Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении.


Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении.
… Явление нравственного составляет главную задачу воспитания,
гораздо более важную, чем развитие ума вообще,
наполнение головы познаниями.
К.Д.Ушинский
Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
Вопрос нравственного развития учащихся приобретает особую актуальность в современном образовательном пространстве, что подтверждается содержанием нового образовательного стандарта. Нравственное воспитание младших школьников едва ли не главная задача учителя начальных классов. В наше время общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость и доброжелательность. И перед учителем неизбежно встает ряд вопросов: «Как воспитывать чувство доброты, отзывчивость, непримиримость к злу, любовь к Родине, толерантность, сформировать потребность в труде на благо общества и самого себя?» Ранние школьные годы – именно тот период, когда закладывается направленность личности, ее интересы, склонности. В осуществлении нравственного воспитания необходимо учитывать следующие возрастные особенности младшего школьника: эмоциональную восприимчивость и отзывчивость; глубокую впечатлительность; желание быть лучше; детскую непосредственность; внушаемость и подражательность; активный интерес ко всему новому; стремление использовать новые знания. Работу необходимо строить в определенной системе, а успех во многом зависит от выбора методов работы, которые могут быть различны: рассказ учителя, беседа на определенную тему или по прочитанному произведению, обсуждение ситуаций, фактов из школьной жизни и т.д. Путь по формированию у школьников знаний о хорошем до правильного поведения очень сложен. И успех может прийти лишь в результате кропотливой, постоянной работы педагога, родителей над развитием нравственного сознания детей. Необходимо создавать ситуации, способствующие эмоциональному восприятию полученных знаний, их осознанию и применению на практике. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Один из способов создания таких ситуаций – специально организованные занятия, формы проведения которых разнообразны: беседы, экскурсии, тренинги, праздники и т.д.
Так, в беседе по теме»Будь чутким и отзывчивым» акцентируется внимание на том, что рядом живут люди, которые нуждаются в отзывчивости, чутком отношении к ним, и ценность человека заключается в умении замечать, кому и в каких ситуациях необходима помощь. Для обсуждения с учениками предлагается ситуация, описанная В.А.Сухомлинским: «У маленькой Кати большая радость – поправился ее папа. Больше гола он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется Катя ночью и слышит: мама тихо плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый. Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, и поделилась радостью: «Наш папа выздоровел!» Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя подошла к девочкам. «Наш папа выздоровел!» - сказала она. Одна из девочек с удивлением спросила: «Ну и что?» Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.»Задается вопрос: «Почему заплакала Катя?» В беседе ученики приходят к выводу, что очень важно замечать, чувствовать настроение и состояние товарища, подруги. Диалоговая форма включает школьника в канву логически выстроенной и развивающейся мысли, этапами которой являются: введение в проблему; цепочка последовательных, расширяющих мысль вопросов; кульминационный момент, характеризующийся выходом на нравственный выбор ученика. В процессе диалога учитель старается построить совместную деятельность таким образом, чтобы стимулировать нравственное взаимодействие, актуализировать их совместные переживания.
Одним из наиболее эффективных методов нравственного развития младших школьников является метод стимулирования. Педагогическое стимулирование представляет собой комплекс социальных и психологических средств воздействия на личность с целью формирования готовности к самосозиданию, саморазвитию, самосовершенствованию. Педагогическое значение стимула заключается в том, что он «предполагает преднамеренное, целенаправленное влияние на определенные потребности и мотивационную сферу воспитанников, рассчитан на возникновение соответствующей ответной реакции этой сферы, переходящей в действие…обязательно несет в себе эмоциональный заряд, выражающийся в конкретной форме, способной вызвать у воспитанников отвечающее педагогической цели эмоциональное состояние». (Вяликова Г.С. «Концепция педагогического стимулирования в зарубежной и отечественной педагогике» Монография. М. 2005). Педагогическое стимулирование позволяет, опираясь на природу ученика, организовать процесс воспитательного воздействия таким образом, чтобы он органично вписывался в структуру его мотивационно-потребностной сферы. При этом создаются условия, при которых нет необходимости понуждать ученика к какой-либо деятельности. Он оказывается в ситуации свободного выбора действий и поэтому с удовольствием включается в предложенную ему систему нравственно-ориентированных отношений, затрагивающих его глубинные интересы и стремления. Рассмотрим тему занятия «Кто ленится, тот не ценится» на примере сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Выбор сказки не случаен. Все в ней держится на контрастном противопоставлении: имена и действия героев, их поступки. Дети сталкиваются с этим художественным приемом, едва только слышат первые строки: «В одном доме жили две девочки – Рукодельница и Ленивица. А при них нянюшка». Далее по сюжету сказки дети совершают путешествие с Рукодельницей и Ленивицей к Морозу Ивановичу. Опираясь на стимульный прием влияния положительного примера Рукодельницы на воспитание трудолюбия, учитель подводит учеников к выбору того героя, на которого они сами больше похожи в своем поведении. Большинство учеников 1 и 2 классов выбирают образ Ленивицы. Этот образ привлекает учащихся тем, что можно ничего не делать, смотреть телевизор, играть на компьютере и т.