Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру 3 класс программа Школа России

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа с. Бабстово»

«Рассмотрено»
Руководитель МО
________ И.В.Сулацкова
подпись
Протокол № 1
от « 26» августа 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ Е.Е.Лазаренко.
подпись ФИО
Протокол № 1
от « 28» августа 2015 г.
«Утверждено»
Директор
________ Г.В. Фирсова
подпись ФИО
Приказ № 72
от « 28» августа 2015 г.





Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»
УМК «Школа России»
для 3 «б» класса



Учитель: Лазаренко Евгения Евгеньевна, I кв. категория







2015-2016 учебный год







Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа реализуется на основе программы начального общего образования, авторской программы Плешакова А.А. («Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011).
В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.

Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования;
приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования»;
приказом Минобрнауки России от 31.2014 № 256 «Федеральный перечень учебников»»
приказом Минобрнауки России от 8.06 2015 № 576 «О внесении изменение в Федеральный перечень учебников»»
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
письмом комитета образования от 10.04.2015 № 1144/15 «Об организации образовательной деятельности в 2015/2016 учебном году»
приказом МКОУ СОШ с. Бабстово № 59 от 04.06.
уставом школы протокол № 4 от 23.12.2014 г.
авторская программа Плешакова А.А. (УМК «Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы.М.: Просвещение, 2011).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Общая характеристика организации учебного процесса
Курс «Окружающий мир» для третьего класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здоровья
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
эколого-этическая деятельность (включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил), которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Программа составлена к учебно-методическому комплекту «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Формы организации учебного процесса:
комбинированный урок;
открытие новых знаний;
обобщающий урок;
урок закрепления;
нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, телепередача, заочная экскурсия, урок- подарок от волшебника, живая газета, устный журнал;
работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
проведение фенологических наблюдений;
выполнение практических работ и мини-исследований;
моделирование объектов и процессов;
дидактические игры;
уроки в музеях;
уроки на улицах города;
уроки-путешествия;
уроки с элементами исследования;
кратковременные предметные экскурсии.
Формы организации урока:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
индивидуальная работа;
работа в парах.

Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета « Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. По учебному плану - 35 учебных недель, 70 учебных часов.
четверть
кол-во часов

I
16 часов

II
16 часов

III
22 часов

IV
14 часов

итого
68 часов





Содержание программы
Как устроен мир (6 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.. Роль природы в жизни людей.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между ма человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономика.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи, Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, строй- площадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды, бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12 ч.)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства ее основные отрасли: электроэнергетика, металлурги? Промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (14 ч)
1 час
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
3 класс
Экскурсии:
Природа, ее разнообразие.
Разнообразие растений
Разнообразие животных






Тема
Кол-во часов

Как устроен мир
6

Эта удивительная природа
18 ч.

Мы и наше здоровье
10 ч.

Наша безопасность
8 ч.

Чему учит экономика
12 ч.

Путешествие по городам и странам
14 ч.

итого
68 ч.














Вид работы
По теме

Проверочная работа № 1
Как устроен мир?

Проверочная работа № 2
Превращения и круговорот воды

Проверочная работа № 3
Эта удивительная природа

Проверочная работа № 4
Мы и наше здоровье

Проверочная работа № 5
Наша безопасность

Проверочная работа № 6
Чему учит экономика?

Проверочная работа № 7
Что мы узнали и чему научились за год?











Контрольно – измерительные материалы

Практическая часть
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего

Проверочная работа
2
1
2
2
7

Тест
2
5
6
2
15

Экскурсия
1
1
1
1
4






Календарно-тематическое планирование


Тема урока
Дата
Вид контроля
Характеристика деятельности учащихся

Примечание

I четверть – 16 часов
Раздел «Как устроен мир» - 6 ч


Природа.
Ценность природы для людей.
01.09

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно
разнообразна; раскрывать ценность природы для людей; работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Человек.
Отличия человека от других живых существ.
03.09

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека; работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать постижения на уроке



Проект «Богатства, отданные людям»

08.09

В ходе выполнения проекта дети учатся:
определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;
подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы



Общество.

