Методическая разработка классного часа на темуГероями не рождаются


Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»
Цель: способствовать формированию гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции; осознанию студентами нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
Задачи:
Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;
Воспитывать у студента позицию «Я – гражданин России»;
Воспитание у молодого человека качеств нравственно устойчивой и духовно богатой цельной личности;
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны;
Развитие национального самосознания студентов в контексте общероссийской гражданственности, приобщение к ценностям этнической культуры в контексте общенациональной российской культуры;
Формирование патриотических чувств и сознания на основе понимания исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;Форма проведения:
- беседа,
Техническое оснащение:
- ПК,
- мультимедийная установка.
Оформление:
- картина «Богатыри»;
- презентация;
- кадры из фильмов «Звезда», «Грозовые ворота»;
- запись «С чего начинается Родина?»;
«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился»
Бернард Шоу
«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете».
В.В Путин
Ход классного часа
Преподаватель:
Как прекрасна наша Родина-Россия. Как приятно летом просыпаться по утрам от трели соловьиной песни, вдыхать аромат свежескошенной травы. Как приятно осенью ходить по разноцветному ковру из листьев, устланному казалось бы всюду. Зимой – прогуливаться по серебристому снегу. А весной вдыхать свежесть распускающихся деревьев и зеленеющей травы.
Звучит запись «С чего начинается Родина» (музыка М. Блантера).
Преподаватель: 
 Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
 
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
 
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
 
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
(Н. Полякова.Родина моя)
Как вы считаете,  в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).
Вывод: Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.
(Раздать учащимся на заготовленных листах, один зачитывает вслух) «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.  Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей.  Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»
Преподаватель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы студентов).
Преподаватель: Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.
Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Преподаватель:
- Кто обладает этими качествами? (Предположения студентов)
- Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это.
Преподаватель: А каких людей можно назвать героями?  Этих людей можно назвать героями? Почему?
Слайд 4
(показать на картину «Богатыри» Васнецова)? Почему?
Преподаватель:
Еще в давние времена в устном народном творчестве отразилились представления об идеале прекрасного человека. Каковы же они? Давайте с вами вспомним русские былины, героические сказки…
(Раздать студентам на заготовленных листах, один или несколько по очереди зачитывают вслух) «…Широко известны былины про славных богатырей: про трех знаменитых защитников Русской земли — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. А вправду ли были на свете такие силачи и удальцы, которые шутя, играючи могли подбросить выше леса, под облака, тяжелую палицу, а мечи у них весили столько, что никому из простых смертных даже поднять их не удавалось? В самом ли деле им были нипочем любые испытания и опасности, а из кровопролитных схваток с врагом они непременно выходили победителями? Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской — богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролет, «хлеба-соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи». Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком…»
Преподаватель: Наше отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги.
Как вы понимаете слово «подвиг»?
(Студенты рассуждают)
Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.
Слайд 5
Подвиг – героический самоотверженный поступок.
А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. Сегодня я хочу рассказать о подвиге нашего земляка, такого же юного человека, как вы.
Слайд 6
  Подвиг 18-ти летнего пермяка Егора Утева (родился д. Петухово Юсьвинского района).
Местные жители, кто помнил Е. Утева говорили, что он ушел на фронот несовершеннолетним – так приписал себе пару лет. 30 сентября – 15 октября 1943 года в ходе боёв на правом берегу Днепра Утев трижды принимал командование взводом, заменяя выбывавшего из строя командира. 12 октября взвод под его командованием, отражая контратаку гитлеровцев, уничтожил до роты вражеских солдат и не отступил с позиций. При отражении контратак первым вступал в рукопашную схватку, нанёс противнику большой урон в живой силе и огневых средствах, подбил гранатами танк «тигр». За эти бои был представлен к геройскому званию. 22 октября 1943 года в бою у села Ореховка гвардии ефрейтор Утев гранатами подавил пулеметную точку, но и сам погиб смертью героя. Похоронен в селе МарьевкаОнуфриевского района Кировоградской области.  
Но на этом история войн не заканчивается: в 80 г.г. российские воины были участниками Афганских событий. Молодые мальчики в мирное время становятся участниками военных событий.
Малышев Олег Александрович
Родился в 1963 году в городе Челябинск. Окончил среднюю школу №66. В юношеские годы занимался боксом, плаванием, прыгал с парашютом, был кандидатом в мастера спорта по дзюдо и самбо. К службе в армии готовился, очень хотел попасть в Воздушно-Десантные Войска. В армию был призван осенью 1982 года. Сначала был учебный батальон в Прибалтике, после окончания которого стал командиром разведотделения. В Афганистан попадает в 1983 году и проходит службу до конца 1984 года. Служил в 6ой парашютно-десантной роте 317го парашютно-десантного полка, который первым вошёл в Афганистан в 1979 году. До конца службы имел воинское звание старшины. Во время пребывания в Афганистане получил 4 ранения, когда выручал командующего воздушно-десантными войсками генерала Сухорукова, за что получил медаль «За Отвагу». На вопрос «Как вы оказались в Афганистане?» Олег Александрович отвечал: «Я вообще не должен был в Афганистан попасть, я должен был пойти в дивизию Варшавского договора. А из группы, которая должна была идти в Афганистан, один человек заболел. Вот меня и взяли. Документы ведь все готовы были. Раньше было так: куда направили, туда и идёшь. Служба в армии считалась почётной. Все мужчины старались отслужить в армии».В 1992 году – началась Чеченская война. И на этой войне в мирное время гибли молодые люди.
