Внеклассное мероприятие Что за прелесть эти сказки

«Что за прелесть эти сказки»
Внеклассное мероприятие по сказкам А.С. Пушкина в
5, 6 классах.
Цели: воспитание интереса к творчеству писателя;
развитие памяти, речи, наблюдательности, активности, самостоятельности.

План мероприятия: 1. Знакомство обучающихся с биографией А.С. Пушкина.
2. Викторина по сказкам
3. Подведение итогов.
Оборудование: Карточки, наглядная презентация материала.



Ход мероприятия:
Биография А.С. Пушкина.
Строчки стихов А.С. Пушкина словно тропинки, ведут тебя в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона, и белую царевну лебедь, и бойкого Балду, и чародея Черномора, и славного Руслана.
Много мест в необъятной России исходил и исколесил за свою жизнь А.С. Пушкин. Одни места лишь промелькнули за окном его кибитки, в иных он задерживался – на дни, месяцы, годы. Но где бы поэт ни был, он писал – писал стихи, поэмы, повести. Со сказками же связан один интересный «географический» факт: оказывается, почти все они написаны Пушкиным в одном месте, правда в разное время. Где создавал великий поэт свои сказки? В селе Болдино Нижегородской губернии. 1830 г. «Сказка о попе и работнике его Балде», а в 1833 г. Созданы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке».
А.С. Пушкин – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают. Многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком- всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: ЭТО ПУШКИН.
Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его прадедом был уроженец Африки по имени Ибрагим, человек почти с чёрным лицом и чёрными курчавыми волосами.
С девяти лет мальчик начал страстно читать книги из домашней библиотеки отца. Он очень часто вставал среди ночи и тихонько шёл в библиотеку дочитывать, дочитывать начатые днем книги.
Потом, когда он стал учеником Лицея, в нем опять проснулась страсть к чтению. Здесь он читал и днем и ночью.
Знаете ли вы, от кого поначалу А.С. Пушкин сказок понаслушался, чтобы нам потом их так ладно пересказать? От своей удивительной няни – Арины Родионовны. Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт так напишет о ней:
Я ждал тебя: в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Эта волшебная свирель из няниных сказок зазвучала потом в чудесных пушкинских произведениях.

172 года уже прошло со дня смерти А.С. Пушкина (он умер в 1837 году), а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит и слава его все растет. Почти в каждом городе есть улица, названная в его честь. Если бы кто-то взялся сосчитать, кому из русских писателей и поэтов поставили больше всего памятников, то первым бы в этом списке, конечно же, стояло имя А.С. Пушкина. (слайды). Монументы, увековечившие память о величайшем русском поэте, можно увидеть в Москве и Санкт- Петербурге, Одессе и Кишиневе, Тбилиси, Ташкенте и т.д. И каждый год 6 июня, в день рождения поэта, к памятникам Пушкину с цветами в руках приходит множество людей, чтобы ещё раз выразить свою любовь и восхищение.
Обычно скульпторы изображали Пушкина в одиночестве. Но к 200- летию со дня его рождения эта традиция была нарушена. В Москве, на знаменитой улице Арбат, напротив дома, куда поэт привез молодую красавицу – жену Наталью Николаевну, был установлен памятник «Пушкин и Натали».
А совсем недавно, в апреле 2004 года, первый памятник Пушкину был открыт в США, в Вашингтоне.
Не только русские люди, но и за рубежом читают Пушкина: его сочинения переведены почти на все иностранные языки.
Становясь старше, вы узнаете и другие более серьёзные произведения Пушкина, а сегодня давайте поработаем над его сказками.

1. Литературная разминка «Отгадаем сказку».
Узнайте, из какой сказки взяты эти отрывки:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.

