Развитие цветового восприятия у учащихся младших классов.

Развитие цветового восприятия
у учащихся младших классов.

Работа учителя изобразительного искусства
Алексеевой Ирины Вячеславовны.

Восприятие – ведущий познавательный процесс дошкольного и школьного возраста, который выполняет объединяющую функцию. – во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предметов; - во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по получению и переработке информации; - в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.
Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в новой обстановке, уверенность в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.
Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира; узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы или явления из ряда других похожих или не похожих на него.
Эта работа будет посвящена развитию цветового восприятия, как одного из самых важных в обучении изобразительному искусству. На уроке рисования мои ученики постоянно сталкиваются с необходимостью цветового решения своей работы. Как правило это решение ученики не могут принять самостоятельно.
Работу по развитию цветового восприятия и умению оперировать различными цветами и их сочетаниями я провожу с учениками младшей школы, т.к. именно здесь необходимо проводить коррекцию недостатков и ограничений, свойственных детям с отклонениями в развитии.
Я наблюдаю, что вновь пришедшие дети (0 кл. , 1 А кл.) могут путаться в подборе цвета, не могут соотнести цвет известного предмета и выбор нужного карандаша.
Особенно этим страдают ученики вспомогательной школы (И не только 1х классов). Например 3А класс и даже 6А , 7А– все рисуют одним цветом.
На первых уроках я стараюсь выяснить, действительно ли ребенок не воспринимает цвет или просто не развита наблюдательность, анализ и способность к выбору.
Я применяю простейшие способы: (часто ребенок безвольно соглашается с тем, что ему гворит учитель, хотя очевидность говорит об обратном. Например, всем классом выясняет, что помидор красного цвета (изображен на картинке). Спрашиваю, показываю зеленый карандаш (.. – 1А, Вова – 2А, Антон – 3А) – это красный? Ответ – Да! Подносим карандаш к помидору – такой. –Нет! Где такой? – Вот (выбирают красный карандаш) - Правильно!
Часто психические особенности ученика препятствуют возможности подсказать ему правильное решение ( Вова) – рисует все подряд карандашом, который в данный момент понравился, и не желает ничего слушать.
Отличительной особенностью именно наших детей является стремление употреблять в раскрашивании черные и коричневые цвета (особенности психики). Я стараюсь исключить употребление этих цветов, объясняя, что рисунки становятся мрачными и некрасивыми – рисунок должен быть ярким.
Интересно, что вместо понятия «яркое сочетание цветов», дети используют ложное понятие «яркого цвета». В результате появляются работы, где красный (яркий) на фоне оранжевого (яркого по их понятиям) и розового – рисуют сближенными цветами и не видят, что эта задача строится на контрастах (зеленый - красный, синий – оранжевый, черный, фиолетовый – желтый)
Большинству наших детей свойственны декоративность восприятия и передача цвета – весь предмет или его часть раскрашивается одним цветом, без цветовых переходов и оттенков. И даже в раскрашивании узоров дети не могут выполнить ритмического повторения и чередования цветов, а начинают раскрашивать элементы орнамента хаотично, без логического обоснования своего выбора.
Свою работу над цветовым восприятием и принятием цветового решения я строю от простого к сложному:
Игры на определение и подбор нужного цвета.
Работа над цветовыми сочетаниями (контрастные (яркие), сближенные (спокойные)
Работа по определению цветовой гаммы (холодная – теплая) и оттенков (холоднее – теплее).
Работа над передачей эмоций с помощью цветовых сочетаний.
Приведу примеры решения каждой из этих четырех задач:
Урок в 1 кл. Размещение предметов по цвету и форме – На доске 5 рисунков разных цветов – морковка, огурец, помидор, слива, лимон.
На парте у каждого – 5 карандашей – оранжевый, зеленый, красный, синий, желтый.
В альбоме помогаю точками нарисовать овалы и круг (помидор). Мы уже выяснили, что эти овощи и фрукты имеют круглую или овальную форму. Теперь подбираем карандаш нужного цвета. Указываю на огурец – поднимите карандаш такого цвета – поднимают зеленый – называем хором цвет, ищем в альбоме нужное изображение – раскрашиваем. И так далее.
Еще пример: «Сложи радугу» - сказала читаем стишок про радугу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». По мере чтения выкладываем на парту нужный карандаш. Рисую (помогаю детям) половину радуги, вторую половину обозначаю точками. Предлагаю объединить все половинки и еще раз прочитав стишок, делаем пометки цветным карандашом на соответствующей дуге, – раскрашиваем всю радугу.
Работа во 2м классе. На доске цветовой круг – вспоминаем стишок о радуге. Я рассказываю о том, что цветовые сочетания могут быть контрастные (яркие, выделяющие друг друга) и сближенные.
Мы обнаруживаем, что если от любого цвета провести через центр линию – получим контрастный цвет. Цвета, расположенные рядом – сближенные, не выделяющие друг друга. Выделяем 3 основные группы контрастных цветов – желтый – фиолетовый, оранжевый – синий, красный – зеленый. В альбоме рисуем 6 цветочков типа ромашек – полянка и раскрашиваем 3 цветка контраст – серединка и лепестки, 3 цветка – сближенные – желтый- красный, фиолетовый – голубой, зеленый – синий.
Определение цветовой гаммы отношу ко второй половине 2го класса и к 3му классу. Пример занятия в 3м классе: «Жизнь деревьев». Делится лист на 2 половины в каждой половинке рисуется дерево и дается задание поместить одно дерево в холодное время года – сине-зелено-фиолетовая гамма, а другое дерево – теплые горячие оттенки – желтые, красные, малиновые, травяной зеленый. На доске – образы цветовых гамм холодных и теплых оттенков. Далее – творчество.
Работа над этой темой проходит через весь курс рисования, начиная со 2й половины 3го класса. Во вспомогательной школе больший упор делается на декоративное рисование, на по возможности в зависимости от класса, его особенностей, я пробую давать и детям вспомогательных классов творческие задания на эмоциональное использование цвета.
Например: в 4 классе тема: «Напряженность цвета». Определяем на доске по образцам, состоящим из 2х цветов – какое сочетание спокойное, а какое напряженное. Показываю картины художников – определяем – напряженную или спокойную цветовую гамму выбрал художник.
Определяем, какие сочетания линий и геометрических фигур будут являться спокойными: прямые линии и квадрат: волнистые линии и круг. Напряженные сочетания – диагонали, зигзаги, треугольники – не равносторонние, неправильные фигуры: и раскрасить соответствующими сочетаниями – в этом задании разрешается использование черного цвета.
Работа СС цветом бесконечна, разнообразна и интересна, но все зависит от путей преодоления психофизических особенностей наших детей, коррекции их недостаточной умственной деятельности, формирования эталонов и умственных действий по восприятию и применению цвета.

15