Патриотическое воспитание школьников с нарушением слуха


Патриотическое воспитание школьников с нарушением слуха
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Патриотическое воспитание глухих школьников является одной из основных задач образовательного учреждения 1-2 вида. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Патриотическое воспитание глухих детей школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности. Важную роль в патриотическом воспитании глухих школьников играет и формирование понятия о своей малой родине (город, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение детей культуре общения, знакомство с традициями своего города, любви и уважения к людям своего города, о необходимости беречь и украшать родную землю.
Содержание работы по патриотическому воспитанию в школе – интернате детей с ОВЗ включает в себя следующие компоненты:
- героико-патриотический;
- военно-патриотический;
- гражданско-патриотический;
- спортивно-патриотический;
- культурно-патриотический.
Героико-патриотическое воспитание – это воспитание любви к своей Родине, уважение ее Вооруженных Сил, защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа.
Работа в данном направлении может включать в себя следующее:
1. Проведение встреч с ветеранами и их родственниками, уроков мужества « Блокадный Ленинград». Классный час на тему «Герои нашего времени») 2. Проведение тематических вечеров, выставок, конкурсов стихов,.
3. Различные викторины, олимпиады, конкурсы,– то, что можно использовать на уроках и в предметных неделях.
4. Целесообразно проведение интегрированных уроков (история России, всемирная история, литература, физическая подготовка могут быть объединены темами: «Они освобождали…», «Великая Отечественная война в истории и судьбах людей», «Восстановление народного хозяйства СССР в послевоенные годы», «Афганистан – наша память и боль», классный час «Битва за Москву»).Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества.
Учащиеся изучают статьи Конституции о защите Отечества, проводятся беседы, лекции по истории Вооруженных сил России, СССР, о подвигах русского народа.
Для решения задач гражданско-патриотического воспитания педагоги могут организовывать следующие мероприятия: проведение акции милосердия ко Дню пожилых людей, проведение праздника труда «Для тебя, родная школа», «Адреса заботы» (шефство над ветеранами и пожилыми людьми), участие в туристско-краеведческой экскурсии «Наш край», участие в игре-викторине «Мой родной город» и т. п.
Одним из наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств является ознакомление учащихся с бесценными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь. Поэтому при проведении воспитательного часа, например, круглого стола «Фронтовое письмо», можно использовать краеведческий материал – письма с фронта, из партизанских отрядов, написанные в годы Великой Отечественной войны, афганской войны (чтение письма Мокина Олега Станиславовича).
Спортивно-патриотическое направление включает в себя: участие в городских, районных и областных соревнованиях, проведение школьных соревнований. Также в школе нужно проводить спортивные праздники типа «Мама, папа, я – спортивная семья». Работа с семьей занимает одно из основных мест в системе патриотического воспитания в школе.
Культурно – патриотическое воспитание раскрывает детям смысл понятия «малая Родина». Обязательно учащиеся знакомятся с традициями, обрядами, преданиями своего народа: ведь каждая нация, богата своими национальными особенностями, рассказывается о древних русских городах, о своем родном городе Нижнекамске, о республике Татарстане (Урок в 6 классе на тему « Путешествие по городам Татарстана»).
Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся нашей школы с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.