Внеклассное мероприятие по творчеству А Абу-Бакара на тему Неугасающая звезда Дагестана


Сценарий урока на тему «Неугасающая звезда Дагестана»
1.Звучит Гимн Дагестана
2. Вступительное слово учителя-Добрый день, уважаемые гости, учителя, учащиеся. Я рада приветствовать в этом зале всех любителей художественного слова, поклонников творчества Ахмедхана Абу-Бакара.
85 лет проходит со дня рождения и 25 лет как его не стало. О творчестве этого гениального писателя, драматурга, киносценариста можно говорить бесконечно, но мы за отведённое время постараемся передать, какой многогранной личностью был этот человек.
3) Слово ведущим
Ведущ1: Богат и неповторим наш Дагестан, и пишут о нём люди, неравнодушные к судьбе своей малой родины и России. Они воспевают природу, рассказывают о селениях, истории и традициях дагестанских народов, говорят об истинных человеческих ценностях.

Ведущий2: Многолик наш Дагестан! Каких только национальностей нет: аварцы, даргинцы,кумыки, лакцы, лезгины и другие. И каждая народность богата своими традициями, обычаями, ремеслом и самобытной ультурой. И всех их объединяет одно: любовь к родному краю, любовь к своей земле, земле своих предков, для которых клятва: клянусь своей землёй, являлась священной клятвой. И не дай бог её нарушить. Так учили нас предки.
Один из знаменитых уголков Дагестана с очень древней историей это село Кубачи. Оно звалось Зирехгеран, как и Кубачи, в переводе это означает «кольчужники». В этом месте издавна жили мастера.
Вудущий1: Дагестан славен не только своими пейзажами, но и людьми, населяющими горную республику. В одном из аулов живут искусные мастера. Они прославили свое селение на всю Россию и дальше. Сделанное в Кубачи изделие из серебра имеет наивысший сертификат исполнения – сердце и честь мастера.
Ведущий2: Из села Кубачи в большой мир искусства шагнул Ахмедхан Абу-Бакар. Родиля в 1931г. В высокогорном ауле Кубачи, знаменитыми своими умельцами. В юности учился древнему мастерству и первые свои стихи гравировал на стальных пластинках.
Творил он и в поэзии, и в прозе, и в драматургии. Киносценарист и драматург А.Абу-Бакар- автор 12 фильмов, 8 пьес и либретто для оперы, поэт А.Абу-Бакар автор 3-х поэтических сборников.

«ГРОЗА»
Ведущий1: Он работал всегда и везде, свободно переключаясь с одного вида деятельности на другой: как редактор журнала «Советский Дагестан», областной газеты «Ленинское знамя» редактировал чужой текст, читал корректуру, работал творчески, переключаясь на прозы на поэзию на драматургию.
Он – автор замечательных поэтических и прозаических книг для детей и взрослых, обладатель многих дипломов и грамот за достигнуты успехи в литературной деятельности.
Ведущий2: Его повести и рассказы, стихи и миниатюры переведены на 58 языках мира. По его сценариям поставлены 11 полнометражных художественных фильмов. Он с детства видел красоту создаваемых узоров кубачинских изделий это не могло не сказаться на духовном и творческом развитии будущего писателя.
«ПРИТЧА ОБ ОРЛЕ»
-По горным кручинам поднимается молодая женщина, а за ней, усердноцепляясь за острые камни, босой семилетний малышка в заплатанных штанишках, на рукаве висит длинная нить с нанизанными на ней кольцами с чёрнью и гравировкой – это его первые стихи в серебре. Остановившись на одной скале, он прислушивался:
-Мама, кто это стучит
-Это, сынок, орел!
-А что он хочет
-Ничего, орел точит клюв о камень
- Не больно ему
-Больно, на то он и орел, чтобы терпеть боль и держать клюв всегда острым.
У орла клюв-оружие защиты, а крылья – гордость. Орел-птица неба и гор, он знает, что небо всегда сияет голубизной, а в полете он часто встречается с грозой, нужно крыльями разрежет облака и клювом потушит молнию.
С тех пор мальчик стал смотреть на орла другими глазами, для него это птица стала символом мужества и выносливости, и скоро, очень скоро ему самому пришлось точить клюв своего сердца не только о камень, но и кремень.
Кто бы мог подумать, что об этом маленьком мальчике в папахе, который стоит, не поднимая глаз, через годы заговорит весь мир! В юности А.Абу-Бакар учился древнему мастерству и первые свои стихи гравировал на стальных пластинках.