( «Сказка о царе Салтане»)

Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,
Да конец её в море мочить.
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Глядь: перед ним землянка;
На пороге сидит старуха,
А перед нею разбитое корыто.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и он забылся.
(«Сказка о золотом петушке»)

2. Блиц- викторина
«Сказка о рыбаке и рыбке».
Сколько лет прожил старик со старухой у самого синего моря? ( 33 года ).
Сколько раз забрасывал старик невод в синее море? ( 3 раза ).
Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5)
Сколько просьб выполнила рыбка?(4 просьбы- корыто, изба, дворянка, царица).
Сколько времени была старуха царицей? ( «Вот неделя, другая проходит...» ).
За что рыбка наказала старуху? ( За жадность ).
Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом»)
«Сказка о попе и работнике его Балде».
.Какую работу должен был выполнять поп у Балды?( повар, конюх, плотник).
Как работал Балда? ( «работает за семерых» ).
За какую плату согласился работать Балда у попа? ( « в год за три щелчка по лбу» ).
Кого послал старый бес к Балде? ( «вышлю к тебе внука» ).
Именно его называет Балда меньшим братом. ( зайца ).
За сколько лет должен был собрать оброк с чертей? (Лучшего б ненадобно дохода, да есть на них недоимка за 3 года).
«Сказка о царе Солтане».
В «Сказке о царе Солтане», какой профессии были две сестры? («Будь одна из вас ткачихой, А другая поварихой» ).
Какого размера родился ребенок у царицы?(«Сына Бог им дал в аршин» ).
О чем подумал царевич, когда они с царицей оказались на воле? («Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако, нужен»).
Какими словами встречала Царь – лебедь князя Гвидона у моря? (Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?)
В каком месяце родился князь Гвидон? (будь царица И роди богатыря мне к исходу сентября)
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Как звали царевича в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Елисей).
Какое приданое приготовил царь своей дочери? (Семь торговых городов Да сто сорок теремов).
Кто увел царевну в «глушь лесную и оставил ее там»?(Чернавка)
На какую птицу охотились семеро богатырей? (Выезжали погулять Серых уток пострелять).

«Сказка о золотом петушке».
23. «Сказка о золотом петушке».К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? («обратился к Звездочету и скопцу»).
24. Сколько сыновей было у царя Дадона? («Что за страшная картина: перед ним его два сына).
25. Что пообещал мудрецу царь Дадон за золотого петушка? (Волю первую твою, я исполню как свою)
26. Что попросил мудрец у царя за золотого петушка? (Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу»)
27. Какие слова кричал золотой петушок, предупреждая царя об опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»).

3. Конкурс «Право выбора».
1) Какая кличка была у собаки из «Сказки о мертвой царевне»
А. Белка В. Стрелка
Б. Соколко Г. Жулик

2) Кто или что здесь лишнее.
А. волшебное зеркальце В. Волшебная палочка
Б. золотая рыбка Г. Золотой петушок

3) Какие сказки заканчиваются словами «Я там был; мед, пиво пил- И усы лишь обмочил».
А. «Сказка о царе Салтане» В. «Сказка о попе и работнике его Балде»
Б. «Сказка о золотом петушке» Г. «Сказка о мертвой царевне»

4) Как называется остров, на котором жил князь Гвидон?
А. Баян В. Буян
Б. Боян Г. Быян

5) Что поп велел собрать с чертей?
А. Дань В. Налог
Б. Оброк Г. Пошлину

6) Отчего умирает царица в «Сказке о мертвой царевне »
А. От отравленного яблока В. От руки злодея
Б. От воздействия зеркальца Г. От злобы и одиночества
7) Что входит в обязанности золотого петушка?
А. Охранять царство В. Воевать за царство
Б. Созывать войско царя Г. Будить царя

8) Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
А. Черномор В. Звездочет
Б. Колдун Г. Чародей

4. Конкурс «Восстанови последовательность».
1) К кому, и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? (1- солнце, 2- месяц, 3- ветер)
2) Назови в нужной последовательности все превращения князя Гвидона. (1-комар, 2- шмель, 3- муха).
3) Назови все желания старухи по порядку. (1- корыто, 2- дом, 3- стать столбовой дворянкой, 4- стать царицей, 5- стать владычицей морской)
4) Перечислить по порядку все чудеса из сказки о царе Салтане. (1- белка, 2- 33 богатыря, 3- царевна-лебедь).
5) В какой последовательности проходили соревнования между Балдой и чертенком? (1- помогли зайцы, 2- закинул за тучу, 3- проскакал на коне)