д. Учитель предлагает ученикам задуматься над вопросом: «Для кого вы стараетесь, делая что-либо: для себя или для близких людей?» Далее педагог обобщает сказанное, опираясь на личный жизненный опыт учащихся. Этот этап сопровождается «выходом» на ребенка и его конкретную жизненную ситуацию, которую он впервые начал осознавать. В заключительной части занятия учитель использует прием поощрения. «Какие слова вы слышите в ответ после того, как вы что-то сделаете? Слышите ли вы в этом случае в свой адрес ласковые слова? Какие?» Ответы детей очень много скажут учителю о взаимоотношениях в семье. Обобщая высказывания, педагог от себя хвалит учащихся за ту или иную оказанную ему (или друг другу) помощь. Стимульный прием поощрения действует на перспективу и вызывает у учеников желание помогать друг другу и трудиться. Завершается занятие игрой, в ходе которой ученики пишут на разноцветных листочках бумаги те слова благодарности, которые они слышат в свой адрес. Затем из листочков со словами благодарности они делают поделку: самолетик, лодочку, коробочку и т.д. Свое изделие дети дарят тому однокласснику, которого считают трудолюбивым. Игра на данном занятии явилась стимулом к воспитанию трудолюбия, поскольку каждому ученику хотелось получить поделку в подарок, но не каждый ее заслуживал. Как видим, подобное занятие без назидания важнее любых внушений и убеждений.
Нравственное развитие личности – это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета тех изменений, которые происходят в жизни. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что главное желание младшего школьника – желание «быть хорошим». Поэтому в воспитании необходимо опираться на эту замечательную черту детской личности. Большое воспитательное значение должно уделяться игре, в которой ребенок чувствует себя немного выше того, что есть он на самом деле. Играющие должны подчиняться определенным правилам честной игры.
1. Честная игра является игрой равных, иначе и победа неинтересна.
2. Обидно, когда проигрываешь, но нельзя злиться, лезть с кулаками на того, по чьей вине произошло поражение. Если он не прав, то объясни в чем.
3. Если выиграл, радуйся, но не задавайся. Научи других тому, что сам умеешь.
4. Не унывай при неудачах. Если что-то не получается, будь терпелив, и ты добьешься успеха. Умей учиться на собственных промахах и ошибках.
Необходимо включать учащихся в посильный общественно полезный труд: приводить в порядок класс, ухаживать за цветами. Труд воспитывает не только гуманные качества (доброту, отзывчивость, любовь, бережное отношение), но и волевые (самостоятельность, организованность, ответственность). Ручной труд (шитье, вышивание, изготовление поделок) требует проявления старательности, инициативы, настойчивости и других нравственно-волевых качеств. В трудовую деятельность необходимо вносить нравственные мотивы: проявлять внимание, сочувствие, заботу, связывать эти мотивы с целью деятельности. В детском коллективе можно применять следующие правила коллективной работы:
1. Договоритесь с товарищем об общем плане работы и ее результатах. Надо выслушать предложения всех учеников и выбрать из них интересное для всех.
2. Распределите работу между собой по справедливости, т.е. поровну разделите интересное и неинтересное, легкое и трудное, приятное и неприятное.
3. Выполняйте свою работу в срок и как можно лучше, при этом имейте ввиду не только часть работы, но и общую.
4. По ходу работы справляйтесь, как идет работа у других.
5. Помогите тому, у кого не ладится работа. Делитесь с товарищами инструментом, материалом.
6. Учитесь у других тому, чего не умеете, охотно принимайте советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима.
Эти правила помогают учащимся при самооценке и взаимооценке, дают возможность сравнить свое поведение с поведением других.
Нравственный мир ребенка сложен и изменчив, находится в развитии. Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом учеников, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Какого человека ждет современное общество после окончания образовательного учреждения? Социуму нужны личности, обладающие следующими качествами: самостоятельность в выборе и принятии решений; способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их; способность к проявлению толерантности, оценке своего мнения как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного. Безусловно, сформировать такого человека уже в школьные годы и тем более в начальной школе, невозможно, но работа над этим набором качеств является ключевым направлением в нравственном развитии учащихся современной школы.