Вудущий1: В 1949 году, окончив Уркарахскую школу, переехал в Махачкалу, где работал в редакции газеты «Колхозное знамя»
В 1951 г. Поступил в литературный институт имени М. Горького, завершив учёбу, стал слушателем сценарных мастерских при главном кинематографии. Во время учёбы в Москве, он познакомился со своей будущей супругой, тоже студентка Литературного институту, Фатимой Абакаровой.

СТИХОТВОРЕНИЕ «ШИ БАТУРЛИ»
Ведущий2: А.Абу-Бакар дебютировал как поэт. В 1954 году Дагестанское книжное издательство выпустило его первую книгу – сборник стихов на родном языке «Зарево». В ней собраны стихотворения, посвящённые труженникам села, Родине, славным её сынам и прекрасным дочерям. А в 1955 году вышла поэма «Горькое сказание». В последующем их было очень много.
Стихотворение «ВАТIАН»
Ведущий1: В последующие годы в дагестанских книжках издательствах вышли его книги: повести «Памятник у дороги», «Темир-Булат», «Даргинские девушки», «Чегери», «Ожерелье для моей Серминаз», «Дедушка Хабибула из долины садов», «Тайна рукописного корана» «В ту ночь готовясь умереть», «Мама, зажги солнце».
Ведущий2: А.Абу-Бакар был человеком весьма оригинальным и своеобразным. Сильно развитая фантазия давала ему возможность выдумывать почти невероятные, но жизнеспособные сюжеты ситуации. Чтобы приступить к написанию повести «Медовыескалы», ему понадобилась командировка на Чиркейгэстрой.

Ведущий1: Он находил материал для творчества везде: и в командировка, и на годекане, и за дружеским столом, и даже на экране телевизора. Это – писатель, одарённый щедрым талантом.
У каждой дороги есть свой перекрёсток, а у каждого аула –свой годекан! Сколько аулов в наших горах, столько же и годеканов. Годекан - излюбленное место горцев, куда они собираются на досуге: скоротать время, поделиться новостями, радостями печалями, мудрось предков, конечно же, делами сегодняшних дней.
«ГОРЦЫ НА ГОДЕКАНЕ» (Инсценировка)
Был в нашем ауле учитель, да вы его знаете –Хатайла Абакар. О его странностях люди рассказывают много, но я запомнил один случай. Говорят, заметил однажды Хатайла Абакар, что его жена, вытряхивая его костюм, вытряхивала и содержимое карманов. Одним словом, очистила от денег, не оставив даже звонка медяков. На первый раз он ничего ей не сказал, на второй раз он ее простил, но на третий раз, когда поутру натянул на себя одежду с пустыми карманами, сел завтракать, то попросил жену принести из кухни самый большой и самый острый нож, стал вытягивать карманы брюк и пиджака и срезать их одним махом.
-Что ты делаешь! -возопила жена.
-Как что! Не видишь, срезаю карманы, в которых ничего не держится. Зачем они мне! (горцы ведут себя по –разному, кто-то смеётся, кто-то задумчиво качает головой, кто-то гладит свои усы, проговаривая что-то).
(Арсен) -Да, если так и дальше пойдёт, то такое равноправие, поверьте мне, обернётся неравноправием мужчин в обществе.
(Алескандер) Кто же тогда освободит нас от женского гнета! - задумчиво говорит старик, обращаясь к почётному обществу.
(Магомедрасул)- Не бойся, найдутся достойные женщины, как нашлись в своё время нашлись достойные мужчины, которые вызволили женщин из гнева, чтоб посадить их га наши головы,- отвечает старый учитель родного языка.

