Разработка интегрированного урока Врать или не врать — вот в чем вопрос (по рассказу М.Зощенко «Не надо врать» и картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»).

Конспект урока развития связной речи на основе системно-деятельностного подхода
Тема урока: «Врать или не врать – вот в чем вопрос!»
(интегрированный урок по рассказу М.Зощенко «Не надо врать» и картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка». (7 класс)
Цели:
Деятельностные: формирование у учащихся способности к осуществлению контрольной функции:
самопроверки;
взаимопроверки;
выявления мест и причин затруднений при создании монологической речи.
Содержательные:
- знакомства учащихся с особенностями творчества М.Зощенко (информационная);
-постижения тайны внутреннего мира писателя через художественное слово, определить своеобразие его рассказа (надпредметная);
-развитие читательского восприятия, языкового чутья, нравственно-эстетическое воспитание на примере рассказа М.Зощенко «Не надо врать» (коммуникационная).
Развивающие:
-развитие навыка грамотной устной и письменной связной речи, аналитического мышления,
-развитие умения систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств,
- развитие общей культуры, кругозора учащихся.
Воспитательные:
-воспитание чувства взаимопомощи, коллективизма во время работы на уроке;
- воспитание интереса к русскому языку, языковой культуре;
-воспитание гордости за свой родной язык
Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point. мультимедийное оборудование - проектор, компьютер; презентация к уроку; карточки с индивидуальными заданиями; карточки-схемы
Оборудование:
Раздаточный материал на каждого;
Карточки для индивидуальной и групповой работы;
Методы работы:  поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- проблемно-диалогического обучения;
- информационно- коммуникативная технология.
Ожидаемые результаты:
- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;
- проявление интереса к новому содержанию занятия;
- проявление любознательности к изучаемому материалу;
- формирование умения высказывать;
- формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности, к обучению чтению;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Методы контроля:
Устный
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Методы обучения:
деятельностный метод обучения
создание проблемной ситуации;
частично - поисковый;
словесный
практический
Формы организации деятельности:
парная
индивидуальная
групповая


Унижает человека именно ложь.
О.Бальзак (французский писатель __века)
Я всегда повторял и буду повторять,
что обманщик в конечном счете
обманывает самого себя.
. Махатхама Ганди (индийский философ)

