Концепция Воспитательного процесса в современной школе

Жизнь долга, если она полна
Нужно измерять ее поступками, а не
временем. Сенека
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.
Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и прежде всего – в школе, где многие педагогические проблемы не могут быть решены традиционными средствами. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами, учащимися и родителями. Основу этих отношений всё в большей степени составляют сотрудничество и равноправное партнёрство.
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.  Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классе осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по  отношению друг к другу.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначенная как главная проблема национальной безопасности России. Динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится всё более непредсказуемым. Ауди-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации – «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи, школы, образовательных учреждений.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Необходимость создания и реализация данной концепции обусловлена вышеперечисленными факторами. Выход из этого положения возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия школы и семьи, в перестройке взглядов на роль семьи, возрождению семьи как главного воспитательного института.
Концептуальные основы
Концепция основана на возрождении приоритетности семейного воспитания и опирается на следующие идеи:
- опоры на базовые потребности ребенка; - развития личности в процессе воспитания; - совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания; - формирования единого воспитательного пространства для жизнетворчества каждого ребенка на основе личностного подхода; - восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака,
формирования модели культуры здорового образа жизни в семье.
При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей, на основе единых принципов:
гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, приоритетности его интересов,  отношения к нему, как к части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства;
признания преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;
взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего сотворчество педагогов – детей – родителей – общества;
преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания;
системности: только через системный подход к организации жизнедеятельности детей, возможно, обеспечить целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении, а также повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.
Целевое назначение

Основная гипотеза моей работы классного руководителя заключается в том, что главным фактором эффективности процесса воспитания является его системность.Системность взаимодействия ШКОЛЫ и СЕМЬИ.
В школе, где я работаю второй год, сложилась эффективная система воспитательной работы, удобная для практической реализации актуальных направлений воспитания.
Программа рассчитана на 11 школьных лет.
Материал каждого года включает блоки:

Отечество;
Семья;
Труд;
Знания;
Культура;
Земля;
Здоровый образ жизни;
Самоуправление и творчество
Концепция предполагает тесное взаимодействие воспитанников и родителей.
На мой взгляд это одна из наиболее значимых проблем сегодняшнего дня, проблема взаимодействия детей, родителей и школы .Ведь сотрудничество просто необходимо для изучения и развития личности каждого ребенка Кто как не родители так хорошо знают своего ребенка и отдавая его в школу возлагают на плечи классного руководителя большую ответственность. Н е стоит ли задуматься, что пора родителям оказывать помощь учителям в воспитании их дитя. Поэтому целью своей работы считаю:
Создать условия успешного взаимодействия и сотрудничества с семьёй в целях изучения ребенка, раскрытия и развития в нем лучших качеств.
Задачи:
Изучение положительного опыта взаимодействия классных руководителей и родителей.
Пропаганда и возрождение семейных традиций при взаимодействии воспитанников и их родителей.
Организация  совместной деятельности детей и родителей.
Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком. 
Совершенствование методики проведения родительских собраний и организация эффективной работы родительского комитета.
Механизм реализации
Осуществляется через:
- мониторинговые исследования  и определение перспектив; - установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства; - психолого-педагогическое сопровождение просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, проведение совместных проблемных семинаров; - внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные уст - привлечение родителей к непосредственной творческой с детьми, к активной созидательной практике по возрождению национальных духовных традиций; - повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.
Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность
- Возрождение традиций семейного воспитания, утверждения здорового образа жизни. - Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании, получение ими практических навыков. - Активное и широкое включение родителей в образовательный и воспитательный процесс.
Основные направления, содержание и формы реализации Концепции.
НАШ КЛАСС
Да, да, это не описка. Именно наш класс, а не мой. Это уже второй 5 класс в моей педагогической судьбе, я вновь взяла малышей-пятиклассников. С переходом из младших классов в средние изменяется положение детей в системе деловых и личностных отношений с окружающими людьми. Все большее место в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. На первом же классном часе мы выбрали девиз нашего класса– «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе!!! но я для себя выбрала другой – «Мы разные, и это так здорово!» Двадцать пять характеров, двадцать пять индивидуальностей не просто свела судьба вместе. Дети не только проводят уроки и перемены, но и учатся соуживаться, сотрудничать, сопереживать, сорадоваться.

