Классный час Что за прелесть эти сказки


Стадченко Татьяна Вячеславовна
учитель начальных классов
МОУ «Вейделевская СОШ»
«Что за прелесть эти сказки!»
по «Сказке о попе и работнике его Балде»
Цели:
-закрепить знания обучающихся  по сказке А.С. Пушкина;
-познакомить с историей создания «Сказки о попе…»
-воспитывать уважительное отношение к прошлому своего народа, нравственные качества личности.
Задачи:
- содействовать развитию у учащихся умений рассуждать, анализировать и обобщать прочитанное через решения ребусов;- формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия на формирование интереса к чтению учащихся;
Оборудование: Мультимедиа, проектор, ребусы– презентация.
Ход классного часа.
«Сказка- складка, послушать сладко» Ребята! Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Ответы обучающихся.
- Ребята, сегодня мы с вами вновь отправляемся в путешествие в замечательный мир сказок А.С. Пушкина. Наш классный час посвящён «Сказке о попе и работнике его Балде». Сказки Пушкина- это бесценная жемчужина русской и мировой литературы. Вот уже более полутора века каждое новое поколение детей вступает в жизнь вместе с удивительно реальными персонажами, созданными гениальным русским поэтом. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает ее. Сюжеты этих сказок Пушкин использует потом при создании своих литературных сказок.
«Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна.
- А можем ли мы так же сказать про сказки самого Пушкина? Есть ли среди ваших любимых книг сказки А.С.Пушкина?
- Кто сможет назвать сказки, написанные Пушкиным?
Я расскажу вам  историю создания «Сказки о попе и работнике его Балде»
«Сказка о попе и работнике его Балде» была написана А.С.Пушкиным в Болдине 13 сентября 1830 года. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском. 
Пушкин прочитал эту сказку Гоголю в Царском Селе. Гоголь писал своему другу, что Пушкин читал ему «сказки русские народные … совершенно русские». И далее об этой сказке: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая».
При жизни поэта «Сказка о попе…» не печаталась. Впервые она была напечатана В.А. Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму».
Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича, но в изданиях для народа до начала ХХ века печаталась с купцом Остолопом.
-Сейчас мы проверим, кто из вас внимательнее всех читал сказку. Мы будем разгадывать ребусы. (Слайды 2 – 8)
- Назовите положительного героя сказки. Каким мы видим Балду в сказке?
(Добрый, трудолюбивый, хитрый, доверчивый, наивный….)
- На какого героя русских народных сказок он похож?
(Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.)
- Есть в сказке отрицательный герой? Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа? (Ненасытный, жадный, глупый.)
- Найдите отрывок и прочитайте, как был наказан поп?
- Какие чувства вызвал у вас этот эпизод?
Рефлексия.
На столах у вас лежат листочки двух цветов. На светлом листочке напишите положительные черты своего характера, а на тёмном – отрицательные черты (если они имеются). Светлые листочки с надписями мы прикрепим на большое облако Позитива, а тёмные листочки с надписями мы порвём и выбросим, чтобы вместе с ними ушли отрицательные качества вашего характера.
- Закончить наш классный час хочу стихотворением ОлифиренкоЛюблю я Пушкина творенья,И это вовсе не секрет.Его поэм, стихотворенийПрекрасней не было и нет!С мальства его читаем сказки,В них жар души, природы краски.Добро цветёт в них, злоба чахнет.В них русский дух, в них Русью пахнет!За Пушкина Руси спасибоОт имени всего народа!Ведь мы стихи его читаемКак он писал – без перевода.