Литературный ринг Что за прелесть эти сказки


ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ
«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ»

ЦЕЛЬ: в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании различных книг.
Участники: ведущий, две команды школьников, жюри.
Продолжительность: 35 минут.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
ВЕДУЩИЙ. Все мы любим сказки. И, наверное, не раз, слушая их, погружались в мир, где царят храбрость и доблесть, честь и способность к самопожертвованию, где злоба, зависть и предательство герои всегда наказаны, а правда торжествует.
Сегодня мы с вами будем соревноваться как на боксерском ринге, только соревноваться вам надо будет не в кулачной силе, а в литературных знаниях и начитанности.
В нашей игре примут участие две команды, давайте дадим названия командам. Я попрошу каждой команде выбрать себе капитана. Пусть капитаны подойдут ко мне, пожмут друг другу руки и дадут обещание изо всех сил бороться за победу своей команды.
Сегодня членами жюри согласились быть (представление членов жюри).
Итак, команды готовы? Я объявляю первый раунд. В нем три задания. Но сначала давайте послушаем маленький музыкальный отрывок.

Звучит Прелюдия № 7 Ф.Шопена.

Эта музыка настроила нас на возвышенный лад, потому что первый раунд мы решили посвятить области страны Литературии, которая называется «Поэзия». Вы любите стихи? Сейчас я проверю, хорошо ли вы умеете читать стихи всей командой. Давайте условимся – я начну читать стихотворение, а вы по начальной строке узнаете его и продолжите чтение вместе со мной.

Вот моя деревня, 2. Крошка сын пришел к отцу,
Вот мой дом родной, И сказала кроха:
Вот качусь я в санках - Что такое «хорошо»,
По горе крутой. И что такое «плохо»?
3. Жил человек рассеянный 4. Ехали медведи на велосипеде,
На улице Бассейной. А за ними – кот задом наперед.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать:
В рукава просунул руки,
Оказалось – это брюки.
5. Ветер, ветер, ты могуч, 6. Жил-был поп,
Ты гоняешь стаи туч, Толоконный лоб.
Ты волнуешь сине море. Пошел поп по базару
Всюду веешь на просторе. Посмотреть кой-какого товару.

Я смотрю, вы хорошо знаете поэзию. Молодцы!
Второе задание поэтического раунда – кто больше найдет рифм к заданному слову. Первое слово – «урок». Ждем 30 секунд, а вы пишете рифмы к этому слову.
По истечении времени ребята читают свои ответы, листки с ответами передаются жюри.
Второе слово – «работа».
Последнее задание поэтического раунда – надо вспомнить и прочитать стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек. Вот, например, я называю вам рифмы: «ко мне, на ремне, бляшке, фуражке». А вы вспоминаете стихи и их автора:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «пять» на медной бляшке,
С синей форменной фуражке.
Это начало стихотворения С.Маршака «Почта». Задание понятно? Тогда слушаем рифмы.

Простился, снарядился, у окна, одна.
Царь с царицею простился
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Мая. Гром, играя, голубом.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвеся и играя
Грохочет в небе голубом.
Скажи, доложи, милее, белее.
Окном, вечерком.
Шаги, ноги, размера, сапоги.
Лихо меряли шаги
Две огромные ноги,
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
6. Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.
Я объявляю второй раунд.
Звучит музыкальная заставка композитора В.Дашкевича к телефильму «Приключения Шерлока Хомса и доктора Ватсона».
Вам предстоит определить, о каком из героев идет речь, по моему описанию.
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок.
Еду, еду в Африку
В милые края!
Африка, Африка:
Родина моя! (Обезьяна Чичи К.Чуковского «Доктор Айболит»)
Мишка очень любит мед.
Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час:
Нос налево, хвост направо,
Это полька Карабас. (Куклы из сказки А.Толстого «Золотой ключик»)
Эй, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки! (Пудик из сказки М.Горького «Воробьишко»)
Теперь – узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.
1. Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушение, и он оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер)
2. Как рассказал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон Мюнхаузен)
3. Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нильс)
4. Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса)
5. Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал. (Питер Пэн)
Теперь – новое задание. Оно называется «Фоторобот»: по некоторым чертам внешности героя назовите его имя.
Голова его набита опилками.
У него на голове зеленый хохолок, подергав за который вновь наплачешься.
Этот столяр носил прозвище Сизый Нос. (Джузеппе из сказки «Золотой ключик»)
Полосатый свирепый хищник, ненавидевший Маугли. (Тигр Шерхан).
Девочка-кукла, волосы которой были необычного голубого цвета.
Африканское животное, которое после встречи с крокодилом на берегу реки Лимпопо поменяло свою внешность. (Слоненок из сказки Р.Киплинга)
Итак – третий раунд. Капитанам надо будет вообразить себя героями сказок. Задание: какие слова надо произнести, чтобы:
Вызвать Сивку-бурку?
Сивка-бурка,
Вещий каурка,
Встань передо мной,
Как лист перед травой.
Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами?
Симсим, открой дверь!
Сварить кашу в волшебном горшочке?
Раз, два, три, горшочек, вари!
Исполнить повеление волшебной щуки?
По щучьему велению, по моему хотению.
А теперь мы вместе с мальчиком Маугли перенесемся в его джунгли и вспомним имена тех, кто жил рядом с ним. Я буду называть зверя. Который жил в джунглях, а ваше задание – как можно скорее вспомнить и произнести его имя, постаравшись опередить соперника. Начали!
Медведь (Балу)
Пантера (Багира)
Шакал (Табаки)
Питон (Каа)
Вожак волчьей стаи (Акела).
Следующее задание содержится в конвертах. Вам придется сложить листочки в одно целое. На листочках содержимое палиндромов, или перевертышей. Вы должны правильно определить правильно свои фразы и найти, какие предложения ошибочно причислены к перевертышам.
Задания для 1 команды.
Лев волов вел.
Вор влетел в ров.
Зубы на полку лезут.
Ковал под поплавок.
Задание для 2 команды:
Около меня не молоко.
Конус и рисунок.
Конфеты есть – не фокус.
Коту тащат уток.
Я благодарю вас за честную игру, и нам осталось только последнее слово жюри. Но независимо от результатов сегодняшней встречи давайте вспомним золотое правило греческих олимпиад: главное в олимпиаде – не победить, а главное – в ней участвовать. Поэтому я думаю, что вы получите пользу от этой встречи, полюбите читать новые увлекательные книжки и еще раз перечитайте старые, хорошо знакомые.
Жюри объявляет итоги. Идет награждение победителей.
15