5. Конкурс «Сопоставь».
1) Сопоставь литературного героя с его словами.
Царица
«Не гонялся бы ты за дешевизной»

Золотой петушок
«Свет мой, зеркальце»

Балда
«ведь жена не рукавица»

Царевна- лебедь
Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»

Чернавка
«Ветер, ветер, ты могуч»

Елисей
«Там в лесу стоит одна»

Золотая рыбка
«Дурачина ты, простофиля»

Старуха
«Чего тебе надобно»


2) Сопоставь имя героини и дива, о котором она поведала царю Салтану.
Повариха
Про Царевну- лебедь

Ткачиха
Про чудесную белку

Бабариха
Про 33 богатыря


3) В «Сказке о попе и работнике его Балде» Балда дал попу три щелчка. Сопоставь последовательность щелчков с их воздействием.
1 щелчок
Лишился языка

2 щелчок
Вышибло ум

3 щелчок
Прыгнул до потолка


4)Какими родственными узами связаны герои сказки с князём Гвидоном?


Бабариха
Тетя

Ткачихи и повариха
Бабушка

Царь Салтан
Жена

Царевна- Лебедь
Мать

Царица
Отец



5) Сопоставь литературного героя со сказкой.
Гвидон
«Сказка о рыбаке и рыбке»

Елисей
«Сказка о мертвой царевне»

Чертенок
«Сказка о царе Салтане»

Звездочет
«Сказка о попе и работнике его Балде

Столбовая дворянка
«Сказка о золотом петушке»


6. «Черный ящик»
В этом ящике находится предмет, который стал причиной смерти двух персонажей известной вам сказки. За одну минуту обсуждения вы должны найти правильный ответ. Что за таинственный предмет находится в чёрном ящике? (Яблоко. Именно оно стало причиной смерти Царевны и Соколко в «Сказке о мертвой царевне»)

7. Конкурс «Домашнее задание».

АРХАИЗМЫ И ИСТОРИЗМЫ в сказках А.С. Пушкина

1. «Сына Бог им дал в аршин»,- говорится о младенце Гвидоне в «Сказке о царе Салтане». А сколько это – аршин? (русская мера длины, равная 0,71м.)
2. Когда старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» стала столбовой дворянкой, она была одета так:
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Что такое кичка? (В старину – головной убор замужней женщины: шапочка с двумя выдающимися вперед остриями)
3. Когда Балда нанимался служить к попу, то попросил кормить его вареной полбой? Что это за блюдо? (Каша из зёрен пшеницы. Полба- один из видов пшеницы).

4. Как известно ,Чернавка, героиня «Сказки о мёртвой царевне» была сенной девушкой. Кого так называли в России в прошлые века?
(При крепостном праве – дворовая девушка, прислуживающая господам. От слова «сени»- живущая в сенях)
5. В «Сказке о золотом петушке» читаем
со злости
Инда плакал царь Дадон.
Инда Замените архаичную частицу «инда» современным, общеупотребительным. (Даже)

6. В «Сказке о мертвой царевне» царица угрожает Чернавке рогаткой. Что такое рогатка? (Железный ошейник с длинными остриями внутри, надевавшийся в наказание на шею)

7. «Приступают к заставе гости:
Князь Гвидон зовет их в гости («Сказка о царе Солтане»). Что такое застава? (Застава- место въезда в город или выезда из него, охраняемая стражниками).

Подведение итогов. Награждение победителей грамотами.

Завершаем встречу стихотворением:
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова- алмазы
На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порой в детство,
Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
(Автор не известен)










Неделя русской литературы



















Дяконова Э.К.

2013 год

















"ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ..."
Внеклассное мероприятие по сказкам А.С. ПушкинаTimes New Roman15