Фёдор Васи́льевич Кузьми́нРодился в 1970 году в городе Сарань, в Карагандинской области Казахстана. После школы-восьмилетки поступил в ОПТУ-7 города Шахтинска. Вскоре был призван на военную службу. После её завершения вернулся в Сарань, устроился работать на шахту. В октябре 1992 года поступил на службу милиционером в Пермский ОМОН. Спустя год стал инструктором по боевой и физической подготовке, потом — оперуполномоченным Управления по борьбе с организованной преступностью при УВД Пермской области.
Неоднократно выезжал в служебные командировки на Северный Кавказ в ходе Осетино-Ингушского конфликта и в Чеченскую республику. Погиб 5 марта 1996 года в Грозном — сгорел в бронетранспортере.
Звание Героя Российской Федерации Федору Васильевичу Кузьмину присвоено посмертно 6 сентября 1996 года.
Имя героя высечено в мемориале «Вечная слава» и занесено в «Книгу памяти» сотрудников органов внутренних дел Пермской области, погибших при выполнении служебного долга. Его именем назван милицейский колледж.
1 марта 1996 года два бронетранспортёра с десантом СОБР Управления по борьбе с организованной преступностью УВД Пермской области возвращались после операции в комендатуру Октябрьского района Грозного. В районе блокпоста № 22 у моста через реку  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%BD%D0%B6%D0%B0_(%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0)" \o "Сунжа (река)" Сунжа они попали под интенсивный огонь боевиков. Младший лейтенант милиции Кузьмин, исполнявший обязанности оператора-наводчика боевой разведывательно-дозорной машины, быстро оценил обстановку, точно определил самые активные огневые точки боевиков и повел из башенных пулемётов огонь на их поражение, несмотря на интенсивный обстрел машины гранатомётчиками. Бой длился 50 минут. Огневые точки боевиков удалось подавить. Двое из бандитов были задержаны. Сохранено шесть единиц автотранспорта.
Через четыре дня — новое сражение. Шестого марта два бронетранспортёра с десантом пермского СОБРа выехали к месту дислокации временного управления МВД Российской Федерации в Чеченской республике. Площадь Минутка, где недавно проходил многодневный митинг сторонников Дудаева, превратилась в сущее пекло. Туда и направили две боевые машины пехоты уральцев, среди которых были и пермяки.
В 8 часов 15 минут боевики открыли по экипажам кинжальный огонь из всех видов оружия, включая противотанковые и подствольные гранатометы. Выстрелом из гранатомета машина Кузьмина была повреждена. Личный состав десантировался, занял круговую оборону и вступил в ожесточенный бой с превосходящими силами боевиков. Бандиты обосновались в высотных зданиях. Оператор-наводчик Кузьмин был ранен, но покинуть машину отказался. Крикнул: «Отходите в подвал, я вас прикрою!» — хотя мог выпрыгнуть из горящей машины. Огнём башенных пулемётов он хладнокровно уничтожал боевые точки боевиков. Те несли ощутимые потери. Но главное, отвлекая огонь на себя, он дал возможность десантникам забрать раненых товарищей, отойти к жилому дому и продолжить бой с более выгодных позиций. Тем временем бандиты сосредоточили на машине Кузьмина всю свою огневую мощь. Она вспыхнула факелом. Но Кузьмин продолжал обстреливать противника. До тех пор, пока не сгорел сам. Этот бой продолжался сутки. В нём погибли многие его друзья и сослуживцы.