10.09

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять место человека в мире;
характеризовать семью, народ, государство как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; сопоставлять формы правления в государствах мира; работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Что такое экология.

15.09

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь па схему; работать в парс: анализирован» схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Природа в опасности! Охрана природы.
Проверочная работа
«Как устроен мир»
17.09
Проверочная работа

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека па природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; обсуждать, как каждый может помочь природе; работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


Раздел «Эта удивительная природа» – 18 ч


Тела, вещества, частицы.

22.09

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Разнообразие веществ.

24.09

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков;



Воздух и его охрана.
29.09

Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава ноздуха; исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Вода.
01.10

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради): работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию; работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Превращения и круговорот воды
Проверочная работа.
06.10
Проверочная работа.
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Берегите воду!

08.10

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника; работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения^ информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды; работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Что такое почва.

13.10

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их; практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез; анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева); обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Разнообразие растений.
15.10

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; знакомиться с группами растений по материалам учебника; работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку; приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя; используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Солнце, растения и мы с вами.
Тестовая работа.
20.10
Тест
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; моделировать процессы дыхания и питания растении, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Размножение и развитие растений.

22.10

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения; наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; выявлять роль животных в размножении и развитии растений; характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


II четверть – 16 часов


Охрана растений
Экскурсия.
03.11
Экскурсия.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать сведения, полученные в 12 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе; характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе; оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Разнообразие животных.
Тестовая работа.
05.11
Тест
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о животном мире, полученные в 12 классах; классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе; обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»; работать с электронным приложением к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»
Экскурсия.
10.11
Экскурсия
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных по типу питания; приводить примеры животных по типу питания; анализировать схемы цепей питания; характеризовать защитные приспособления растений и животных; обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках; обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
определять цель и этапы работы; распределять обязанности; совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; составлять и презентовать «Книгу природы родного края»



Размножение и развитие животных
Тестовая работа.
12.11
Тест.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных разных групп по способу размножения; моделировать стадии размножения животных разных групп; рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;
работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Охрана животных

17.11

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 12 классах;
характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;
с помощью атласа-определителя и злектронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России; обсуждать меры по охране животных; обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых; формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее; создать книжку-малышку «Береги животных»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



В царстве грибов.
Тестовая работа.
19.11
Тест.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать строение шляпочных грибов; с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»; моделировать различие грибов-двойников;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Великий круговорот жизни.

24.11

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители; обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; моделировать круговорот веществ в природе; рассказывать о круговороте веществ на Земле; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».
Проверочная работа.
26.11
Проверочная работа.



Раздел «Мы и наше здоровье» – 10 ч


Организм человека.

01.12

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; характеризовать системы органов человека (их части и назначение); обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;
практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Органы чувств.
Тестовая работа.
03.12
Тест
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; формулировать правила гигиены органов чувств; работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Надёжная зашита организма.

08.12

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа: изучить свойства кожи; характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи; подготовить рассказ об уходе за кожей; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Опора тела и движение.
Тестовая работа.
10.12
Тест.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; следить за правильной осанкой на уроке и вне его; выполнять физкультминутки;
работать с терминологическим словариком; формулировать им поды из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

15.12

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа: определял» наличие питательных веществ в продуктах питания; моделировать строение пищеварительной системы; характеризовать изменения, которые происходя! с пищей в процессе переваривания; обсуждать правила рационального питания; составлять меню здорового питания; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»



Дыхание и кровообращение.

