Справка по итогам проверки техники чтения


СПРАВКА ПО ИТОГАМ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
В соответствии с планом работы был проведен контроль за уровнем навыков чтения у обучающихся 1,3, 4 классов. Контроль проведен руководителем МО учителей русского языка и литературы Дормидонтовой Л.А.
Цель проверки: выявить состояние уровня техники чтения во 1,3,4 классах.
Для проверки техники чтения были предоставлены следующие тексты:
1 класс. «Кот Епифан». Е.Чарушин3 класс. «Зимние сумерки». Б. Гримм
4 класс. «Счастливый мальчик». Иранская народная сказка
Проверка показала: были проверены 38 учеников начальных классов.
При проверке техники чтения учитель контролирует в совокупности такие стороны навыка, как сознательность, способ, правильность, темп, выразительность.
После проверки техники чтения в мае 2010 года были получены следующие результаты:
Класс Количество учеников Способ чтения А н а л и з По буквам Читают по слогам
Читают по слогам и целыми сл.
Читают целыми словами

Правильность чтения Понимание прочитанногоТемп чтения Выразительность
чтения
Без ошибок 1-2 ошибки 3 и более ошибок Пропуск, замена, искажение букв, слов Ошибки в окончании Полное понимание текста Частичное понимание текста Не понимают Ниже нормы В норме Выше нормы Соблюдение интонаций в конце предложений. Соблюдение пауз, диктуемых знаками препинания в предложении. Невыразительное чтение
1 10 - 3 7 -- 1 3 6 7 9 10 -- -- 3 2 5 8 5 3
3 14 - 1 2 11 3 4 7 9 2 14 -- -- 2 3 9 14 11 3
4 14 - 1 2 11 6 3 5 5 3 14 -- -- 3 6 5 14 12 2
итого 38 - 5 11 22 10 10 18 21 14 38 -- -- 8 11 19 30 28 8
Из приведенной ниже таблицы видно, что все учащихся понимают смысл прочитанного (100%). Проверяя сознательность чтения, учитель обращал внимание на понимание содержания текста в целом, значение отдельных слов, словосочетаний, предложений. Учитель задавал вопросы типа: «О чём этот текст?», «Назовите главных действующих лиц», «Что особенно запомнилось?» и др. Особое внимание уделялось при проверке пересказу прочитанного текста. Учащиеся могут пересказать текст, высказать отношение к прочитанному (при помощи наводящих вопросов учителя).
Важным показателем сформированности навыка чтения у учащихся начальной школы является способ чтения, который определён программой на каждый период. Самым продуктивным способом считается чтение целыми словами, что особенно важно для учащихся 3-4 классов.
Из 38 проверенных 19 учащихся (50%) читают выше установленной нормы чтения, выполняют норму 11 учащихся (29%) и ниже нормы читают 8 учащихся (21%).
Таблица 2. Темп чтения учащихся начальной школы (3-4кл).

Таблица 3. Сравнительная диаграмма. Темп чтения учащихся 3 класса.

Таблица 4. Сравнительная диаграмма. Темп чтения учащихся 4 класса.

Анализируя диаграммы, можно сделать вывод, что темп чтения увеличился. По-прежнему остаётся высоким процент учащихся, читающих ниже нормы. Это те учащиеся, которые пришли позже в школу, учащиеся, которые ранее не читали, и теперь сформировать навык беглого чтения у этой категории трудно. С целью формирования навыка беглого чтения учитель готовит каждому ученику печатный текст для дополнительного чтения, но учащиеся мало читают, либо вовсе не читают в отрядах. Результат работы с данной группой учащихся можно проследить по таблицам 2, 3, 4. Учащиеся улучшили свой результат, но в целом показатель минимальный, так как изменяется и нормы, предусмотренные в каждом классе.
Класс Техника чтения
Начало года Конец года
1-2 класс ------- 40-50 слов
3 класс Не менее 50 слов 70-75 слов
4 класс Не менее 70 слов не менее 90 слов
Таблица 5. Сравнительная диаграмма техники чтения слабочитающих учащихся.

В 1 классе особое внимание требуют к себе учащиеся: Васильев В., Музыка А., Панин А. По окончании первого класса эти учащиеся показали низкий результат – читают ниже установленной нормы. Это можно объяснить тем, что до этого эти ученики были безграмотными. Конечно, результат работы с данными учащимися виден, хоть он и минимален. Лучшие результаты показали учащиеся 3 класса (видно из таблицы). В среднем учащиеся стали читать больше на 8 слов. Учащиеся 4 класса улучшили результат в среднем на 5 слов больше.
19 учащихся из 38 уделяли большое внимание своему образованию, эти ученики выполняли все требования учителя, домашние задания, особое внимание уделяли чтению, поэтому результаты данные ученики улучшили, в среднем стали читать на 20 слов больше, чем в начале года. Чтение данных учащихся осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию.
74% учащихся выразительно читают предложенный текст. Чтение этих учеников внятное, чёткое, соблюдая паузы, логические ударения. 26 % учащихся читают невыразительно, чтение у этих учеников монотонное, без смысловых пауз, интонации голоса. Это в основном учащиеся, у которых слабо сформирован навык чтения. Ученики стараются только прочитать текст, показать неплохой результат, не задумываясь о выразительности чтения.
Без ошибок прочитали 10 учащихся (26%), допустили 1-2 ошибки 10 учащихся (26%), 3 и более ошибок допустили 18 учащихся (47%).
Рекомендации:
Учителям, работающим в начальной школе включать в уроки упражнения с установкой на безошибочное чтение, понимание смысла прочитанного, совершенствование выразительности чтения (соблюдение интонации).
Довести данную справку до сведения всех учителей начальных классов.
Дата: