести две стороны сталкиваются. Автор не оставляет сомнений в том, за кем правда. Заблудились в тумане (символика этого пейзажа очевидна) Воронцов, Павел и Петруха. Даже Воронцов «затих», «сидит с опущенной головой, бессмысленно глядя перед собой». Все, что остается им делать, – подобно детям, звать мать. Характерно, что делает это именно Петруха: «Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!» Впрочем, делает, по словам писателя, «глухо и безнадежно». И, прокричав, вновь засыпает. Уже ничто не может разбудить его (вновь символика!). «Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана». А материнские старухи в это время, в последний раз объединившись друг с другом и маленьким Колюней, в глазах которого «недетское, горькое и кроткое понимание», возносятся на небеса, равно принадлежа и живым, и мертвым.

Этот трагический финал просветлен предварявшим его рассказом о царском листвене – символе неувядаемости жизни. Пожогщикам так и не удалось ни сжечь, ни спилить стойкое дерево, держащее, по преданию, на себе весь остров, всю Матеру. Несколько ранее В. Распутин дважды (в девятой и тринадцатой главах) скажет, что, как бы тяжело ни сложилась дальнейшая жизнь переселенцев, как бы ни издевались над здравым смыслом безответственные «ответственные за переселение», построившие новый поселок на неудобных землях, без учета крестьянского распорядка, – «жизнь... она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, -то и под водой». Человек своим трудом сроднится с любым местом. В этом – еще одно его назначение во Вселенной.


Дарья

Смысл своей жизни вижу в исполнении завета отца : “ В горе, в зле будешь купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь- нет, живи, шевелись, чтоб покрепче защепить нас с белым светом, занозить в ем, что мы были”.

Прокурор

Что нового стоит за уничтожением острова? ГЭС, поселок городского типа, удобства для человека, беззаботная личная жизнь. Это понимать надо. И мы понимаем, что прогресс необходим для любого государства. Но Государство должно проявлять истинную заботу о своих людях.

Судья

За хранителями Матеры душа и совесть. Что же предлагается материнцам взамен красоты, покоя, душевного комфорта и чистой совести? Слово свидетелю.

Павел

Читает цитату “не для себя строили” (пересказывает размышления Павла и его сына Андрея).

Адвокат

Павел - представитель среднего поколения семьи Пинигиных, самый мучительно распяленный и вместе усталый от раздвоенности и сомнений человек. Он полностью ни с матерью, ни с сыном (Андреем).

Павел

“И где правда, почему так широко и далеко ее растянули, что не найти ни начал, ни концов? Ведь должна же быть какая-то одна, коренная правда?! (пересказ размышлений “А не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы? На смену Матере идет поселок, “ сработанный хоть и богато, красиво, домик к домику, линейка к линейке, да поставленный так не по-людски и несуразно, что хоть руками развести”. Ни хлеба там толком не вырастишь, ни скота не разведешь. Чувствую облегченность городской жизни, а человека это делает легковеснее, “без твердости и надежности.”

Связать представление о теме и идее произведения с общественной потребностью осознания происходящих в стране и мире перемен, определяемых научно-техническим прогрессом.
Охарактеризовать отношение к затоплению Матеры представителями трех поколений семьи Пинигиных (Дарья, Павел, Андрей).
Выразить свое понимание значения образов-символов в повести (Листвень, Хозяин, Матера).
Ход урока - круглого стола.
Учитель (ведущий) комментирует формулировку темы дискуссии «Матера - российская Атлантида?», призывает к обсуждению главного вопроса через последовательное осмысление предложенных заранее вопросов и заданий. Обучающиеся, заранее разделенные на группы и подготовленные к рассуждению по каждому конкретному вопросу (1-4 вопросы и задания), освещают свое понимание конкретного фрагмента. Пятый вопрос о понимании финала произведения обращен ко всему классу: обучающиеся высказывают личное мнение. Шестое задание - сформулируйте свое понимание идеи повести - дается как групповое задание. После короткого обсуждения представители каждой группы дают краткие формулировки идеи произведения, которые желательно записать в тетради.
П/тмерные вопросы и задания к уроку.
, . 1. Почему, на ваш взгляд, В.Распутин написал повесть «Прощание
с Матерой»? Как связано это произведение с реальной жизнью в Сибири?
Как описываются в повести остров Матера и его жители? Кто более ^' ' запомнился и почему? Дайте характеристику членам семьи Пинигиных,.подругам Дарьи, Богодулу, Петрухе и другим жителям Матеры.
3.Кому противостоят жители Матеры в своем стремлении достойно
проститься с родиной? Охарактеризуйте действия и образ жизни
«пожогщиков» и «обсевков». Каково отношение к ним автора?
4. Прочитайте фрагменты текста, в которых говорится о подготовке Дарьей своей избы к уничтожению. Каковы мотивы поведения Дарьи? Чье поведение по отношению к родному дому противопоставляется поведению Дарьи? Как оценивает автор разные типы отношения к дому? В чем это выражается?
5.Как вы понимаете финал произведения? Как в финале выявляется авторская позиция по отношению к изображаемому?
Сформулируйте свое понимание идеи повести.
Домашнее задание: напишите эссе на одну из тем: «Ушла ли под воду Матера?»; «Как я понимаю традицию»; «Символы вечности в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»; «Дарья и Андрей - два звена одной цепи».




15