17.12

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе; характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме; моделировать строение дыхательной системы; характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; моделировать строение кровеносной системы; обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке





Умей предупреждать болезни.
Тестовая работа.
22.12
Тест.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать факторы закаливания; формулировать правила закаливания; составлять памятку по закаливанию; составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; работать с терминологическим словариком; регулярно проводить закаливание своего организма;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Здоровый образ жизни.
Проверим себя и оценим свои достижения.
Тест.
24.12
Тест
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;
работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Выполнять тесты с выбором ответа;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами


III четверть –22 часа


Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»
12.01

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся



Огонь, вода и газ

14.01

Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1 2 классах; характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; работать с терминологическим словариком; анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать постижения на уроке


Раздел «Наша безопасность» – 8 ч


Чтобы путь был счастливым
19.01

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 12 классах; работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;
обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;
выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте; моделировать свои действия в ходе ролевой игры; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.




«Железнодорожный вокзал»
21.01

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 12 классах; работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;
обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;
выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте; моделировать свои действия в ходе ролевой игры; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Заочная -экскурсия на железнодорожный вокзал. Учащиеся могут принять участие в обсуждении содержания и маршрута экскурсии;
По материалам экскурсии готовят короткие рассказы, рисунки с подписями.



Внимание! Железная дорога!
26.01
Экскурсия-заочная
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Моделировать различные формы поведения вблизи железной дороги; осваивают правила безопасного поведения вблизи железной дороги; анализируют разные типы знаков, обсуждают, как они помогают пешеходам; выполняют тесты с выбором ответа, требующие знания железнодорожных знаков.



Дорожные знаки.
Экскурсия


28.01

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 12 классах; анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков; моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Проект «Кто нас защищает».

02.02.

В ходе выполнения проекта дети учатся:
находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности



Опасные места.
Тестовая работа.

04.02
Тест.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



Природа и наша безопасность.

09.02

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать опасности природного характера; находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах; обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»; характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; отличать гадюку от ужа; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Экологическая безопасность.
Тестовая работа.
11.02
Тест
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать по схеме цепь загрязнения; приводить примеры цепей загрязнения; моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


Раздел «Чему учит экономика» – 12 ч


Для чего нужна экономика.
16.02

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить; раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Природные богатства и труд людей основа экономики.
Тестовая работа.

18.02
Тест.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;
прослеживать взаимосвязь груда людей разных профессий; раскрывать роль науки в экономическом развитии; работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Полезные ископаемые.

20.02

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I2 классах; определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Растениеводство.
25.02

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 12 классах; практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; различать и классифицировать культурные растения; определять с помощью атласа-определителя культурные растения; характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов; выявлять связь растениеводства и промышленности; работать с терминологическим словариком; исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня; работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Животноводство.
01.03

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 12 классах; классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов; выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; работать с терминологическим словариком; исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;
работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Какая бывает промышленность

03.03

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; соотносить продукцию и отрасли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; характеризовать труд работников отраслей промышленности; работать с терминологическим словариком;
работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Проект «Экономика родного края»
Проверочная работа.
10.03
Проверочная работа
В ходе выполнения проекта дети учатся: собирать информацию об экономике своего края (города, села); оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности



Что такое деньги

12.03

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать виды обмена (бартер и купля продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи;
раскрывать роль денег в экономике; различать денежные единицы разных стран;
практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Государственный бюджет

15.03

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Семейный бюджет
Тестовая работа.
17.03
Тест.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие менее важными; моделировать семейный бюджет; работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Экономика и экология.
22.03

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в ]2 классах; характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;



Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика».
Тестовая работа.
24.03
Тест.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в ]2 классах; характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; моделировать экологические прогнозы; работать с терминологическим словариком;
работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


IV четверть – 14 часов

Раздел «Путешествия по городам и странам» – 14 ч


Золотое кольцо России
06.04

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;



Золотое кольцо России.
Крым и Севастополь: Их историческое значение для России»
08.04

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;
моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.; выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Золотое кольцо России
Проверочная работа.
13.04
Проверочная работа.