Ход урока:
1. Орг.момент.
2.Вступительное слово учителя.
-Дорогие ребята, сегодня мы попытаемся определить, как удается писателю воздействовать на читателей, вызывать особое настроение, заставлять плакать и смеяться, размышлять над сложными вопросами жизни.
-Сегодняшний урок наш несколько необычный. Представьте себе, что мы находимся в одной из студий телецентра Останкино на съёмке популярной передачи «Мы». На встречу с нами пришёл известный писатель Михаил Зощенко, представитель советской литературы, и герои его рассказа «Не надо врать». Тема нашей сегодняшней беседы «Каким быть?». М.Зощенко посвятил детям цикл комедийных рассказов «На примерах из личного опыта». Он исподволь, деликатно и весело подсказывал и советовал детям не кем быть, а какими быть. Среди них бесспорные шедевры «Елка», «Не надо врать», «Галоши и мороженое». Эти «алмазы смеха и радости» способны лучше всякого лекарства приходить на помощь в трудные минуты жизни. И, конечно же, нам очень хочется поближе познакомиться с самим писателем.
I. Информационный проект представляет группа, работающая с биографией писателя. (Выходят 2 ученика: ведущий - журналист – с микрофоном, на груди фотоаппарат, писатель– в строгом костюме).
-Ведущий: Дорогие друзья, сегодня у нас в гостях признанный и публикой, и критикой писатель, прозаик, сатирик Михаил Зощенко. На Вашу долю выпала слава, редкая для человека литературной профессии. Вам понадобилось всего 3-4 года работы, чтобы в 1 прекрасный день ощутить себя знаменитым. Журналы оспаривали право печатать Ваши новые рассказы, Ваши книги издавались чуть ли не во всех издательствах, а попав на прилавок, раскупались с молниеносной быстротой. Вам названивают по телефону, не дают проходу на улицах, осаждают в гостиницах. Скажите, пожалуйста, каково быть знаменитым писателем?
Писатель: Во-первых, это огромная ответственность. Главное - не кем быть, а каким быть. Я пришел к мысли, что все зависит от человека: насколько он сможет осознанно распоряжаться собой, направлять и корректировать свою внутреннюю жизнь.
-Ведущий: Откуда Вы родом? Кто были Ваши предки? Сохраняете ли в себе впечатления детства?
Писатель: Я родился в Петербурге в 1895 году в многодетной семье художника-передвижника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Иосифовны Суриной. Детей в семье было 8, чтобы прокормить нас, за домашними заботами мать успевала печатать рассказы из жизни бедных людей в местной газете «Копейка». Когда мне было 12 лет, умер отец. Впечатления детства отразились в сборнике коротких юмористических новелл «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». Там очень много автобиографичного.
-Ведущий: Характер человека формируется под воздействием различных причин. Что повлияло на формирование вашего характера?
Писатель: На формирование моего характера оказала воздействие трагическая судьба отца, а также влияние матери - доброго, мужественного человека.
-Ведущий: Как рано у вас проявились литературные способности?
Писатель: О писательстве я мечтал еще в гимназии. Прежде чем стать писателем я переменил множество профессий – был контролером поездов, отправился добровольцем на фронт в 1914 году, командовал взводом, батальоном. В первые годы после революции был комендантом Главного почтамта в Петрограде, пограничником в Стрельне, сапожником, актером, телефонистом, инструктором по кролиководству в совхозе, милиционером, агентом уголовного розыска, счетоводом-бухгалтером. Это было время испытаний – голод, тиф, безработица. Я хотел узнать, как живет и дышит народ. За несколько лет скитаний я увидел и услышал столько, сколько в спокойное время никогда бы не увидел и не услышал даже за 50 лет. Но еще раз повторюсь, главное не кем быть, а каким быть.
-Ведущий: Для какого круга читателей были написаны ваши произведения?
Писатель: Я принял в свое сердце великую боль великого народа и считаю себя мобилизованным служению «бедному» человеку. Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей.
-Ведущий: А как вы отличаете литературу для детей от литературы для взрослых?
Писатель: Для детей важно не что, а как написано, понятно ли.
Ведущий: Какой урок вы хотите преподнести молодому поколению?
Писатель: Своими рассказами я пытаюсь убедить их, что «с добром надо спешить, а то оно может оказаться без адресата. И ещё «дети должны уметь плакать не только, когда разбивают коленку, но когда коленка болит у кого-то другого». Мои юмористические рассказы призывают не бороться с людьми, а помогать им избавляться от их недостатков.
Ведущий:
· А почему Вы выбрали сатирическое направление, юмор? Читая Ваши рассказы можно до упаду смеяться.
Писатель: Вообще-то, не смеяться над рассказами надо, а плакать. Смех и юмор окрашивают трудную жизнь и вселяет надежду, что все в конечном счете обернется к лучшему.
Ведущий (обращаясь к зрителям): Дорогие зрители, как вы думаете, что такое юмор? Давайте дадим определение юмору:
(На слайде: Юмор -1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь. В искусстве: изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.)
Ведущий: Михаил Михайлович, сегодня Ваши произведения переведены на многие языки народов бывшего СССР, а также на английский, французский, испанский, японский, персидский, бенгальский, хинди. Это говорит о том, что нравственная высота Ваших произведений не оставляет равнодушным к Вам читателей практически всего мира. Спасибо за содержательную и интересную беседу. (Зощенко уходит).