«ТОСТ»
Говорят, впервые виноградную лозу посадил у своей хижины египтян три тысяча лет томе назад. Ему понравились плоды этого растения. Но случилась беда, ударила засуха. И чтоб как-то сохранить любимую лозу, египтян зарезал своего павлина и стал молить у солнца воды. Но спасительного дождя не было. Тогда египтян убил на охоте льва и кровью люва окропил лозу. Говорят, и это не спасло, тогда ему пришлось зарезать домашнюю обезьяну и её кровью окропил лозу и ждал дождя. А дождь пошел после того, как египтян пожертвовал и поросенка.
С тех пор, говорят, заведено: выпьешь чарку вина, расцветёшь, как хвост павлина, выпьешь еще одну чарку- в тебе пробуждается лев, а после третьей чарки-человек начинает обезьяничать, а после четвёртой превращается в того, кто вырастает из поросенка, в большую свинью.
Алескандер:И поэтому, уважаемые, выпьем за тех, кто знает цену виноградной лозе и кто может остановится именно в состоянии хвоста павлина.
ВЕДУЩИЙ 2 О творчестве Ахмедхана Абу- Бакара высоко отказывался Расул Гамзатов. Даргинские девушки и Чегери А. Абу-бакара – это утро дагестанской прозы отмечал он. В творчестве писателя большое место занимает и цикл харбукские рассказы.
Асият
В тридцать девятом году в Харбук приехала первая русская учительница Настасья Кузьминична. Это была светловолосая, голубоглазая девушка из-под Курска.
Харбукцы не привыкли обращаться по имени и отчеству, поэтому вначале любовно называли её просто по имени. Но и имя Настасья оказалось трудно произносить – тогда стали её называть Ася, а это в постепенно перешло в Асият. Так Настасья Кузминична стала в Харбуке просто Асият.