Подвиг Александра Прохоренко24 марта стало известно, что в Сирии погиб шестой русский офицер — лейтенант Александр Прохоренко. Авианаводчик попал в окружение под Пальмирой. Не имея шансов отступить, лейтенант вызвал огонь на себя, погиб сам и похоронил сбежавшихся на добычу боевиков ИГИЛ. Что мы знаем о лейтенанте Прохоренко? Он родился в 1990 году в глухом селе Городки в 130 километрах от Оренбурга. Население — менее шестисот человек. Отец Александра — тракторист, мать — уборщица. Казалось бы, никаких перспектив. Молодой человек, однако, знал, чего хочет от жизни и чего намерен добиться. Лидерские качества в нем отмечали уже в пятом классе, и связать жизнь с армией он собирался еще в юности. Похоже, заметную роль в его судьбе сыграла школа. Несмотря на микроскопические размеры — выпуск Александра состоял всего из девяти человек — она дала сразу троих медалистов, в том числе и Прохоренко. Дальнейшая его карьера однозначно указывает: школьные успехи были заслуженными.После школы Александр отправился в смоленскую Академию войсковой противовоздушной обороны. ПВО — это одна из самых технически сложных областей военного дела, и на офицерских должностях там требуется образование хорошего университетского уровня. Парень из деревни оказался достаточно упорен и талантлив, чтобы стать одним из лучших курсантов. Академию он окончил с отличием и попал в элиту вооруженных сил России — Силы специальных операций.Родители и беременная жена Прохоренко не имели понятия о том, где служит их сын и муж. Односельчане считали, что он в неких «секретных войсках», родственники — что он отправился на Кавказ. Между тем Прохоренко более двух месяцев воевал на Ближнем Востоке.В Сирии лейтенант выполнял функции ПАН — передового авианаводчика. При этом ПАНу приходится постоянно ставить себя на место пилота и видеть поле боя не только своими глазами, но и понимать, как оно выглядит с воздуха, чтобы обозначить наиболее безопасный курс, обеспечивающий поражение цели. Сильнее всего в истории Александра впечатляет как раз непарадность главного героя. Двадцать пять лет, из глубинки, из абсолютно обычной семьи, совершенно не брутальной внешности, не сказать, чтобы авантюрного склада характера — только интеллект, упорство и мужество человека, собственными усилиями пробившегося в высшую касту армии и выполнявшего свой долг. Война, в которой он участвовал, — локальная и не его, и несмотря на все опасности работы корректировщика не предполагает нужды ложиться грудью на амбразуру. Но это вдруг оказалось необходимо, и молодой русский парень бестрепетно сделал то, что сделал.Лейтенант Прохоренко погиб за Пальмиру, и вошёл не только в русскую историю — он встал как равный к равным в фалангу античных героев. И если для нас, живых людей, здесь есть какой-то пример и урок, то он как раз в этом: героическая эпоха — это не неведомое прошлое. Наш Аякс живет в соседнем подъезде и изредка выходит во двор, позвякивая орденами за Бамут и Цхинвал. Наш Гектор погиб под Луганском. Наши триста спартанцев остались на номерной высоте у Улус-Керта. Наш Мильтиад сидит по ночам над картами. Каким бы грязным делом ни была мировая политика, чем бы ни была сирийская война, Александр Прохоренко сражался за нечто неизмеримо большее, чем экономические и геополитические интересы.
Преподаватель: Посмотрите, пожалуйста,  фильм «Огненная застава» .(Просмотр фильма).
Преподаватель: Это всего лишь мизерная доля подвигов нашего народа. Войны были для многих испытанием на человечность, на верность Родине.
Как люди выстаивали в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?
(Обсуждение). Потому, что они обладали такими качествами мужеством, героизмом  и  любили свою Родину и не могли не отстоять её.
«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).
«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).
«Смелость и мужество – эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». (В.А.Сухомлинский)
Преподаватель:
- Что общего в этих высказываниях?
- Чем они отличаются?
- Какая главная мысль в этих высказываниях?
Вывод: героем можно стать не только в военное время, но и в мирное.
Сегодня мы больше говорили о героях прошедших войн, считая, что смелые действия совершают люди лишь в грозное военное время. Но недавний геройский поступок девятнадцатилетнего матроса эскадренного эсминца «Быстрый» Тихоокеанского флота Алдара Цыденжапова показал всей стране, что и в мирное время есть место подвигу и что среди нас живут самоотверженные люди. Ценой своей жизни Алдар спас экипаж эсминца, за этот подвиг он был удостоен звания Героя России (посмертно).Трагедия случилась 24 сентября 2010 года. В 4 часа утра в машинном отделении эсминца «Быстрый» вспыхнул пожар. Чтобы предотвратить трагедию, надо было шагнуть в огненный ад и вывести электроустановку из работы. Не раздумывая, Алдар кинулся в самое пекло, чтобы закрутить вентиль трубопровода и перекрыть подачу топлива. Алдара охватывали языки пламени, ему нечем было дышать, а он, не замечая этого, перекрывал клапан. Он сумел перекрыть вентиль за 9 секунд! Именно они стоили ему жизни, именно столько времени потребовалось матросу, чтобы шагнуть в бессмертие.- Как бы поступили  в этой ситуации вы?
- Какие качества для этого нужны?
- Есть ли эти качества у вас?
Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и доказали что «героями не рождаются, героями становятся…»
Используемые источники
1. Герои русской истории. - Белый город. М, 2005.
2. С. И. Ожегов,  Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.
3. Художественные фильмы Николая Лебедева «Звезда».
4. Художественный фильм Андрея Малюкова «Грозовые ворота».
5. И.А.Тисленкова. Нравственное воспитание в средней школе. – Учитель, 2007.
6. Е.П.Сгибнева. Классные часы в средней школе. – Айрис-Пресс, 2007.