Всякое поручение само по себе интересно, но придумать для него яркую, нестандартную форму можно всегда.
Поручения у ребят в классе меняются раз в полгода, с тем, чтобы дети попробовали себя в разных областях. Каждому обязательно находится поручение. Вот список направлений самоуправления в классе :
Староста
Помощники старосты
Учебный сектор
Трудовой сектор
Культурно-массовый сектор
Редколлегия
Спортивный сектор
Репортерский сектор
Шефский сектор
Ответственный за дисциплину
Ответственный за санитарное состояние класса


Учащиеся перешли из начальной школы в среднее звено. Много учителей, у каждого свои требования и вот незаметно подкралась проблема: не все дети ведут себя хорошо на уроках, а на переменах шум, гам, мальчики гоняются за девочками. Требования учителей выполнять необходимо, но это так нудно! Конечно, проще всего строго наказать, записать в дневники замечания.
Но ведь цель школы – воспитать сознательного гражданина общества. Родилась мысль: а что если сами пятиклассники выработают правила ученика и не вообще правила, а правила нашего класса. Идея совсем просто реализовывалась. Были предложены и утверждены следующие правила класса.

Ученик обязан:


Любить свою Родину, быть патриотом города, школы.
Соблюдать устав школы.
Уважать старших, не обижать младших.
Относиться к другим людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Уважать учителей и одноклассников, соблюдать тишину и порядок на уроке и перемене.
В мягкой форме указывать, предупреждать человека.
Ценить школьное имущество и имущество других людей.
Добросовестно выполнять свои обязанности и общественные поручения.


Если в классе каждому тепло и уютно, если ему помогают и поддерживают, радуются успеху. Приветствуют инициативу и правдивость, лечат душу и согревают сердцекласс будет собираться и радоваться совместному общению и через 5 лет после окончания школы, и через 10 , и через 20. От чего это зависит? Безусловно, от многих составляющих: личности классного руководителя. Взаимоотношений всех участников общения, самих учащихся. Личностных качеств и т.д. Но очень во многом это зависит от тех традиций в отношениях между взрослыми и учениками, которые складываются в классном коллективе на протяжении долгого времени.
Очень укрепляют дружбу ребят в классе мероприятия, которые проводятся ежегодно и становятся традиционными.
В нашем классе хорошей традицией стали:
Праздник рождения класса
Поздравления именинников
День защитника Отечества
8 марта
Встречи с ветеранами
Быть рядом с теми, кто болеет и помочь им в учебе после выздоровления
Поздравления и помощь пожилым людям
Помощь первому учителю в работе с малышами
Встреча летних каникул
Новогодние елки
Огоньки

Так быстро летят школьные годы, так много событий, мероприятий. А как много интересного происходит на уроках! Память человека не безгранична, все и не упомнишь решили, что надо вести дневник класса, и записывать в него все, что происходит в классе, в школе. Чуть позже дневник переименовали. Так зародилась «летопись класса», а еще отдельно - «фотолетопись». На родительских собраниях мамы и папы с удовольствием просматривают, что у нас получается и одобряют! Ведь не все дети рассказывают дома, что важного происходит в школе. А в конце года прятно и интнресно просмотреть летопись, вспомить, что самое важное происходило в текущем году, какие мероприятия понравились, что бы мы хотели изменить.

Нужно иметь в голове великое множество разнообразнейших идей, чтобы родить одну хорошую.
МЕРСЬЕ Луи Себастьян

В здоровом теле здоровый дух

Поговорка эта всем известна, но понимать о пользе здоровья и заниматься его сохранением – разные вещи. В начальной школе дети все праздники отмечали чаепитиями. Чай с тортом, конечно же, здорово, но, посоветовавшись с родителями, решили зародить новые традиции и отмечать некоторые события на природе. Надо сказать, что часть детей имеют очень странное представление об отдыхе в лесу, но в этом виноваты сами взрослые. Надо было менять ситуацию. К первому походу готовились тщательно – выбрали санитара, физрука, хозяйственника, кострового Неожиданно, самыми активными помощниками оказались хулиганы. Они предусмотрели все – и шампура взяли, и барбекю, и спички и сухую бумагу прихватили с собой, чтобы костер потом быстрее развести. Организовали они и ребят на сбор веток для костра. Впечатлений потом хватило надолго.
И вот теперь – походы – наша традиция.
Ребята ждут окончания этого года и уже придумывают, куда теперь мы направимся, какие новые открытия сможем сделать.

Мы воспитать хотим всестороннеразвитую личность и в первую очередь хочется отдать должное патриотическому воспитанию, так как мы граждане РОССИИ.
Город Яхрома гордится своим героическим прошлым. На Перемиловских высотах был остановлен враг в 41-м. Жители города помогали освобождать свой родной город от немецко-фашистских захватчиков.
Встречи с ветеранами войны и тыла стали традиционными для нас.
Все меньше их остается в живыхветеранов Второй мировой, все ценнее наставнические слова, которые слышат от них ребята. Ежегодно в день освобождения Яхромы и в День Победы ребята чествуют ветеранов.

Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.
5 декабря 2009 года состоялась встреча с писателем и художником яхромчанином Купцовым В.С. в школьном музее «Яхрома спортивная». Художник рассказал о трудной военной поре, когда Яхромская земля стала частью одного из самых грандиозных сражений Великой Отечественной войныМосковской битвы. Свои воспоминания художник воплотил в книге, о которой и рассказал ребятам.

Наш ОТДЫХ-НАША ЖИЗНЬ

Я сама придерживаюсь активного отдыха и стараюсь привить это своим ученикам. Где мы только не были за этот год! Мы посетили Экстримпарк. В Ледовом дворце катались на коньках, в бассейне плавали наперегонки. Лыжная прогулка нравится всем. А еще мы катались на тюбингах. Мы очень рады, что администрация города Яхромы наконец-то вспомнила о спорте в городе. В прошлом году появились первые катки – и теперь не надо ехать в Ледовый, чтобы покататься на коньках. Скоро обещают достроить бассейн. Сделали бы еще в парке «Волен» скидки на аренду тюбингов и подъемы - было бы совсем здорово. В будущем я планирую познакомить детей с боулингом. Ведь чем шире у ребенка круг его интересов, тем меньше его тянет в «дурную» компанию. Интерес к спорту и к активному отдыху надо прививать с детства. :

В нашем спортивном городе нельзя не любить лыжи. Самое популярное место отдыха в городе был трамплин – ныне СП «Волен». В каждой семье есть или беговые, или горные лыжи – кому что нравится. Не случайно именно в Яхроме проводятся традиционные «Дмитровская лыжня» и «Лыжня России». Школьники традиционно принимают участие в первом соревновании и приходят болеть за лучших спортсменов в «Лыжне России»


Если хочешь быть здоров, участвуй в зимнем пробеге!
А вы пробовали зимой раздеться и, невзирая на мороз или слякоть, пробежать через весь город? Конечно, одному трудно отважиться. А вот с друзьями можно. А со всей школой не только можно, но и даже нужно.


Посейте поступок и вы пожнете привычку,
посейте привычку и вы пожнете характер,
посейте характер и вы пожнете судьбу.
ТЕККЕРЕЙ Уильям Мейкпис

10 правил классного руководителя, которыми я руководствуюсь
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучатьэто вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали
То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
Каждая встреча должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика
Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться пред родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем

Основные условия на мой взгляд, которые необходимы для полноценного развития ребенка школьного возраста:
Благополучная, любящая семья,
добрый учитель,
обучение, в котором знание выступает не как готовый результат или формула, а как культурная деятельность, способы которой также становятся предметом усвоения, воспроизведения и обеспечивают стойкий познавательный интерес,
социально- активная жизненная позиция личности и здоровый образ жизни,
психолого-педагогическое сопровождение уникального и индивидуального роста ребенка, при котором возрастают его возможности и формируются новые способности
трансляция высших человеческих идеалов и ценностей образовательным учреждением.
Еще раз повторюсь, но сотрудничество семьи и школы просто необходимо, я выбрала для себя эту тему, над которой продолжу работу в течение нескольких лет.
Очень важным является организация сотрудничества с родителями, формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Для этого на собраниях знакомлю родителей с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями и учениками гордится школа.
На собраниях уделяю время знакомству родителей с перспективами развития класса и предлагаю им стать активными участниками классных дел.
Родители всегда долгожданные гости на открытых мероприятиях и уроках
Считаю не менее важным участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом: родители класса участвуют в работе школьного родительского комитета.
Обязательным является ежегодное поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Каждый участник учебно-воспитательной ситуации ищет и находит собственные смыслы, заставляющие каждое утро на протяжении многих лет идти в школу. Практика школьного обучения показывает, что с большим удовольствием человек идет в школу, когда расхождение между высотой самооценки и уровнем притязаний минимально, когда потребность в устойчивом, удовлетворяющем представлении о себе самом реализуется полностью, когда в школьной жизни появляются новые и новые смыслы.

Литература
Брудков А. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников, 1994
Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. М., 1998
Горденко Г.Е. Организация работы по формированию социального опыта учащихся в школе, 1993
Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания.// Начальная школа 1993
Кожакова Н.Е. учителя и родители-партнеры воспитании ребенка// Начальная школа 1995
Сничок С.Ф. Семья глазами психолога Москва 1995
Сухомлинский В. Как воспитать настоящего человека Минск 1978
Штольц Каким должен быть твой ребенок Москва 1988

























13PAGE 15


13PAGE 142015











Заголовок 2 Заголовок 315