II. Ролевая игра. Работа с текстом.
-Ведущий (обращаясь к зрителям): Нравственная высота присуща и рассказу «Не врать». Кто является главным героем рассказа? Каким вы его себе представляете?
Давайте вспомним кульминацию произведения. Представим ситуацию: __________________________________________
2 группа представляет ролевой проект. (Опираясь на текст рассказа, используя творческие виды пересказа, интерпретацию литературного текста, ученики подготовили и разыграли сцены из рассказа). Инсценировка эпизода из рассказа М.Зощенко «Не врать».
(От слов «Леля, погляди, что это такое до слов: « С ужасом глядел на единицу».)
III. Аналитическая беседа.
Ведущая: Как ведет себя Минька во время разговора с Лелей?
Ведущая: Какие чувства испытывает, получив плохую отметку?
Ведущая: А он специально оставил дневник в саду? Докажите текстом, что не специально?
Ведущая: Проанализируйте, зачем нужен обман? Что мы хотим скрыть? В основном, это касается наших корыстных интересов. Один человек идет путем обмана, рассчитывая сорвать куш, другой – путем правды, не преследуя личной выгоды. В итоге правдивый получает свое.
- Ведущая: Вы согласны с Лелей, что если временно заклеить страницу, то это не будет вранье?
- Ведущая: Как вы думаете, почему после прихода женщины, папа не стал кричать?
- Ведущая: Почему папа не ругал, а стал целовать Миньку?
- Ведущая: Тогда почему папа рассердился на Лелю?
IV. Работа с пословицами.
- Обратите внимание, на доске записаны пословицы о правде и лжи.
Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.
Ветра не удержишь, правды не скроешь.
Как ни хитри, а правды не перехитришь.
Правда-матушка светла живет, ложь под тыном прячется.
- Подумайте, чему учит народная мудрость, от чего предостерегает?
Вывод (ответ ученика): Русский народ презирает ложь, лживых людей. Учит правде, учит отвечать за свои поступки, как тяжело это не было бы. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)
-Какие из этих пословиц уместно отнести к происшествию с Минькой?
V.Сопоставительный анализ произведений М.Зощенко и Ф.Решетникова.
-К теме лжи, изворотливости обращались не только писатели, но и художники. Один из них Ф.П.Решетников. Мы попросили дать информацию нашего внештатного корреспондента_________________________.
Слово о Ф.Решетникове (информационная группа – по слайду).
- Известный советский художник Ф.П.Решетников с юных лет увлекался рисованием. Мысль написать картину «Опять двойка!» родилась у художника в школе, когда он сидел в классе, наблюдая за учеником, не выучившим урок. Решетников живо представил себе, как встретят мальчишку с двойкой дома, и решил написать об этом картину.
Учитель:
-Что объединяет героев этих произведений? (Поняли; осознание вины, стыд, раскаяние, желание больше не обманывать).
-Давайте проследим по тексту, какими словами Зощенко показывает раскаяние Миньки. Найдите в тексте слова, показывающую «лестницу покаяния» Миньки.
-Во многом понять авторскую позицию нам помогают иллюстрации. Члены группы художников-оформителей иллюстрировали рассказ. (Представление творческих проектов учащимися, ставшими художниками-оформителями). Мы познакомимся с макетами обложек к рассказу и с иллюстрациями, а также услышим комментарии тех, кто работал над ними.(Учащиеся представляют проекты собственных обложек к изданию рассказа М.Зощенко).
-Спасибо за ваши работы. Ваши иллюстрации свидетельствуют о том, что смысл рассказа понят вами вполне точно.
VI. Инсценировка беседы ведущего передачи с главными героями рассказа. Ролевой мини-проект.
- Чтобы понять авторскую позицию, мы обратимся к герою рассказа.
- Ведущая: Дмитрий, что Вы можете сказать о себе?
- Какой урок ты вынес из этой истории?
-Как ты думаешь, говорить правду всегда трудно?
Ведущий (обращаясь к зрителям): А как вы думаете, дорогие зрители? (Говорить правду всегда нелегко, но это необходимо для своего же блага).
-Чему учит этот рассказ? (Когда М.Зощенко писал детские рассказы, то думал не о том, что над непослушными девочками и мальчиками будут смеяться. Писатель хотел помочь детям стать людьми).
VII. Учитель: А вы, ребята, совершали поступок, за который было вам стыдно? Напишите, пожалуйста, в юмористической форме мини-сочинение на одно из высказываний или написать мини-сочинение «Поступок, за который мне было стыдно»
VIII. Работа с ассоциациями.
-А вас, уважаемые наши гости, попрошу ответить на вопрос: «Что такое ложь?», попробуйте подобрать ассоциативные сравнения к слову «ложь».
- Ребята, сейчас вы сможете стать свидетелями встречи корреспондента нашей школьной газеты «Первая школа» __________________ и гостей рубрики «Голоса и лица».
(Вот некоторые из найденных сравнений:
обида
безысходность
Ложь это:
разочарование
водоворот
бумеранг)

- Уважаемые гости, какое из этих сравнений, на ваш взгляд, дает наиболее точное определение о понятии «ложь»? Выберите, по желанию, одно из сравнений и постарайтесь доказать, что ложь действительно можно сравнить с бумерангом (или с чем-то иным).
IX. Работа с эпиграфами.
-Спасибо за интервью. Обратимся к эпиграфам.
-Какой из этих эпиграфов больше подходит к нашему разговору? Почему?
(После обсуждения).
X. Заключительное слово учителя.
-Человек в любых жизненных ситуациях должен быть честен, всегда отвечать за данное честное слово. Ложь всегда, рано или поздно, будет обнаружена окружающими людьми. Честный человек, «человек слова» чаще всего бывает уважаем в обществе.
И в заключение, послушайте, пожалуйста, стихотворение Леонида Мартынова «Ложь».
Поначалу в самых мелочах,
А дальше больше, гладко, без заминки,
Как будто в ясных солнечных лучах
Бесчисленные плавают пылинки.
И если в глаз попало трешь и трешь
И пальцами, и даже кулаками,
Но кажется, что маленькую ложь
Не вынуть и обеими руками.
Крупицы лжи щекочут, колют, жгут,
Слеза всё пуще застилает око.
Ведь нам лгуны для этого и лгут,
Чтоб видеть не умели мы далеко.
Домашнее задание: Написать рецензию на рассказ М.Зощенко «Не врать», используя карточку-информатор с планом рецензии и материалы урока.