Проект «Музей путешествий»

15.04

В ходе выполнения проекта дети учатся:
собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); оформлять экспозицию музея; готовить сообщения (экскурсии по музею); презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов



Наши ближайшие соседи

20.04

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; обсуждать, почему с государствами -соседями нужно иметь добрососедские отношения; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком;
с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



На севере Европы

22.04

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; соотносить государства и их флаги; узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей; составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



Что такое Бенилюкс

27.04

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; выполнять задания электронного приложения к учебнику; используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



В центре Европы

29.04

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям; выполнять задания по электронному приложению к учебнику; моделировать достопримечательности из пластилина; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



По Франции и Великобритании (Франция)
03.05

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; описывать достопримечательности Франции по фотографиям; составлять вопросы для викторины о Франции; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции; работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



По Франции и Великобритании (Великобритания)
Промежуточная аттестация тест «По городам и странам»

05.05
Промежу
точная аттестация
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям; составлять вопросы для викторины о Великобритании; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Великобритании; работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании;



На юге Европы

10.05

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; выполнять задания электронного приложения к учебнику;
используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах; работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



По знаменитым местам мира

12.05

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; обсуждать цели международного туризма; работать с картой; описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности; находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Выполнять тесты с выбором ответа;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать
свои знания в соответствии с набранными баллами
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся



Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

17.05
Тест.




Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

19.05










Описание материально-технического и учебно – методического обеспечения.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Библиотечный фонд
Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии)
Научно-популярные, художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения).
Детская справочная литература ( справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире ( природе, труде людей, общественных явлениях).
Методические пособия для учителя.

Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам естествознания – магнитные или иные ( природные сообщества леса, луга, болота, озера).
Портреты выдающихся людей России ( политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов).
Географические и исторические настенные карты.
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток).

Литература для учителя.
Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3класс. – М.: ВАКО, 2013.
Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия»
Комплексные тесты. Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. 3-й класс: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А.Сениной. – Изд.3-е. - Ростов н/Д: Легион, 2012.
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс/ Сост. И.Ф.Яценко. –4-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
Методический журнал «Начальная школа + «До» и «После»
Плешаков А. А. Окружающий мир: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова 3. Д. Окружающий мир. Тесты. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 5-е издание.-М.: Просвещение. – 2012.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 кл. четырехлет. нач. шк. М.: Вита-Пресс, 2011.
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для нач. шк. М.: Просвещение, 2009.
Плешаков А. А. Зеленые страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков._ 15-е изд. М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Кн. для учащихся нач. кл. М.: Просвещение, 2009.
Тихомирова, Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс. Ч.1: к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч.Ч.1»/ Е.М.Тихомирова. -8-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Тихомирова, Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс. Ч.1: к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч.Ч.2»/ Е.М.Тихомирова. -8-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Федеральный государственный стандарт. 2010.
Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011.

Литература для учеников.
Плешаков А. А. Окружающий мир: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова 3. Д. Окружающий мир. Тесты. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 5-е издание.-М.: Просвещение. – 2012.
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для нач. шк. М.: Просвещение, 2009.
Плешаков А. А. Зеленые страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].   
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – портал компании «Кирилл и Мефодий».

Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Персональный компьютер
Экспозиционный экран.
Мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия.

Видеофильмы по предмету.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Часы с синхронизированными стрелками.
Микроскоп цифровой.
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса ( весы рычажные, весы пружинные, набор разновесов), изучение свойств звука ( камертоны, наушники), проведение наблюдений за погодой, по экологии (фильтры, красители пищевые), измерительные приборы .
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).
Модель «Торс человека с внутренними органами».
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта
Муляжи овощей, фруктов, грибов.
Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников.
Коллекции полезных ископаемых.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Коллекции плодов и семян растений.
Живые объекты (комнатные растения)

Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по математике предмета «Окружающий мир».
Наборы ролевых игр, игрушек, и конструкторов.
Наборы карандашей, красок. Альбомов для рисования.

Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.












15