В ту русскую девушку влюбился самый красивый парень в ауле, сын хозяйна, в сакле которой снимала комнату Асият. В Харбуке строгие законы – девушки не выходят замуж за чужих, а парни не женятся. Но он полюбил её, и никакие уговоры матери на него не действовали. Тогда мать переселила девушку в другую саклю.
Сын ее был очень расстроен, несколько дней не находил себе места, ходили по пустой сакле из угла в угол и что-то искал, ни к чему у него не лежала душа, осунулся, побледнел и, наконец, заболел, и очень серьезно; с каждым днем, как говорится, выпадал камень из стен его здоровья. Мать испугалась и, сидя у изголовья сына, причитала:
-Только бы выздоровел, только бы поднялся на ноги мой сын, пусть он женится на Асият, я не буду мешать!
А больной в бреду звал Асият.
Мать побежала за ней и привела. Как только девушка вошла в саклю, парень очнулся, улыбнулся, ему стало легче.
-Ты пришла, Асият?
-Да, вот я рядом с тобой.
-Почему ты ушла от меня?
-Да это я ее переселила, сынок, я…-сказала мать.
-Почему?
-Как почему, сынок, свадьбу ведь сыграем, а невесту надо приводить в саклю из другой сакли, вот я и подумала, что заранее надо все успеть.
ВЕДУЩИЙ1: «Любви бирюзовый цвет». Книгу составили стихотворения о красоте родного края, о его людях, о любви- источнике нравственной чистоты, о ее великой преобразующей силе.
СТИХОТВОРЕНИЕ «ИЗВЕСТНО ВСЕМ»
Известно всем:
Орлы не ловят мух.
Не позволяет
Горделивый дух
Пустячного занятья…
В самом деле,
Представьте,
Что великий лев-
И вдруг
Мышь караулит
У амбарной щели
К чему лукавить?
Суетный недуг-
Считать над другом
Посмеяться вправе,
Из дружелюбья
Причаститься к славе,
Добавить яду
К горестной приправе,
Когда над неудачей
Стонет друг.
Угодливость и лесть-
Сродни измене,
А равнодушье
На житейской сцене
Не признает
Ни званий, ни заслуг…
Так что и впрямь
Прекрасно утвержденье:
Орлы горды.
Они не ловят мух.
ВЕДУЩИЙ2:
А.Абу- Бакар – писатель смелый и ищущий. Творить для него означает искать и утверждать. В основе таланта лежит неистребимое желание познать неизведанное, не подостигнутое до него. Это видно даже в манере строить фразу. Даже в пределах одного произведения он может быть разным.
«Река стремится стать частицей моря, а человек- частицей народа», гласит даргинская пословица. Музыка, пословицы и поговорки, стихи и песни тоже являются отражением народа.
СТИХОТВОРЕНИЕ «ЧУГУР»
Введущий1: Обычаев у даргинцев много, но особенным статусом обладают два: обычай гостеприимства и почитания старших. Но даргинцы относят его к одной из самых величайших добродетелей. Гость в горах всегда появляется неожиданно. Но он никого не застанет врасплох, потому что его ждут всегда, каждый день, каждый час.
ВЕДУЩИЙ2: Старость у многих народов не считается лучшим периодом жизни…Стариком быть трудно. Да и несладко. Совсем другое дело у даргинцев. Обычай глубокого почитания родителей и уважение старших- характерен для семейно- бытовых отношений даргинцев. Первым говорит старший, в его присутствии молодые стоят, не курят, не пьют. И все это реально и достоверно отражается в замечательных произведениях Ахмедхана Абу-Бакара.
ВЕДУЩИЙ1: Всем известно, что 2016 год президентом РФ В. В. Путиным объявлен годом кино. А.Абу-Бакар известен как автор многих киносценариев. По отдельным книгам писателя поставлены художественные фильмы: «Тучи покидают небо», «Адам и Хава», «Ожерелье для моей Серминаз», «Тайна рукописного Корана», «Снежная свадьба», «Искусство, рожденное в горах», «Сладкий родник» - мультфильм.
ВЕДУЩИЙ2:
Первый фильм, снятый по его сценарию, - это «Тучи покидают небо», а последний «Тайна рукописного Корана». Этот фильм, ставший лауреатом не одного международного конкурса, так и не был оценен в Дагестане, хотя четырежды был представлен на Госпремию Дагестана. А сам А Абу- Бакар так и не увидел фильм на большом экране, он умер незадолго до его выхода.
ВЕДУЩИЙ1: Заметное место в творчестве А Абу-Бакара занимает и драматургия. Его пьесы вышли во всех театрах Дагестана. В разные годы им написаны пьесы: «Люди в бурках», «Нур- Эдин- золотые руки» и «Каменный мальчик». Его пьесы «Ищи и найдешь», представленная на Втором Всесоюзном фестивале драматургии и театрального искусства получила первую премию министерства Культуры и Союза писателей СССР.
СТИХОТВОРЕНИЕ «АХМЕДХАНУ АБУ БАКАРУ»
ВЕДУЩИЙ2: Недаром кем-то было сказано: «Если мы хотим узнать о даргинцах что-то по-настоящему важное, то тогда надо обязательно познакомиться с книгами известного дагестанского писателя Ахмедхана Абу- Бакара» (1931-1991), создававшего свои произведения на даргинском языке.
ПЕСНЯ «АХМЕДХАНУ»
УЧИТЕЛЬ: И сегодня мы вслед за великим Расулом Гамзатовым, который назвал повести Ахмедхана Абу-Бакара «утром дагестанской поэзии», можем повторить: «В них много солнца, теплой улыбки, горского юмора». После знакомства с творчеством А Абу-Бакара становятся более понятными и близкими не только даргинцы, но и другие народы, живущие в Дагестане.
Есть ли большее счастье для писателя!? Ведь Кубачи известен миру не только как аул златокузнецов, но и как малая родина самого Абу-Бакара.
Жаворонка спросили:
-Почему у тебя такие короткие песни?
Не хватает дыхания?
-Просто у меня очень много песен и я боюсь, что не успею их спеть. Эти слова как нельзя лучше относятся к самому писателю. Он писал быстро и очень много, может, тоже боялся не успеть.